1. Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальные пробы».
Цели и задачи:
Цель программы: формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико–ориентированного погружения в профессию.
Задачи:
– знакомство обучающихся с профессиями, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях;
– получения опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
– содействие профессиональному самоопределению обучающихся.
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
– адекватно оценивать свои способности и готовность к выбранной профессии;
– адекватно иметь представление о себе и своём профессиональном соответствии;
– осознанное решение о направлении дальнейшего обучения
Обучающийся получит возможность научиться:
– расширить кругозор о возможных вариантах выбора образовательного маршрута, о мире профессий;
– создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Ожидаемый̆ результат:
Формирование осознанного отношения к представленной профессии.
2. Содержание программы «Социальные пробы»
Рабочая программа разработана на основании:
– Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кейзесская СШ» утверждённой приказом директора №102 от 29.08.16г.
– Авторской программы С.Н. Чистякова «Твоя профессиональная карьера.
Направление: социальное.
Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 13-14 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы работы: работа в малых группах, обучающие игры (деловые игры и образовательные игры), использование общественных ресурсов (экскурсии), изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, использование вопросов.
Методы и приёмы:
психологическое тестирование
анкетирование
опрос
беседа.
Виды деятельности ученика.
− Профессиональные экскурсии.
− Профессиональные пробы.
− Практическая работа.
Основное содержание.
1.Вводное занятие. (1 час)
Цели и задачи курса. Содержание. Определение профессиональных предпочтений, вида и рода занятий для дальнейшего профессионального самоопределения.
2. Классификация профессий по Е.А. Климову по предмету, целям, орудиям и условиям труда. (1 час)
Способы классификации профессий. Типы профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
– Упражнение «Типы профессий».
– Тестирование по методике Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
3.Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении. (1 часа)
Познакомить учащихся с понятиями «профессиональная проба» и ее роль в выборе профессии. Формирование мотивов труда, желания овладеть какой – либо профессией.
– Диагностика стиля общения Г.В. Резапкина.
4. Представление о себе и выборе профессии. (2 часа)
Создание условий для самовоспитания и самоанализа с целью формирования адекватного образа «Я». Показать необходимость адекватной самооценки при выборе профессии.
– Методика «Кто «Я»
– Методика самооценки личности.
5. Типичные ошибки при выборе профессии. (1 час)
Раскрыть учащимся возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.
6. Интересы и склонности в профессиональном выборе «ХОЧУ». (1 час)
Раскрыть сущность понятий «профессиональное намерение», «мотивы», «интересы», «склонности». Выявить ведущие профессиональные интересы и склонности учащихся.
– Методика «Опросник профессиональной готовности (ОПГ)»
– Методика «Карта интересов»
7. Возможности личности в профессиональной деятельности «МОГУ». (1 часа)
Дать учащимся представление о профессиональной пригодности и профессионально важных качествах, их значение в профессиональной деятельности.
– Методика самооценка личности
8. Профессиональная карьера и здоровье. (1 час)
Показать учащимся необходимость учета фактора здоровья при выборе профессии. Познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий.
– Анкета здоровья.
9. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. (1 часа)
Познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.
– Методика «Теппинг – тест»
– Методика «Проба Лачинса»
10. Темперамент в профессиональном становлении личности. (2 часа)
Познакомить учащихся с понятием «темперамент», его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.
– Методика диагностики темпераментных характеристик по Айзенку.
– Игра «Продавцы – покупатели»
11. Эмоциональные состояния личности. (2 часа)
Дать учащимся представление об эмоциях, чувствах и настроениях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния и соотносить их с требованиями профессий.
– Методика «Незаконченные предложения»
– Методика «Беспокойство – тревога»
12. Волевые качества личности. (2 часа)
Раскрыть понятие «Волевые качества личности». Показать регулирующую функцию воли.
– Методика «Какая у меня воля»
13 – 20. Профориентационная экскурсия. (8 часов)
Организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на получение и анализ профориентационной информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности.
21 – 24. Профессиональная проба. (8 часов)
Сформировать первоначальные знания, умения и навыки обучающихся о профессии.
25. Презентация информационного листа «Моя профессиональная проба» . (2 час)
3.Тематическое планирование
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
В результате посещения курса «Социальные пробы» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения должны отражать формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Метапредметные результаты освоения включают умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и др.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |
1. | Вводное занятие. | 1 |
|
2. | Классификация профессий по Е.А. Климову по предмету, целям, орудиям и условиям труда. | 1 |
|
3. | Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении. Диагностика стиля общения Г.В. Резапкина | 1 |
|
4. | Представление о себе и выборе профессии. | 2 |
|
5. | Типичные ошибки при выборе профессии. | 1 |
|
6. | Интересы и склонности в профессиональном выборе «ХОЧУ» | 1 |
|
7. | Возможности личности в профессиональной деятельности «МОГУ» | 1 |
|
8. | Профессиональная карьера и здоровье | 1 |
|
9. | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности | 1 |
|
10. | Темперамент в профессиональном становлении личности | 2 |
|
11. | Эмоциональные состояния личности | 2 |
|
12. | Волевые качества личности | 2 |
|
13. | Профориентационная экскурсия «Кейзесская библиотека филиал № 6» | 1 |
|
14. | Профориентационная экскурсия «Музыкальная школа» | 1 |
|
15. | Профориентационная экскурсия «Почта России» | 1 |
|
16. | Профориентационная экскурсия «Пожарная часть» | 1 |
|
17. | Профориентационная экскурсия «БУ КЦСОН Седельниковского района» | 1 |
|
18. | Профориентационная экскурсия «Администрация сельского поселения» | 1 |
|
19. | Профориентационная экскурсия «ФАП» | 1 |
|
20. | Профориентационная экскурсия БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» | 1 |
|
21. | Профессиональная проба «Человек- художественный образ» | 2 | |
22. | Профессиональная проба «Человек – человек» | 2 |
|
23. | Профессиональная проба «Человек – человек» | 2 |
|
24. | Профессиональная проба «Человек – человек» | 2 |
|
25. | Презентация информационного листа «Моя профессиональная проба» | 2 |
|
Итого: |
| 34 |
|