Литературно-музыкальная гостиная «В гости к Осени»
Литературно-музыкальная гостиная «В гости к Осени».
Цели: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста при чтении поэтических произведений.
Задачи:
- продолжать знакомить с поэзией сибирских поэтов В.П.Комаровский и А.Береснев; с репродукциями картин русских художников; познакомить с музыкальными произведениями П.И.Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»;
- развивать умение читать стихи наизусть, используя интонационно-выразительные средства языка, предоставить детям возможность для самовыражения;
- формировать у детей чувство любви к русской поэзии.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы;
-прослушивание голосов птиц;
-заучивание стихотворений сибирских авторов;
- оформление выставки книг и стенда с портретами авторов,
-помощь родителям и детям в изготовлении атрибутов;
-работа над выразительностью речи.
Оборудование: - портреты писателей В.П. Комаровского, А. Береснева.
- выставка книг:
-музыкальный центр, произведения П.И Чайковский «Времена года»;
-атрибуты и декорации к драматизации стихотворений (макеты деревьев по временам года, зонтик, корзина и пенек с грибами.)
-благодарности родителям за участие,
-картина Левитана «Золотая осень»,
-телевизор, презентация песни « Бедный ежик ».
Дети заходят в зал, под музыку Антонио Вивальди «Времена года Осень» и садятся на стульчики, воспитатель ждет их в зале.
Ведущий 1: Я рада вас приветствовать в нашей литературной гостиной.
Все поэты – волшебники, маги,
Знают силу рифмованных строк.
Стих не то, что на этой бумаге,
Стих, как теплый в душе огонек.
-Мне кажется, я что-то слышу. Закроем глаза и послушаем.
(дети закрывают глаза)
Звучит крик журавлей, улетающих в теплые страны.
Ведущий 1: Ребята, откройте глазки. Скажите мне, пожалуйста, что вы услышали.
Дети: Крик журавлей, улетающих в теплые страны.
Ведущий 2:
Летят журавушки на юг.
С крыльца смотрю на стаю.
Ах, как бы птиц вернуть на луг:
Я так по ним скучаю.( А.Береснев)
Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какому времени года будет посвящена наша сегодняшняя встреча?(ответы детей)
Ведущий: дети загадают вам загадки и мы точно узнаем о чем сегодня наша встреча.
Загадки: (Катя. Ваня.)
Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья (осень)
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает ,когда это бывает?
Ведущий 1:Да, действительно, наша встреча будет посвящена осени. И читать и слушать мы сегодня будем стихотворения об осени двух сибирских авторов: Александра Береснева и В.П.Комаровского.(дети на экране рассматривают портреты)
Ведущий 2: Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой... Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки. Сливаются в одно и небо, и земля. Что в осени хорошего? – думают обычно. А ведь она совсем не скучна.
Чтец 1
В.П.Комаровский «Осень»
Настя.Г
Осень! Сниться осень!
В платье золотом!
В туфельках багряных,
С кружевным зонтом!
Занавес открылся,
Листьями шурша,
И от добрых мыслей светится душа!!!
Ведущий 1. Давайте совершим путешествие в осень. Из всех времён года – она самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам. Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены, и природа отдыхает.
-Скажите, ребята, как отдыхает осень? ( она засыпает). Конечно, главное слово осени какое? (сон) - вспомнить с детьми как получилось это слова (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Ведущий 1: Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на портрет известного художника Исаака Ильича Левитана.
Хочу познакомить вас с одной из репродукций картин этого художника. Она называется «Золотая осень»( выставляется картина на доску)
Ведущий 2: Природа справляет свой тихий праздник. На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в золотом осеннем наряде. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Художник использовал желтую, красную, пурпурную, багряную, золотую, лимонную, бирюзовые краски. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Вот, как при помощи кисти и красок художник изобразил всю красоту осени в своей картине.
Ведущий 2: Чтобы нарисовать картину художник использует краски, писатели и поэты – слово, а композиторы - музыку
Ведущий 1: Ранняя осень завораживала многих художников, поэтов, композиторов. Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения композитора П. И. Чайковского «Сентябрь».
Осенью в сентябре можно встретить очень много интересного, а что именно вы узнаете, если отгадаете загадку В.П.Комаровского
Кира.
Наливается малина.
Не страшна теперь ангина.
Будет дождик. Ну и пусть!
Подрастай быстрее …(груздь)
Ведущий: Правильно, ребята осенью в лесу очень много грибов.
Чтецы 2, 3
Артём Е Максим Кр.
А.Береснев «Опенки» (чтение по ролям)
Внучок: - Дед кричит с поляны мне:
Дед:- Я грибы нашел на пне!
Внучок: Он опенкам рад всегда:
Дед: - Ишь вскарабкались куда!
Внучок: Просит дедушка меня:
Дед:- Помоги-ка срезать с пня!
Внучок: Отказать ему не смог,
С удовольствием помог.
Чтецы 3,4
Арсений. и Максим К.
А.Береснев «Случай в лесу» (инсценировка)
Под самый корешок я срезал гриб большой.
И поднял, как флажок, его над головой.
-Вот это боровик! Его красивей нет!
На мой веселый крик пришел с корзиной дед.
Очки свои протер, с улыбкою сказал:
-Отличный мухомор ты ,внучек, отыскал!
Чтец 5
Полина.
А.Береснев «Мухомор»
Мухомор, мухомор, ты известен с давних пор.
Ты повсюду знаменит тем, что сильно ядовит.
Ведущий 2:-Ребята, а ведь осенью очень часто идут затяжные, моросящие дожди, но это не всегда плохо. Вот послушайте стихотворение.
Чтецы 6, 7, 8.9
София, Соня, Глеб, Рита.
А. Береснев. «Льется дождик» (драматизация)
Над поляною с утра дождик льет, как из ведра.
Двое маленьких зайчат из-под кустика кричат:
-Дождик, дождик хвалит лить,
Дай нам шубки просушить!
Но на них прикрикнул груздь:
-Дождик льется ну и пусть!
Нам без этой сырости никогда не вырасти!
Физминутка «Капельки» (с использованием ТВ)
Ведущий 1:
А я приглашаю вас поиграть в игру «да и нет» и вспомнить ещё несколько примет осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да» - хлопайте в ладошки, если «нет» - топайте ножками.
Игра «Осенние вопросы»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Дети: Куртки, шапки надевать.
Ведущий 1: Скажите, а чем люди занимаются осенью? (собирают урожай). Отгадайте загадку и узнаете, о чем будет следующее стихотворение.
Загадка:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
И стоит новый дом на столбе золотом. ( колос)
Чтец 10
Алёша.
Е.Кравченко «Чудесный колосок»
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях-
Попадет на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон.
Хлеб приходит в каждый дом.
-что мы можем приготовить из муки? (дети перечисляют)
Игра на координацию речи с движениями «Пирог»
Мы спросили нашу печь
( дети ставят руки полочкой и покачивают ими)
-Что сегодня нам испечь?
(вытягивают руки вперед)
Печку мы спросили
(поворачивают ладони вверх- вниз)
Тесто замесили
(сжимают и разжимают кулачки)
Тесто скалкой раскатали
Раскатали –не устали
(гладят ладони друг о друга)
Начинили творогом
И назвали пирагом
(пекут пирожки)
Ну-ка ,печка, ну-ка печка
(вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Дай творожнику местечко!
(хлопают в ладоши 4 раза)
Чтец11
Слава
«Березка» И.Семенова
Это модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой-зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом,
Вдень осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Ведущий 2: Давайте превратимся в осенние опадающие листья и изобразим, как они опускаются на землю. Под музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь» (звучит отрывок «Времена года. Осень. Октябрь.») дети изображают, как падают листья, как плавно, тихо, ветер срывает листья, они кружатся)
Ведущий:
- Ребята, посмотрите, а кто это запутался в листочках осенних? (ежик - игрушка).Сейчас девочки познакомят вас с этим ежиком.
Чтец 12
Марк. и Ева.
Шорыгина «Золотой клубочек»
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это еж.!
Золотым клубочком стал
Хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал на свои иголки.
Их несет себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елкой сладко.
Просмотр презентации «Бедный ежик», одновременно дети поют песню
« Бедный ежик»( с использованием ТВ)
Ведущий 1: Константин Бальмонт
"Осень"
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе..
Ведущий 1: Погода осенью очень переменчива: осенью часто идут дожди, дует прохладный ветер. С каждым днём всё крепче утренние заморозки. Под ногами похрустывает ледок. Холодно. Неуютно. Всё живое ищет убежища. И вот наступает поздняя осень. Ноябрь. Вот в такие дни и приходят к нам грустные воспоминания
Ведущий 2:
А.С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий 2:Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на репродукцию картины «Поздняя осень» (Рассматривание репродукции картины «Поздняя осень» И. И. Левитана)
Автор показал сумерки, а на небе образовались тучи. Скорей всего, идет дождь и может быть уже не один день, так как на переднем плане образовалась довольно большая лужица. В лужу попадали желтые листья, Природа находится в ожидании – вскоре придет зима. Березы уже потеряли свою листву. Лес в ожидании заморозков, холодов, первого снега.
Ведущий 1 :. Вот такой, разной может быть осень. Я хочу вам предложить послушать еще один отрывок из музыкального произведения, которое написал композитор Петр Ильич Чайковский, а называется оно «Ноябрь».
Слушание «Ноябрь» Чайковский
Ведущий 1: Художники пишут осень нежной и печальной, грустной и светлой. Но все же осень так нарядна, так празднична. И завершить нашу встречу мне бы хотелось стихотворением Ивана Бунина «Листопад». Поэт сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками
Чтец 16
Артём Г.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ведущий 1: Осень – прекрасное время, ведь не зря великие поэты, художники, композиторы создали музыку, картины и посвятили прекрасные стихи этой поре года. А нам с вами остаётся наслаждаться этим временем года.
Ведущая 2:
Вот и подошла к концу сегодняшняя встреча, в нашей литературной гостиной, какое удивительное путешествие в гости к Осени, у нас получилось.
На память о нашей встрече хотим вручить вам книгу со стихотворениями еще одной сибирской писательницы Галины Головановой.
До свидания, до новых встреч!
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времен года» «Осень» - дети делают общее фото и выходят из зала.