Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Биология » Лабораторные и практические

Автор: Писаренко Надежда Ивановна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Краткое описание работы: В программе по разделу «Растения» предусматривается проведение наблюдений за дикорастущими и культурными растениями, выполнение работ природохранительной направленности.

Дата публикации: 2022-04-13 Летние задания по биологии Писаренко Надежда Ивановна МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного В программе по разделу «Растения» предусматривается проведение наблюдений за дикорастущими и культурными растениями, выполнение работ природохранительной направленности.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Летние задания по биологии

Скачать работу


Летние задания

Писаренко Н.И. учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного

В программе по разделу «Растения» предусматри­вается проведение наблюдений за дикорастущими и культурными растениями, выполнение работ природохранительной направленности. Работая над летними заданиями, учащиеся закрепляют на практике знания, полученные на уроках, осваивают методы научного исследования, го­товятся к изучению последующих тем курса биологии.

Задания могут несколько различаться по степени трудности и характеру выполняемой работы (зависит это от индивидуальных спо­собностей и склонностей учащихся, от условий, в которых находится данная школа).

Качество выполнения заданий в значительной мере определяется выбором растительных объ­ектов. Растения, отобранные для работы, должны иметь ярко выраженные морфологиче­ские особенности, легко наблюдаемые смены фаз развития, непродолжительный период веге­тации. Это облегчает учащимся ведение наб­людений, поддерживает интерес у школьни­ков к выполнению заданий. Выбирая объекты для опытов и наблюдений учащимся 6 класса, предпочтение следует отдать растениям из семейств, включенных в программу 6 класса.

Летние задания принимаются и оцениваются учителем на втором или третьем уроке биоло­гии в начале учебного года. На первом уроке следует напомнить учащимся о сдаче выполнен­ных заданий, предложить часы консультаций, если эта необходимо. Критерий оценки — правильно выполненные наблюдения, четкое соблюдение требований к заданию, культура оформления работы.

Ниже приведены некоторые задания для уча­щихся разделу «Растения», которые уже апробированы на практике.

Летние задания, предлагаемые учащимся для выполнения на школьном учебно-опытном участке

Задание 1

Выясните, как влияет на урожай огурцов глу­бина посева семян.

Посейте семена огурцов в лунки на делянках. Глубина заделки семян: 2 см, 6 см, 10 см. Выясните, на какой из делянок раньше появляются всходы огурцов, раньше начинается рост боковых побегов, цветение, образование пло­дов, где выше (по весу) урожай.

Задание 2

Выясните, как влияет на урожай огурцов пло­щадь питания. Семена огурцов посейте на де­лянках в лунки на различное расстояние друг от друга: 40X40 см, 60X60 см, 80X80 см. От­метьте время появления всходов по каждому варианту опыта, максимальную длину боковых побегов и их количество, количество листьев на самом длинном побеге, максимальную ве­личину листовой пластинки, количество цветков на одном растении, плодов, определите (по ве­су), на какой из делянок выше урожай.

Задание 3

Выясните, как влияет на урожай огурцов прищипка верхушечной почки.

Сравните рост и развитие огурцов после удаления верхушечной почки (над пятым на­стоящим листом) на опытных и контрольных растениях (без прищипки). Выясните, где раньше начинается рост боковых побегов, цветение, образование плодов; где появляются первые цветки — на главном или боковых побегах, ка­ких цветков больше (пестичных или тычиночных), как попадает пыльца на рыльце пестика, где выше урожай (по весу).

Засушите растения в разных фазах разви­тия — от появления всходов до цветения, а также расчлененные тычиночные и пестичные цветки.

Летние задания, предусматривающие наблюдения учащихся за дикорастущими растениями

Задание 1

Сравните биологические особенности расте­ний земляники лесной, произрастающих в раз­личных экологических условиях (лес, вырубка, поляна).

Опишите условия произрастания растений: освещенность, температура воздуха, влажность, особенности почвы; отметьте виды растений, произрастающих рядом с земляникой лесной, насекомых, опыляющих землянику.

Определите у растений земляники лесной, произрастающих в разных условиях обитания: длину черешков, площадь листовой пластинки, количество усов, величину самого длинного уса, количество молодых особей на усах, количество цветоносов, цветков, соцветий. Сделайте вывод о том, как влияют экологические условия на внешнее строение растений, на величину и вкус плодов.

Задание 2

Сравните внешний вид клевера белого и кле­вера красного.

Опишите признаки растений этих близкородственных видов: соцветие, размер, количество соцветий у одной особи, длина цветоноса, ко­личество цветков в соцветии, размер цветка, окраска венчика, особенности строения ле­пестков, чашечка, размер цветоножки; длина черешка, форма листовой пластинки, окраска, жилкование; стебель, тип стебля, его длина. Проследите за опылением цветов. Опишите ус­ловия среды обитания.

Сделайте вывод о сходстве и различии в строении этих двух видов.

Задание 3

Выясните, какой вид клевера произрастает на полях близлежащего совхоза, колхоза, как его высевают — в сочетании с какими растениями. Сравните внешнее строение (количество побе­гов, средняя высота побегов, количество соцве­тий, величина листовой пластинки) клевера этого вида, произрастающего в естественных условиях и на полях. Сделайте вывод о том, как влияет культура возделывания на рост и развитие кле­вера.

Выясните, с какой целью выращивают клевер в совхозе, колхозе.

В качестве летнего задания можно рекомендо­вать также фенологические наблюдения за оп­ределенным видом дерева или кустарника (вы­бирается по желанию ученика). Такие наблюде­ния учащиеся нашей школы проводят не только в летнее время, но весь год, начиная с осени (с началом занятий в школе). Это дает воз­можность получить интересный материал по ро­сту и развитию растения в течение всего года, показать учащимся сезонные изменения в жиз­ни растительного организма.

Задание 4

Опишите внешние признаки строения дерева или кустарника: приблизительная высота расте­ния, длина окружности ствола на уровне 1 м, кора — шероховатость, трещины, чечевички, цвет (сделайте рисунок коры); боковые побеги — опушенность, окраска, чечевички, форма листо­вого рубца; почки (вегетативные и цветочные) —расположение, размер, окраска, покрытие, коли­чество почечных чешуи; листья — расположение, способ прикрепления к стеблю, ( форма листовой пластинки, жилкование, цвет; соцве­тия, цветок — размер, окраска, количество чашелистиков, лепестков венчика, пестиков, тычинок; плоды, семена — вид плода, размер и цвет семени, форма, количество семян в плоде.

Отметьте процессы роста и развития расте­ния: начало изменения окраски листьев, время опадения листвы; изменение окраски и покрытия почек, изменение окраски однолетних по­бегов, время закладки почек, набухание почек весной, раздвижение почечных чешуи; появле­ние первых листьев, изменение во времени их окраски, размера, покрытия; время цветения, изменение цветка при распускании (от бутона до полного размера), начало образования плодов и семян, период их созревания (изменение величины, окраски).

Опишите внешний вид (если это возможно) всходов данного растения, зарисуйте. Зарисуйте внешний вид облиственного растения.

Опишите место произрастания данного расте­ния (лес, поляна, парк, сквер и т. д.); условия обитания (освещенность, влажность, ветреность, особенности почвы, сопутствующие виды дере­вьев, кустарников, травянистых растении).

Осмотрите листья дерева или кустарника, найдите погрызы, вздутия, галлы, мины Поста­райтесь определить или описать насекомых, живущих или питающихся здесь, сфотографируйте или зарисуйте их.

Осмотрите побеги и ствол растения, опиши­те, сфотографируйте (зарисуйте) повреждения, а также находящиеся на растении яички, личин­ки, куколки, взрослых насекомых.

Опишите внешний вид гнезд птиц (если они имеются на данном растении), зарисуйте, сфо­тографируйте их.

Определите способ опыления цветков данно­го растения, способы распространений Плодов и семян.

Просмотреть свитедельство о публикации


Биология, Лабораторные и практические.

Post navigation

Тест по теме: “Семейные правоотношения”
Фор¬мирования экологической культуры учащихся при проведении игр

Биология

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022