Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Колот Галина Викторовна
Учебное заведение: МАОУ ДО БР ЦДО
Краткое описание работы: Личностно – ориентированное обучение - это система, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования , чем педагог. Главной целью такого подхода является не усвоение учебной программы, а развитие личностных способностей воспитанников к образованию.

Дата публикации: 2022-05-17 Личностно – ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения в дополнительном образовании. Колот Галина Викторовна МАОУ ДО БР ЦДО Личностно – ориентированное обучение - это система, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования , чем педагог. Главной целью такого подхода является не усвоение учебной программы, а развитие личностных способностей воспитанников к образованию.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Личностно – ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения в дополнительном образовании.

Скачать работу


Личностно ориентированный подход - как важное условие эффективности процесса обучения в дополнительном образовании.

Слова были и остаются простым звуком;

И, служат идеалу лишь на словах , погибнуть за него невозможно.

Но личность творится не тем , что человек слышит и говорит ,а

трудом и деятельностью.

Энштейн.

Личностно – ориентированное обучение - это система, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования , чем педагог. Главной целью такого подхода является не усвоение учебной программы, а развитие личностных способностей воспитанников к образованию.

Личностно – ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого ребенка. Уникальность личности становится основой всей воспитательной ,самодостаточности , полноценности и самоконтроля . Ключевыми становятся успехи в творчестве . в самостоятельности и инициативности. Похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы . Похвальное слово , употребленное в правильный момент ,может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка , ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

« Ум человеческий похож на моток запутанного шелка ; прежде всего надо осторожно найти конец нитки , чтобы распутать его.»

Сказал Вальтер Скотт.

Личностно – ориентированное обучение –это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центре всего, что происходит .В процессе обучения учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка , отношение к ребенку на равных. Суть личностно – ориентированной педагогики в дополнительном образовании заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей ,к опыту их собственной жизнедеятельности. При этом от педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций:

- опора на субъективный опыт ребенка

- знание психофизических особенностей

- равноправное партнерство

Личностно – ориентированный подход предполагает создание индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут имеет три основных составляющих:

- представлений –«знаю» ;

- субъективных отношений – «хочу» ;

-индивидуальных технологий деятельности – « могу».

Развитие представлений преимущественно связано с интеллектуальной сферой ребенка и предусматривает формирование составляющих теоретических знаний , получение ребенком практических сведений о том ,как целесообразно поступить.

Развитие субъективных отношений ориентированно на эмоциональную сферу ребенка и предусматривает формирование (коррекцию) целей деятельности, мотивов поведения ребенка.

Развитие индивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельности ребенка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков.

Среди наиболее актуальных и перспективных педагогических технологий, находящихся в контексте личностно – ориентированного принципа образования, можно выделить следующие технологии :

- технология знаний

- технология коллективного взаимообучения

-технология модульного обучения

Технология усвоения знаний формируется через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. Технология коллективного взаимообучения реализуется через общение в парах ,где «каждый учит каждого». Каждый получает свою порцию новой информации необходимой к изучению. Таким образом достигается полное погружение обучающегося в процесс обучения ,а так же повышается его интерес и значимость ,переведя таким образом обучающегося из объекта в субъекты образования .Данная педагогическая технология помогает совершенствованию навыка общения, совместной деятельности, но не гарантирует качественного усвоения материала. Технология модульного обучения обладает большой образовательной гибкостью и направлена на формирование знаний, способствуя сокращению затраченного учебного времени на их освоение без потери качества. Одновременно она может приводить к сужению подготовки обучающихся, а также значительных материально – технических затрат. В системе личностно ориентированного обучения могут быть использованы и другие модули инновационных технологий, однако перечисленные здесь являются приоритетными, так как их цели и задачи совпадают с целями и задачами личностно –ориентированного обучения.

Содержание обучения при реализации личностно –ориентированного подхода строится таким образом:

  1. Необходимо использовать деятельные компоненты обучения, это предполагает деятельностную направленность знаний ,их активное применение и формирование практика-ориентированных компетенций, например в проектной деятельности обучающегося; невозможно научиться шить и вязать не прибегая к практике. Для занятий на технологии можно выделить такие виды проектной деятельности, как: определение основной цели и конкретной задачи проекта, подбор необходимого материала для работы ,составление плана проекта, организация совместной деятельности по реализации проекта. Воспитанники творческого объединения помогают в изготовлении костюмов, в том числе и народных. Это помогает изучить в процессе изготовления быт народов, их традиции, изучить историю нашей страны, привить любовь к своей Родине.
  2. Применение индивидуального подхода предполагает отбор учебного материала, который ставит воспитанников творческого объединения в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности. Например при изучении темы «ансамбль одежды из двух предметов» рассматриваются различные виды изделий. Обучающиеся самостоятельно выбирают модель согласно своим способностям , знаниям и умениям, учитывая направление моды, особенности своей фигуры и т .д.
  3. Применяя проблемный метод обучения педагог побуждает к самостоятельному решению проблем. Например: при выполнении практической работы по изготовлению различных машинных швов обучающиеся получают образцы поэтапного выполнения этих швов. После анализа поставленных перед ними наводящих вопросов они самостоятельно составляют алгоритм изготовления швов.
  4. Профессиональная деятельность предполагает применение интегрированного подхода, при котором можно проследить связь общеобразовательных предметов с технологией .Например : изучая модуль « сувениры» в своей работе использую интеграцию с историей, обращаясь к изготовлению каких либо предметов быта, костюма или рисунка эпохи 18,19,20,а теперь уже и 21 века, или нахожу связь с изобразительным искусством в использовании орнамента.. Проектируя содержание обучения на занятиях театра моды для реализации личностно – ориентированного подхода, следует помнить о систематическом использовании информационно -коммуникационных технологиях ,они открывают обучающимся доступ к обширным базам данных, к источникам информации ,что повышает эффективность, самостоятельность работы. Использование информационных технологий позволяет визуально представить учебную информацию. Например: мастер классы, презентации, программы по дизайну причесок ,макияжу, подбор аксесуаров и т.д.

Использование личностно – ориентированного подхода в условиях ФГОС означает, что каждый обучающийся может реализовать свой личностный и максимальный потенциал ,выбрав из многих заданий то, что подходит ему лично .Новые ФГОС требуют воспитания личности нового типа, а именно : творческой, социальноактивной и мативированной к трудовой деятельности .Педагогу трудового обучения использующему личностно –ориентированный подход, представляется широкое поле деятельности по развитию внутреннего потенциала личности.

«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес, но важно чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена.»

Антуан де Сент –Экзюпери.

Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи Дополнительное образование.

Post navigation

Методические указания по проведению внеклассного мероприятия «Время кодить» для обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования базовый уровень среднего специального образования
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мир танца» для детей с ОВЗ
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022