Летние задания по биологии
Летние задания
Писаренко Н.И. учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
В программе по разделу «Растения» предусматривается проведение наблюдений за дикорастущими и культурными растениями, выполнение работ природохранительной направленности. Работая над летними заданиями, учащиеся закрепляют на практике знания, полученные на уроках, осваивают методы научного исследования, готовятся к изучению последующих тем курса биологии.
Задания могут несколько различаться по степени трудности и характеру выполняемой работы (зависит это от индивидуальных способностей и склонностей учащихся, от условий, в которых находится данная школа).
Качество выполнения заданий в значительной мере определяется выбором растительных объектов. Растения, отобранные для работы, должны иметь ярко выраженные морфологические особенности, легко наблюдаемые смены фаз развития, непродолжительный период вегетации. Это облегчает учащимся ведение наблюдений, поддерживает интерес у школьников к выполнению заданий. Выбирая объекты для опытов и наблюдений учащимся 6 класса, предпочтение следует отдать растениям из семейств, включенных в программу 6 класса.
Летние задания принимаются и оцениваются учителем на втором или третьем уроке биологии в начале учебного года. На первом уроке следует напомнить учащимся о сдаче выполненных заданий, предложить часы консультаций, если эта необходимо. Критерий оценки — правильно выполненные наблюдения, четкое соблюдение требований к заданию, культура оформления работы.
Ниже приведены некоторые задания для учащихся разделу «Растения», которые уже апробированы на практике.
Летние задания, предлагаемые учащимся для выполнения на школьном учебно-опытном участке
Задание 1
Выясните, как влияет на урожай огурцов глубина посева семян.
Посейте семена огурцов в лунки на делянках. Глубина заделки семян: 2 см, 6 см, 10 см. Выясните, на какой из делянок раньше появляются всходы огурцов, раньше начинается рост боковых побегов, цветение, образование плодов, где выше (по весу) урожай.
Задание 2
Выясните, как влияет на урожай огурцов площадь питания. Семена огурцов посейте на делянках в лунки на различное расстояние друг от друга: 40X40 см, 60X60 см, 80X80 см. Отметьте время появления всходов по каждому варианту опыта, максимальную длину боковых побегов и их количество, количество листьев на самом длинном побеге, максимальную величину листовой пластинки, количество цветков на одном растении, плодов, определите (по весу), на какой из делянок выше урожай.
Задание 3
Выясните, как влияет на урожай огурцов прищипка верхушечной почки.
Сравните рост и развитие огурцов после удаления верхушечной почки (над пятым настоящим листом) на опытных и контрольных растениях (без прищипки). Выясните, где раньше начинается рост боковых побегов, цветение, образование плодов; где появляются первые цветки — на главном или боковых побегах, каких цветков больше (пестичных или тычиночных), как попадает пыльца на рыльце пестика, где выше урожай (по весу).
Засушите растения в разных фазах развития — от появления всходов до цветения, а также расчлененные тычиночные и пестичные цветки.
Летние задания, предусматривающие наблюдения учащихся за дикорастущими растениями
Задание 1
Сравните биологические особенности растений земляники лесной, произрастающих в различных экологических условиях (лес, вырубка, поляна).
Опишите условия произрастания растений: освещенность, температура воздуха, влажность, особенности почвы; отметьте виды растений, произрастающих рядом с земляникой лесной, насекомых, опыляющих землянику.
Определите у растений земляники лесной, произрастающих в разных условиях обитания: длину черешков, площадь листовой пластинки, количество усов, величину самого длинного уса, количество молодых особей на усах, количество цветоносов, цветков, соцветий. Сделайте вывод о том, как влияют экологические условия на внешнее строение растений, на величину и вкус плодов.
Задание 2
Сравните внешний вид клевера белого и клевера красного.
Опишите признаки растений этих близкородственных видов: соцветие, размер, количество соцветий у одной особи, длина цветоноса, количество цветков в соцветии, размер цветка, окраска венчика, особенности строения лепестков, чашечка, размер цветоножки; длина черешка, форма листовой пластинки, окраска, жилкование; стебель, тип стебля, его длина. Проследите за опылением цветов. Опишите условия среды обитания.
Сделайте вывод о сходстве и различии в строении этих двух видов.
Задание 3
Выясните, какой вид клевера произрастает на полях близлежащего совхоза, колхоза, как его высевают — в сочетании с какими растениями. Сравните внешнее строение (количество побегов, средняя высота побегов, количество соцветий, величина листовой пластинки) клевера этого вида, произрастающего в естественных условиях и на полях. Сделайте вывод о том, как влияет культура возделывания на рост и развитие клевера.
Выясните, с какой целью выращивают клевер в совхозе, колхозе.
В качестве летнего задания можно рекомендовать также фенологические наблюдения за определенным видом дерева или кустарника (выбирается по желанию ученика). Такие наблюдения учащиеся нашей школы проводят не только в летнее время, но весь год, начиная с осени (с началом занятий в школе). Это дает возможность получить интересный материал по росту и развитию растения в течение всего года, показать учащимся сезонные изменения в жизни растительного организма.
Задание 4
Опишите внешние признаки строения дерева или кустарника: приблизительная высота растения, длина окружности ствола на уровне 1 м, кора — шероховатость, трещины, чечевички, цвет (сделайте рисунок коры); боковые побеги — опушенность, окраска, чечевички, форма листового рубца; почки (вегетативные и цветочные) —расположение, размер, окраска, покрытие, количество почечных чешуи; листья — расположение, способ прикрепления к стеблю, ( форма листовой пластинки, жилкование, цвет; соцветия, цветок — размер, окраска, количество чашелистиков, лепестков венчика, пестиков, тычинок; плоды, семена — вид плода, размер и цвет семени, форма, количество семян в плоде.
Отметьте процессы роста и развития растения: начало изменения окраски листьев, время опадения листвы; изменение окраски и покрытия почек, изменение окраски однолетних побегов, время закладки почек, набухание почек весной, раздвижение почечных чешуи; появление первых листьев, изменение во времени их окраски, размера, покрытия; время цветения, изменение цветка при распускании (от бутона до полного размера), начало образования плодов и семян, период их созревания (изменение величины, окраски).
Опишите внешний вид (если это возможно) всходов данного растения, зарисуйте. Зарисуйте внешний вид облиственного растения.
Опишите место произрастания данного растения (лес, поляна, парк, сквер и т. д.); условия обитания (освещенность, влажность, ветреность, особенности почвы, сопутствующие виды деревьев, кустарников, травянистых растении).
Осмотрите листья дерева или кустарника, найдите погрызы, вздутия, галлы, мины Постарайтесь определить или описать насекомых, живущих или питающихся здесь, сфотографируйте или зарисуйте их.
Осмотрите побеги и ствол растения, опишите, сфотографируйте (зарисуйте) повреждения, а также находящиеся на растении яички, личинки, куколки, взрослых насекомых.
Опишите внешний вид гнезд птиц (если они имеются на данном растении), зарисуйте, сфотографируйте их.
Определите способ опыления цветков данного растения, способы распространений Плодов и семян.