Цель лекции: Способствовать развитию лидерского потенциала участников.
Задачи лекции: 1. Познакомить участников с понятием лидерства
2.Сформировать представление о законах и качествах лидера
Колличество участников: 40 человек
Инвентарь: 1. Рефлексия “Мишень” – распечатки мишени 40 шт.; большая распечатка мишени 1шт., дротики на магнитах 4 шт.
Сценарий лекции:
1. Введение в тему занятия. Понятие лидер. (4 минуты)
2. Качества лидера. (5 минуты)
3. Тест на лидерские качества (10 минут)
4. Типы и стили лидерства. (3 минуты)
5. Закон №1. Создай великие цели и миссию для себя. (5 минуты)
6. Закон №2. Стань брендом. (2 минуты)
7. Упражнение “А вот и я” ( 15 минут)
8. Закон №3. Публичные выступления. (1 минута)
9. Упражнение “Разговор через стекло” (15 минут)
10. Закон №4. Создание отношений и команда. (3 минуты)
11. Психологическая игра “Адоптация” (20 минут)
12. Упражнение “Собеседование” (15 минут)
13. Закон №5. Вдохновить и воодушевить команду (4 минуты)
14. Закон №6. Исправить и направить тех, кто пошёл не туда и не так. (3 минуты)
15. Подведение итогов. Рефлексия. (10 минут)
Лекция длится 2 часа.
Здравствуйте, ребята! Рад(а) вас приветствовать на лекции «Лидерство как образ жизни». Меня зовут (…)
Кто такой лидер?
Спрашиваем у участников. Все вы безусловно правы, но четко сформулированного термина слова «лидер» нет. Давайте все же рассмотрим некоторые из них
-член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи
– член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях
-человек, который может сделать так, чтобы остальные убежденно и с энтузиазмом совершали верные действия.
Записываем: Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в группе, пользующееся признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
В самом широком смысле лидерство можно определить как способность влиять на других в направлении достижения определённой цели.
Качества лидера
1.Способность организовать коллектив на решение поставленных задач. Состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д.
2.Стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность, невозмутимость, умение оставаться хладнокровным в любой ситуации. Нервный, истеричный человек авторитетом не пользуется.
3.Ответственность. Это ответственность за других, тех, кто поверил тебе и пошел за тобой. У лидера нет вопроса “Кто виноват”, он всегда думает “Что делать”.
4.Настойчивость. Наличие у лидера четких и разумных целей, а также настойчивость в их достижении крайне важны. Однако существует тонкая грань между упорством и упрямством. Упорство в глазах окружающих является большим плюсом, упрямство – столь же большим минусом.
5.Умение общаться. Необходимость этого умения вытекает из самой природы лидерства. Нужно говорить просто, лаконично, по сути. А также уметь слышать другого человека.
6.Самодисциплина. Люди легко прощают себе самые разные слабости, но отказывают в этом лидерам. Настоящий лидер должен быть примером для подражания в быту и на работе.
7.Умение влиять на окружающих. Его еще называют харизмой. Многие считают это качество врожденным, однако не все придерживаются этого мнения. Основа харизмы – способность «быть не таким, как все». А для этого иногда достаточно создать миф, в который верят окружающие. Наполеон, например, якобы знал всех солдат своей армии по именам.
8.Уверенность в себе. Истинный лидер излучает уверенность в себе, способность справиться с любой задачей. Разумеется, он сам должен в это верить, а не просто делать вид.
Тест на лидерские качества.
Оцените себя по каждому параметру по 5-ти бальной шкале: 5- это очень развито во мне; 4- это развито во мне; 3- у меня этого нет; 2- к этому не стремлюсь; 1- считаю это ненужным.
– я очень прямой человек; – у меня очень хорошее чутьё в бизнесе; – я мыслю глобально; – на первое место я ставлюсвою команду – я расцениваю перемены как возможность – я умею эффективно общаться – я умею выстраивать команду – я помогаю команде добиться цели – я способен вдохновлять других – я могу заряжать других своим энтузиазмом – я люблю свою работу – я всегда выполняю то, что обещал
Теперь подсчитайте свои баллы:
l 50 и более. Всё при тебе! (По крайней мере по твоей оценке!) Тебя можно назвать настоящим лидером
l 40-49. У тебя хорошие зададки и есть все предпосылки, чтобы стать настоящим лидером.
l 30-39. Тебе есть ещё над чем поработать. Но придётся постараться. Последовательно выполняя рекомендации, сможешь улучшить свои лидерские качества и развитьне обходимые способности.
l 20-29. Твой показатель ниже среднего. Тебе не хватает опыта. Тебе может быть полезен наставник. Также необходимо посещать курсы по развитию лидерских качеств. Читай литературу по этой тематике и следуй рекомендациям. Помни, что настойчивость – ещё одно ключевое качество лидера.
l Менее 20. Согласно твоей собственной оценки, у тебя не достаточно лидерских качеств. Стоит повторить, что это всего лишь твоей оценки. Возможно дела обстоят иначе. И это относится к каждому пункту. А если у вас всё таки объективная точка зрения, то не каждому суждено быть лидером.
Типы лидерства:
1.Металидерство (создание движений в широком смысле слова, например, движение за гражданские права)
2.Макролидерство ( создание успешной организации, создание культуры. Влияние на людей путём объединения их в общность)
3.Микролидерство (создание эффективной рабочей атмосферы и выработка у единомышленников стремление к коопирации)
Стили лидерства:
1. Разящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в только еще складывающихся коллективах.
2. Возвращающийся бумеранг. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
3. Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
4. Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, не- вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.
Лидеры не рождаются
И не делаются кем-либо –
Они делают себя сами.
Стивен Кови
Закон 1.
Создай великие цели и миссию для себя.
У лидера обязательно должна быть цель. Куда направлять команду, если сам не знаешь куда идти? Но помимо цели у лидера должен быть определённый план действий. Он должен в любую секунду знать, каким будет следующий шаг, и самое главное брать на себя ответственность.
Формулировка цели, чтобы она имела логический К.О.Н.Э.Ц.:
-Конкретной (что?где?когда?зачем?от куда? и т.д.)
-Осязаемой (можно “потрогать” результат)
-Независимой (зависит только от тебя, а ни от кого другого)
-Экологичной (Любое решение изменит жизнь и словно снежный ком, влечёт за собой другие изменения. Важно оценить последствия)
-Ценность (её должна иметь цель)
Настоящий лидер должен видить на 10 шагов вперёд.
Все, что делает лидер, это составляет конечный образ того, где он хочет быть через определенный промежуток времени. А дальше использует имеющиеся у него возможности для создания этого образа в реальности.
На практике это выглядит так – вы захотели купить машину. Выбрали марку, цвет и так далее. Определили, сколько денег вам надо заработать для ее покупки. Разработали план действий. Выполнили. Купили автомобиль.
У лидера все точно также – только масштабы гораздо серьезнее. Поэтому и подводных камней больше, а соответственно и думать надо на 10 ходов вперед.
Как немедленно начать действовать: 1. Начните тренировать свое видение – представьте себя через 3, 5, 10 лет – где бы хотели жить, что хотели иметь и так далее. Мечтайте, но только о том, что действительно важно именно для вас.
2. Составьте план действий по достижению ваших целей.
3. Начните думать не на одно-два события вперед, а на три-четыре. Постепенно с увеличением результатов расширяйте свое видение.
4. Не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете развивать свое видение, тем больших результатов вы сможете добиться за одинаковый промежуток времени.
5. Самое трудное это сдвинуть себя с точки покоя. Дальше все пойдет гораздо легче и быстрее.
Закон 2.
Стать брендом.
Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
Уинстон Черчиль.
Лидер=бренд. Безусловно, одежда не делает лидера, но это не отменяет факта, что всегда встречают по одёжке. Одежда помогает людям понять, что ты ярче и можешь больше себе позволить в самовыражении. А это наделяет тебя в их восприятии тем, что называют харизмой, и правом устанавливать правила. У каждого лидера есть свои атрибуты, которые выделяют из общей массы.
Так же к бренду относится язык тела, поведение и мимика. То как вы говорите и показываете себя, влияет на восприятие вас обществом. Мало поступать правильно; главное – это позволить людям знать, что вы поступаете правильно. То есть нужно так сказать пиарить себя.
Также лидер должен правильно уметь подать себя. 100% успеха в этом составляют: 58% – внешний вид, 37% – речь (ораторское искусство), 5% – содержание речи.
Упражнение «Вот и я»
Каждому участнику дается 3-5 минут на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновременно.
Упражнение проходит оживленно. По истечении установленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы». За тем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.
Закон 3.
Публичные выступления.
Политик должен уметь предсказать,
Что произойдёт завтра, через неделю,
Через месяц и через год. А потом объяснить,
Почему этого не произошло.
Уинстон Черчиль.
Лидер=Оратор. Ораторское мастерство напрямую связано с лидерством и уверенностью в себе. Чтобы выступать публично, надо верить в себя и в свою цель; надо влиять на людей, чтобы они сделали то, что ты хочешь. Во время выступления публика придаёт большое значение тому, что звучит уверено.
Упражнение «Разговор через стекло»
Упражнение выполняется в парах, либо когда участники сидят в общем кругу, выбрав партнера для переговоров напротив. Задача участников — договориться о чем-либо с помощью жестов. При работе в общем кругу от участников потребуется не только умение общаться с помощью жестов, но и концентрировать внимание только на своем партнере. Анализу по итогам игры подвергаются способы передачи необходимой информации, приемы привлечения внимания собеседника, а также факторы, мешающие пониманию невербального языка.
Закон 4.
Создание отношений и команда.
Навыки работы с людьми определяют
Масштаб потенциального успеха.
Есть три главных правила работы в команде:
1. Не критикую, не жалуйся, не обвиняй
2. Будь щедрым на похвалу
3. Думай о желаниях других, учитывай их
Психологическая игра «Адаптация»
проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).
Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.
Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).
Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.
Четвертое задание – «три «Д» ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.
Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание. Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».
Простые способы расположить к себе людей:
1. Проявляй искренний интерес к другим людям
2. Улыбайся
3. Помни имя собеседника, потому что для человека звук его имени является самым приятным
4. Побуждай других рассказывать о себе
5. Говори на темы, интересующие собеседника
6. Дай собеседнику почувствовать значимость
Упражнение «Собеседование»
Вызываем двух участников. Один проводит собеседование, другой — проходит его. Всем участникам собеседования выдаются их роли. Ведущий предлагает специальность, на которую нужно устроиться человеку, который проходит собеседование. Работадатель ставит ультиматум, что он не будет брать человека из-за какого-то фактора (его роста, веса, пола, характера). Второму человеку нужно убедить его в том, что он может работать на этой работе. Упражнение проходит до тех пор, пока человека не возьмут на работу.
Закон 5.
Вдохновить и воодушевить команду.
Видите и вдохновляйте людей. пытайтесь управлять и манипулировать людьми. Можно управлять инвентарём, но людей нужно вести. Росс Перо, американский бизнесмен и политик.
Чем отличается вдохновение от воодушевления?
Вдохновение- это вдохнуть дух. Вдохнуть жизненную силу
Воодушевление- это добавить душу. Добавить смысл
Вдохновлять и воодушевлять людей можно лишь в том случае, когда ты сам уверен в том, что говоришь. Не должно быть никаких догадок и предположений. Твои суждения должны основываться только на фактах. Пора снимать розовые очки и мыслить реалистично.
Закон 6. Исправить и направить тех, кто пошёл не туда и не так.
Я хвалю громко. Я порицаю тихо.
Екатерина Великая
Иногда без критики не обойтись. Но нужно делать это так, чтобы критика звучала без обид. Нельзя сказать человеку, что ты ничего не можешь делать нормально, потому что ты бездарность. В некоторых случаях, можно просто указать на конкретные ошибки и попросить их исправит, также можно просто намекнуть человек на ошибку, например, ритарическим вопросом. Нельзя ни в коем случае критиковать самого человека, нужно обрашать внимание на его поступки.
Но самое главное: Быть личным примером.
Анализ
Авторы лекции: Островик Софья Вячеславовна и Уйманова Мария Юрьевна