Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Литература » Внеклассные мероприятия

Автор: Артёмова Наталья Фёдоровна
Учебное заведение: МБОУ "Калининская ООШ"
Краткое описание работы: Литературная игра "Древняя Русь" направлена для повторения и закрепления  произведений: «Повесть временных лет», «Слова о полку Игореве».  

Дата публикации: 2017-03-25 Литературная игра «Древняя Русь» Артёмова Наталья Фёдоровна МБОУ "Калининская ООШ" Литературная игра "Древняя Русь" направлена для повторения и закрепления  произведений: «Повесть временных лет», «Слова о полку Игореве».   
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Литературная игра «Древняя Русь»

3 команды (8 человек), капитан

Повторить «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».

Наглядность : икона «Троица», «Борис и Глеб», иллюстрация шапки Владимира Мономаха, братины.

 

1. Вступление.

     Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «Не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

     Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.

 

Выбор жюри. Представление команд.

 

 

2. Первый тур.

Вопросы поочередно каждой команде.  1 балл за правильный ответ

  1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (пахаря)
  2. Комната монаха в монастыре?  (келья)
  3. Первая книга христианского мира?  (Евангелие)
  4. Бог грома и молнии у древних славян?   (Перун)
  5. Старинная рукопись, документ?   (хартия, свиток)
  6. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси?  (обет)
  7. Боевой топорик с длинной рукоятью?  (секира)
  8. Похоронный обряд у древних славян?  (тризна)
  9. Как назывались в Московском государстве 16-17 веков учреждения? (приказы)

                  Жюри – итог.

 

3. Второй тур.

Ведущий.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

 

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья,

Спасителя смиренно умоляют.

 

 

  1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

  ( летопись, житие, сказание, поучение, письмо, повесть)

  1. Что говорится об учении в «Поучении» Владимира Мономаха?

 («Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»).

  1. За что прозвали Олега вещим?

( за то, что хитростью, умом победил греков, завоевал Царьград).

  1. Как называется сейчас город Царьград?

( Константинополь, Стамбул)

  1. Кто княжил, согласно «Повести временных лет», тридцать три года?

(Вещий Олег)

  1. Какой шелк дороже : паволока или коприна?

( паволока – дорогая шелковая ткань)

  1. На какой горе похоронили Олега?

(Щековица)

  1. Кем была княгиня Ольга до замужества?

( девицей – перевозчицей)

  1. Как звали древлянского князя, под руководством которого убивают Игоря и за которого сватают Ольгу?

( Мал)

  1. Кто кому сказал : «Пуще нам Игоревой смерти» ?

( древляне Ольге)

  1. Кто о ком сказал : « Если повадится волк к овцам. то вынесет все стадо, пока не убьют его»?

( древляне об Игоре)

  1. На каком языке говорили поляне?

( на славянском)

  1. «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на деревскую землю. Стояла там все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость…» В чем заключалась эта хитрость?

( Она сказала: «Дайте от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь»,  древляне согласились, Ольга привязала к каждой птице трут, завернутый в платочки. Вечером птиц отпустили, они полетели в свои гнезда. Загорелись все дома. люди выбежали из города, и люди Ольги схватили их.)

  1. Как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за мужа своего Игоря?

( 1) Решили древляне взять Ольгу за князя Мала. Послали 20 мужей в ладье. Ольга сказала : «Хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими, утром пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, не пеши, а понесите нас в ладье». Гости так и сделали. А как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И засыпали живыми.

2) Другим древлянам Ольга приказала приготовить баню,  вошли в нее древляне, стали мыться, повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все.

3) В третий раз Ольга приказала древлянам приготовить меды у того города, где убили мужа. На могиле мужа она его оплакала и приказала совершить тризну. Когда древляне опьянели, приказала дружине рубить их, и иссекла их 5 тысяч).

15. К кому обращается Ярославна в плаче в «Слове о полку Игореве»?

(к ветру, Днепру, солнцу)

16. Назовите рефрен «Слова о полку Игореве».

( О Русская земля! Уж ты за холмом!)

17. Что это за художественное средство? «Куда, Тур, поскачешь, там лежат проклятые головы половецкие».    (гипербола)

18. Что это за художественный прием? «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось»                (Олицетворение)

     Жюри – итог

4. Третий тур.

Команда получает тест «Устаревшая и малоупотребительная лексика».

                           1 тест.

1 АГНЕЦ – это : а) ангел, б) ягненок, в) огонь.  (ягненок)

2. Покажите ДЛАНЬ.         (длань – рука, ладонь)

3 БАСУРМАН – это : а) национальность, б) воинское звание, в) вероисповедание.

( иноверец, не христианин)

4 КЛОБУК носят : а) на голове, б) на шее, в) в кармане.

( высокий монашеский головной убор с покрывалом)

                            2 тест.

1. АЛКАТЬ – значит : а) кричать, б) жаждать, в) бежать.

(жаждать, сильно хотеть).

2. ЗАБРАЛО – это : а) меч, б) городская стена, ее верхняя часть. ограда , в) кольчуга.

(городская стена)

3. Покажите свою ДЕСНИЦУ.

(десница – правая рука)

4. ЛЕПОТА – это : а) лепные узоры, б) настой из липы, в) красота.

(красота, приличие)

                           3 тест.

1. Где вам могли встретиться БУКИ : а) в книге, б) в лесу, в) на картине.

(буки – название букв в церковно-славянском языке)

2. ПРАЩУР – это : а) динозавр, б) отец прапрадеда, в) название болезни.

(предок, отец прапрадеда)

3. ДУХОВНИК – а) играет на духовых инструментах, б) создает духи, в) совершает духовные обряды.

(священник, принимающий исповедь)

4. Что необходимо, чтобы стать ТОЛМАЧОМ : а) хорошо рисовать, б) быстро бегать, в) знать языки.

(толмач – переводчик)

                 Пока команды готовятся,

 

6. Конкурс капитанов.

По «Повести временных лет»

  1. Почему исчисление в погодных летописях ведется двумя цифрами (годами), например. 6406 (898) ?

(летоисчисление в Древней Руси велось « от сотворения мира», в скобках год «от Рождества Христова»)

  1. Кто такие варяги?

(скандинавы, норманны)

  1. Кто о ком говорит : «…никем не мучимые, но сами себя мучают»?

( апостол Андрей о новгородских славянах, парящихся в бане)

  1. Кто из князей и почему, метнув копье в древлян, попал им между ушей коня и ударил себя в ногу?

( Святослав, так как был еще ребенком)

  1. От какого князя пошли русские люди?

(Рюрика – варяга-русь)

6. Древняя Русь славилась большим разнообразием посуды. Во время пиров столы обильно заставлялись ладьевидными ковшами, чашами, чарками и обязательно сосудами шарообразной формы Наполненные медом, они передавались по кругу. Как называется этот предмет пиршества?   (братина)

7. Чей головной убор выставлен в музее, и кто его владелец?

(шапка Мономаха. Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь боролся с половцами, был крупным государственным деятелем, опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени)

8. Кто изображен на иконе? Кто они такие?

( Борис и Глеб – первые русские святые, убитые братом в борьбе за престол)

  1. Как называется эта икона? Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского?

( икона «Троица», Лавра Сергия Радонежского носит имя Троице-Сергиевой Лавры. Храм, построенный Преподобным Сергием – храм Пресвятой Троицы, призывающей к единству земли Русской, поэтому храмовая икона – Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма).

            Команды – ответы по тесту.

              Жюри – итог

 

  1. Четвертый тур.

                      Вопросы 1 команде:

  1. Кем были открыты первые школы на Руси?

(Ярославом Мудрым)

  1. Основатели славянского письма?

(Кирилл и Мефодий)

  1. Имя Сергия Радонежского в мирской жизни?

(Варфоломей)

  1. Волхвы – это…(языческие жрецы)
  2. Что являлось центром образованности в Древней Руси?  (монастыри)

                            Вопросы 2 команде.

  1. Автор летописного свода «Повесть временных лет»? ( Нестор)
  2. Год принятия христианства на Руси?   (988)
  3. Как погиб князь Олег Вещий? (от укуса змеи)
  4. Основатель города Киева?   (Кий)
  5. Первоначальное значение слова «буква»  на Руси? ( дощечка из букового дерева с письменными знаками)

                          Вопросы 3 команде.

1. Бог ветра в Древней Руси?   (Стрибог)

2. У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростеня)

3. Кто такой Боян? ( поэт, певец)

4. Автором какого выдающегося произведения является Владимир Мономах? («Поучение»)

5. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (благословил войско на битву и предсказал победу)

                            Жюри – итог.

 

  1. Пятый тур.

Чтение наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве».

             Жюри – итог., общий итог, награждение.

 

  1. Заключительное слово.

Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем» : «…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжим приветливы, к церкви прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде – истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

                                                   1 тест.

1. АГНЕЦ – это : а) ангел, б) ягненок, в) огонь.

2. Покажите ДЛАНЬ.

3. БАСУРМАН – это : а) национальность, б) воинское звание, в) вероисповедание.

4. КЛОБУК носят : а) на голове, б) на шее, в) в кармане.

 

 

                                                    2 тест.

1. АЛКАТЬ – значит : а) кричать, б) жаждать, в) бежать.

2. ЗАБРАЛО – это : а) меч, б) городская стена, ее верхняя часть, ограда, в) кольчуга.

3. Покажите свою ДЕСНИЦУ.

4. ЛЕПОТА – это : а) лепные узоры, б) настой из липы, в) красота.

  

 

                                                 3 тест.

1. Где вам могли встретиться БУКИ : а) в книге, б) в лесу, в) на картине.

2. ПРАЩУР – это : а) динозавр, б) отец прапрадеда, в) название болезни.

3. ДУХОВНИК – а) играет на духовых инструментах, б) создает духи, в) совершает духовные обряды.

4. Что необходимо, чтобы стать ТОЛМАЧОМ : а) хорошо рисовать, б) быстро бегать, в) знать языки.

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Внеклассные мероприятия, Литература 8 класс, Игры, Игры в школе, Интеллектуальные игры, Обучающие игры, Технология ТРИЗ.

Post navigation

Сказка “Разноцветная история”
Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Russian cinema»

Литература

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022