Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста
Опыты со светом
Воспитатели:
Аристова Н.Н., Нютина Е.Н.
Участники: педагоги ДОУ
Тема:
Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в “лабораторных” условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
· Дать понятие о возникновении света и тени.
· Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
· Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Оборудование: фонарики, цветные стекла, картон, деревянные дощечки, кусочки ткани, зонт, свеча, настольная лампа.
Ход мастер – класса
Педагог:
– Уважаемые участники!
Перед вами набор для экспериментирования со светом и звуком.
В набор входит методическое пособие и оборудование для проведения опытов.
– Послушайте историю о Солнце и Электрической лампе.
Солнце, заглянув в окно, увидело Электрическую Лампу, висящую на потолке, и, глядя свысока, надменно сказало:
– Как ты смеешь, дерзкая стеклянка, ярко светить наравне со мной, с Солнцем? Я людям даю свет, тепло, без меня погибла бы жизнь на земле!
На что Электрическая Лампа отвечала:
– С тобой трудно спорить, Солнце, ты великое светило, но светишь только днем, а вечером уходишь за горизонт, и становится темно. А людям трудно в темноте, вот они и включают меня, Электрическую лампу. А я, в отличие от тебя, Солнца, могу светить и вечером, и ночью!
– Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
– Что является естественным источником света для нас?
Участники:
– Солнце, луна, свет звезд, полярное сияние, светлячки, молнии, костер (предполагаемый ответ).
Педагог:
– Действительно, всё это естественные источники света.
– А в темное время суток, что ещё помогает нам видеть окружающий мир?
Участники:
– Электрические лампы, люстры, фонари, свечи, фонарики (предполагаемый ответ).
Педагог:
– То, что сделано руками человека – это искусственные источники света.
– Обратите внимание, на столе коробка. В ней находится искусственный источник света. Что это, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Участники:
– Фонарик (предполагаемый ответ).
Педагог:
– Прежде, чем вы возьмете фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли вред?
Участники:
– Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться (предполагаемый ответ).
Педагог:
– Берите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
(воспитатель открывает зонт)
Педагог:
– Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Включайте свои фонарики.
– Что нам дают фонарики?
Участники:
– Свет.
Педагог:
– Как светят фонарики в темноте?
Участники:
– Ярко (предполагаемый ответ).
Педагог:
– Если луч от фонарика направим вверх, что произойдёт?
Участники:
– Наверху будет светлое пятно (предполагаемый ответ).
Педагог:
– На что похож свет от фонариков?
Участники:
– Круг, планету, цветок, луну (предполагаемый ответ).
Педагог:
– А если направим свет от фонарика вниз. Где будет светло?
Участники:
– Внизу, на полу (предполагаемый ответ).
Педагог:
– Давайте приблизим фонарики к полу, что происходит?
Участники:
– Свет уменьшается.
Педагог:
– А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?
Участники:
– Светлое пятно становится больше.
Педагог:
– Свет рассеивается.
(воспитатель закрывает зонт)
– Что произойдёт, если мы посветим фонариками в пространство?
Участники:
– Свет будет тусклым, слабым (предполагаемый ответ).
Педагог:
– Посмотрите, что еще лежит в коробке?
Участники:
– Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон.
Педагог:
– Поиграем с этими предметами.
– Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать через дощечку?
Участники:
– Нет.
Педагог:
– Почему?
Участники:
– Дощечка не пропускает свет (предполагаемый ответ).
Участники проводят опыты с дощечкой, цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
Педагог:
– Через какие предметы свет проходит?
Участники:
– Свет проходит через тряпочку, ладошки, цветные стекла.
Педагог:
– Через какие предметы свет не проходит?
Участники:
– Дощечка, картон.
Педагог:
– Рассмотрим другие искусственные источники света.
– Что это за предметы?
Участники:
– Настольная лампа и свеча.
Педагог:
– Для чего они нужны?
Участники:
– Освещать комнату, читать, печатать на компьютере (предполагаемый ответ).
Педагог:
– Попробуем узнать, от какого источника будет больше света?
– Что для этого нужно сделать?
Участники:
– Включить свет.
Педагог:
– Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?
Участники:
– Включить в розетку.
Педагог:
– Фонарик тоже включаем в розетку?
Участники:
– Нет, у него есть батарейки.
Педагог:
– Как «включить» свечу?
Участники:
– Её надо зажечь.
Лампа стоит на столе, фонарик в руках участника, свеча у воспитателя. Участники сравнивают яркость света.
Педагог:
– Какой источник светит ярче?
Участники:
– Настольная лампа – самая яркая, потом – фонарик, самый слабый свет от свечи.
Педагог:
– Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране?
Участники:
– Это тень.
(воспитатель закрывает свет от прожектора)
Педагог:
– Есть ли сейчас тень?
Участники:
– Нет.
Педагог:
– Почему не стало тени?
Участники:
– Нет света.
Педагог:
– Значит, бывает тень без света?
Участники:
– Нет.
Педагог:
– В работе с детьми, можно использовать свойство тени для развития у них воображения.
(воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки)
Педагог:
– Покажите, тени других животных, птиц.
(участники показывают тени)
Педагог:
– Для чего мы это делаем?
Участники:
– Развиваем у детей любознательность, формируем первичные представления о предметах окружающего мира (предполагаемый ответ).
Педагог:
– В рамках реализации ФГОС ДО, учреждение создает условия для развития интересов детей, любознательности, творческой активности; формирования представлений об объектах окружающего мира.