Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Елизавета Александровна Лавренова
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ"
Краткое описание работы: Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Дата публикации: 2022-04-08 “Логоримика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья” Елизавета Александровна Лавренова МБУ ДО "ЦДТ" Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

“Логоримика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья”

Скачать работу


Статья

«Логоримика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

педагог дополнительного образования

Е.А. Лавренова

МБУ ДО «ЦДТ» г.о. Коломна

Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей с речевой патологией двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.

На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связанной речи.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определённые требования.

Занятия по логопедической ритмике с дошкольниками проводятся в виде занятий-развлечений один раз в неделю. Их продолжительность составляет 20 – 35 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.

В планировании логоритмических занятий мы руководствуемся принципом концентрического наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем, что положительно сказывается на расширении словарного запаса дошкольников.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родительской общественности. В начале учебного года на собрании родителям разъясняется, что такое логоритмика, раскрывается её значение в развитии речи детей. Родителям рекомендуются такие приёмы: артикуляционная гимнастика под счёт с ритмичными движениями пальчиками, кулачками, хлопками, притопами; дыхательные упражнения на материале различных чистоговорок, скороговорок, стихотворений, песен, ритмических упражнений, пения песен, рассказ стихотворений с движениями и т. д. Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения для развития музыкального слуха;

ритмические упражнения;

пение;

упражнения в игре на инструментах;

импровизация на детских музыкальных инструментах;

игровая деятельность;

развитие творческой инициативы;

заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

В структуру занятия мы не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учётом характера и тяжести речевого нарушения. Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях по логоритмике мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без лишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр мы обязательно учитываем то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

При разработке любого логоритмического занятия мы учитываем главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Также для более успешного проведения занятий выполняем психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – это залог успешной работы.

Я лично с сентября 2015 года провожу логоритмические занятия в группе детского сада, в которой воспитываются дети с такими диагнозами как задержка речевого развития, задержка психического развития: 11 мальчиков и 1 девочка. Раньше в группах дошкольников, в которых я работала,  не было детей с такими диагнозами. Для меня эта работа нова сама по себе. Многие дети к началу учебного года вообще совсем не говорили.

Но такой отклик, который я увидела в новой для меня группе, превзошёл все мои ожидания. Да, работа с такими детьми требует определённой специфики в преподавании: например, более медленного проговаривания заданий, стихотворных текстов, большего количество повторов игровых моментов и т.д. Но ребята более живо реагируют на смену деятельности, с большим интересов включаются в сюжетный игровой момент, это вызывает у таких детей бОльше эмоций. Мною было отмечено, что эти дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только их двигательные умения, но и познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело маленького человека и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях.

Педагог с такими детьми должен не просто проводить занятия, а проигрывать спектакль, опираясь на различные эмоции, мимику, жесты, на использование наглядного материала (иллюстраций, игрушек, разнохарактерных интересных музыкальных файлов и т.д.), чтобы дети были постоянно вовлечены в действо и не отвлекались.

Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важна логопедическая ритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

В результате использования логоритмических занятий к началу 2016 года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличился словарь, развилось фонетическое восприятие, связанная речь, неговорящие в начале учебного года ребята плохо, но заговорили. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Используемые ресурсы:

1)      http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/03/23/ispolzovanie-logoritmiki-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi

Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи Игры.

Post navigation

КАК ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ И ВОКАЛОМ ПОМОГАЮТ РЕБЁНКУ СТАТЬ УМНЕЕ И КОММУНИКАБЕЛЬНЕЙ.
“Как психологически подготовиться к выступлению”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022