«Логопедические дорожки» практико-ориентированный проект
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района
«Логопедические дорожки» Руководитель: учитель-логопед Коцолапенко Галина Васильевна Паспорт проекта
Актуальность проекта. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Рассмотрим эту проблему: Основная функция связной речи – коммуникативная. А наши дети все меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет и как следствие – меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, все больше по телефону, меньше общаются посредством звука и больше посредством буквы. Характер, глубина, количество и структура дефектов речи также изменились. Во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, происходит нарушение многих звуков. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, у детей с речевыми проблемами наблюдается: 1. Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться). 2. Низкий уровень развития самоконтроля. 3. Низкий уровень познавательной активности. 4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность. 5. Низкий уровень мотивации к обучению. Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Итак, говоря об актуальности проблемы речевого развития ребенка, мы предположили что, стандартизованные методы коррекционной работы не всегда помогают достичь желаемых результатов. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В связи с вышесказанным мы предположили, что внедрение метода проектов в коррекционную работу по преодолению речевых нарушений будет являться одним из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда с детьми, воспитателями и родителями. Ребенок рождается исследователем, неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень важное и сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главное преимущество метода проектов в работе логопеда состоит в том, что он предоставляет дошкольнику большую самостоятельность, сотрудничества, сотворчества на равных со взрослым, возможность интеллектуального и творческого саморазвития. Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Важно помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что он нашел и доказал сам. Еще большие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания, совместно с семьей, образовательных проектов. Поскольку речевые нарушения у дошкольников, едва ли не самая главная проблема, то для ее решения нами был разработан проект «Логопедические дорожки», который направлен на создание условий для речевого развития дошкольников, проект является практико-ориентированным, долгосрочным. Участники проекта: Дети группы компенсирующей направленности 5 -7 лет, учитель – логопед, воспитатели, родители. Срок реализации проекта: Сентябрь – Май
Отличительной чертой данного проекта являются то, что он состоит из нескольких различных по времени проектов – «дорожек» направленных на коррекционную работу с детьми, имеющими задержку речевого развития и их родителями (законными представителями). «Дорожки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи, способствующие формированию артикуляционной моторики, диафрагмального-релаксационного дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую «дорожку» ребенок «проходит» совместно с взрослыми. Предполагаемый результат : В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог Данное пособие сделано для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. Этапы и стратегия реализации проекта: 2. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. С целью определения уровня развития речи и состояния звукопроизношения у детей, посещающих компенсирующую группу, мы провели стартовый мониторинг. Результаты обследования развития речи и звукопроизношения были количественно обработаны и в соответствии с этим нами выделены следующие уровни развития речи детей. Стартовый мониторинг (сентябрь 2016 г.) II. Основной этап реализации проекта (практический) Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный. Срок реализации: Сентябрь- октябрь. • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания. Содержание работы: • Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания. • Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха. • Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики. • Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных пособий. • Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья. Работа с педагогами • Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей. Практический результат проекта 2.Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке» Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 1. Консультация «Строение артикуляционного аппарата». 2. Беседа «Выполнение основных артикуляционных упражнений». 3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков. 4. Приглашение родителей на индивидуальные занятия. 5. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий).
Вид проекта: Информационно – практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный. Срок реализации: В течение учебного года •Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики. •Развивать тактильную чувствительность рук детей. •Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. •Сформировать элементарные специфические графические навыки. •Подготовить руку ребенка к письму. •Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. • Повышение компетенции воспитателей в данной области. •Развитие мелкой моторики рук в ходе непосредственной образовательной деятельности. • Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов пальчиковой гимнастики с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций. Работа с родителями • Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей». • «Пальчиковые игры на кухне» (папка-передвижка). • Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста (папка-передвижка). • Привлечение родителей, к совместной деятельности с детьми по изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики. Работа с педагогами • Консультация на тему: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук». • Практикум для педагогов «Место пальчиковой гимнастики в режиме группы. Методика выполнения пальчиковой гимнастики». • Практическое применение пособий детско – родительского творчества. Практический результат проекта Оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика». Практическое применение пособий в коррекционном процессе. 4 «Играем – звуки закрепляем» Срок реализации: В течение учебного года • Автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах. • Автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах и пр. • Праздник « Говорим правильно». • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. • Буклет: «Рекомендации по выполнению упражнений». «Контролируем поставленные звуки дома». • Консультация «Приёмы автоматизации звука».
• Изготовление игр, пособий для автоматизации поставленных звуков. • Праздник « Говорим правильно». 5. «А речь, словно реченька льется» Вид проекта: Информационно - практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Задачи: • Буклет «Игры, направленные на развитие словарного запаса». • Родительские пятиминутки (по запросу родителей). • Выставка литературы для родителей. 6. «Грамотейка» Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный. Срок реализации: В течение учебного года. Задачи: Работа с детьми • Индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»). • Памятка для родителей « Формирование грамматического строя речи». • Консультация «Грамотно ли говорит Ваш ребёнок?». • Практическое использование этих пособия. • Практическое применение. 7. Логопедический проект «АБВГДЕЙка» Вид проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный, коллективный Работа с семьей • Буклет «О звуках и буквах», «Деление слов на слоги». • Домашние задания. • Домашняя игротека. • Родительские пятиминутки (по запросу родителей). • Семинар - практикум: «Звуковой анализ слов – это не трудно!». • Выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте. Работа с педагогами III. Заключительный этап реализации проекта: Конечным итогом проекта будет, являться: Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ, в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. На мой взгляд, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствующие качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересуют родителей в образовательном процессе, будут стимулировать их к активному участию в развитии ребенка. Список использованной литературы: 7. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 - 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ», 2015. - 48 с. 8. Нuщева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. - СПб., 2006. 9.Нuщева Н Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб., 2014. 10. Нuщева Н Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006. Нuщева Н Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006. 11.З. Е. Агранович В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007 12.Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 48 с. 13. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. –М.: ООО «Издательство ЭКСМО», 2003 |