Мастер-класс “Я делаю это так”
Мастер-класс
«Мастер-класс «Я делаю это так»»
Практический психолог
ГОУ ЛНР «Стахановская гимназия №7»
Олейник Н.В.
2021 г.
Автор мастер-класса: практический психолог ГОУ ЛНР СГ №7, учитель начальных классов.
Участники: педагогический и ученический колективи.
База реализации проекта: ГОУ ЛНР СГ №7 (9-11 классы)
Актуальность вопроса
Любая программа тренинга состоит из мини-лекций и самых разнообразных упражнений. Для разработки программы важно понимать, какие типы упражнений существуют, каковы их цели и задачи, на каком этапе тренинга каждый их них стоит использовать.
Основных типов упражнений всего пять, а именно:
- Упражнения-разогревы (разминки)
- Основные (тематические) упражнения
- Упражнения-вызовы (проблематизирующие)
- Упражнения на ускорение распределение ролей в группе
- Упражнения на саморефлексию
В своей практике, я чаще всего использую Упражнения-разогревы, т.к. они позволяют запустить групповые процессы такие как:
- доверие
- энергетика
- включенность участников
- креативность
- сплоченность
- или же, наоборот, соревновательность
Эти упражниния подходят, как для знакомства, раскрепощения, настроя коллектива на дальнейшую работу и т.п.. Сегодня Я предлагаю Вашему вниманию один из вышеперечисленных этапов, а именно упражнения-рагоревы.
Они же — разминки.
Провести упражнение-разогрев — все равно, что заехать на заправку за бензином перед дальней дорогой. Так же и разогрев — он запускает нужный процесс, который потом тренер использует для дальнейшей работы группы. Например, после разогрева может быть дана важная, непростая тема (мини-лекция) и участники будут воспринимать её гораздо более внимательно, чем было бы без разогрева.
Широко распространен шаблон, что разогрев, разминка — это всегда энергичное упражнение. Это не так. Разогрев, запускающий энергетику в группе — это всего лишь один из вариантов разогревов.
Когда же нужны упражнения разогревы? Они нужны всегда, когда теряется необходимый групповой процесс, когда «заканчивается бензин».
Традиционно они необходимы в самом начале тренинга, когда в группе ещё нет ни доверия.
Так как мы уже с Вами успели познакомиться, предлагаю сформировать в нашей группе «чувство-безопасности», принадлежность к этому конкурсу и нашему коллективу.
Итак… предлагаю еще раз представиться по имени. А после рассказать о своем имени (в помощь Вам даны вопросы в брошурке), можно отвечать на вопросы, которые нравятся Вам. Меня зовут Наталья. Наталья-родная….мое имя имеет множество вариаций, Натали, Натуся, Ната, Наталка. Обычно меня называют Наташа, но мне нравится, когда ко мне обращаются Натуська. Это имя мне дал папа. Мое имя настолько распространенное, что мне кажется оно есть в каждом семье. Из знаменитостей, мне сразу в олову приходят: Наталья Орейро и Наташа Королева. В детстве я терпеть не могла свое имя, а сейчас оно мне очень нравится.
Цель проекта: Поиск и практическая реализация методов психологической профилактики и коррекции дезадаптации младших школьников. Формирование у детей коммуникативных способностей.
Организация эксперимента
-Приветствие! Здравствуйте уважаемые коллеги уважаемая жюри! Я рада приветствовать вас! Меня зовут Олейник Наталья Владимировна я практический психолог стахановский гимназии номер семь также по совместительству являюсь преподавателем младших классов в этой же гимназии.
Учеными доказано, что через 20 мин в сидячем положении люди перестают воспринимать информацию. Поэтому я постараюсь коротко донести до Вас суть своего проекта.
Итак начнем…
На вторум году своей работы я получила огромный дар судьбы: стала учителем 1-го класса.
До этого, выпуская 4-й класс в среднюю школу, вследствие дистанционного обучения ,не имела возможности провести линейку, выпускной или подвести какие-либо итоги их обучения. Дети были лишены счастья. Как у меня, так и у детей осталось чувство незавершенности.
По возвращении детей в новом учебном году и в новом статусе ученика 5 – го класса , они были полностью дезадаптированны. Все это мне удалость выяснить с помощью диагностических методик. Я ужаснулась. Это были худшие показатели за несколько последних лет.
И тут меня и посетила мысль о глобальном, на мой взгляд, проекте. Назвала я его: Новый день – новая жизнь.
Проект является долгосрочным, расчитан на 4 года. И состоит из 4 этапов:
1)Подготовительный
2)Аналитический
3)Практический, на котором я сейчас и нахожусь
4)Презентационный (окончание проекта запланированно на 2024 год)
Актуальностью моего проекта является понимание проблемы формирование морально-духовной, жизненно-компетентной личности, успешность реализации ребенка в социуме как гражданина, семьянина, профессионала. И одним из путей достижения этой проблемы является формирование «коммуникативных способностей младших школьников» , и их взаимодействие со старшеклассниками путем вступления в социально-коммуникативную (общую) деятельность.
В последнее время все более актуальной проблемой, которая объединяет усилия психологов и педагогов, становится проблема школьной дезадаптации как явления, которое препятствует полноценному личностному развитию ученика и затрудняет учебно-воспитательный процесс. Если говорить простыми словами, то адаптация – это способность организма подстраиваться под меняющиеся условия среды. Физиологическая её состояние я не брала в учет. Меня заинтересовала психологическое состояние адаптации.
Психологическая адаптация – это быть гибким. В данном случае гибкость должна пониматься как личностное качество. Она зависит от различных факторов и самый важный, на мой взгляд из них, это жизненный опыт!
Добиться результатов вышесказанного я решила путем социального контакта и межличностного общения внутри школьного коллектива (своими словами, я подключила к процессу воспитания младших школьников детей старших классов-лидеров гигмназии). Для мотивации и заинтересованности детей разных возрастов был создан продукт интеллектуальной собственности – страничка на YouTube, нарезку с которой я и хочу Вам презентовать, как промежуточный этап в моем долгосрочном исследовании.
РОЛИК
Главными для меня стали развития эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной и коммуникативной сфер. (1 сентября).
Выявлено, что в целом позитивное эмоциональное состояние на протяжении обучения в начальных классах обеспечивает положительное отношение к учебной деятельности учащихся с 1-го по 4-й класс. Именно на это и был упор. В процессе создания роликов участвовали школьники разных возрастов. Что позволило младшим ребятам расширить свой круг друзей, а старшим научится проявлять себя в новой роли-наставника. В процессе взаимодействия ребята обменивались позитивными эмоциями и чувствами.
Поведенческие реакции ребят начали меняться уже на втором месяце реализации проекта. Регулярные репетиции, составление сценариев, и сами сцены давали возможность проживать разные социальные роли.
К марту месяцу первоклассники стали предлагать свои идеи к сценариям, активными участниками проекта стали и родители.
Дети раскрепостились. Старшеклассники взяли опеку над малышами не только в процессе творчества, но и на обычных переменах, и вне школы.
Все эти сферы можно объединить в одно – жизненный опыт.
Мой проект – это не то, что можно пощупать, попробовать на вкус или полистать в руках. Это больше. Это счастливые мотивированные дети, умеющие организовать себя и младшего товарища. Имеющие мотивацию к обучению. Интеллектуально развитые и коммуникабельные.
Промежуточными результаты этого проекта стало:
- Увеличение кол-ва пероклассников в новом учебном ггоду, побившее рекорды за последние годы.
- Тесная связь родителей, детей и педагога.
- Приемственность внутри школьного коллектива.
- Психологический микроклимат в классе.
К счастью, в процессе реализации своего проекта, я не столкнулась с ощутимыми для себя трудностями. Еще много предстоит работы. В процессе реализации приходят новые наработки в виде различных отвитвлений , например, таких как «Школьный ералаш». Детям очень нравится учавствовать в съемках ,и конечно, лицезреть результаты своей работы, как посредстом интернет-ресурсов, так и в виде школьных мероприятий.
Надеюсь мои труды будут не напрасны, и в дальнейшем, меня ждут еще более ощутимые результаты проекта.
Спасибо за внимание!