Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Янцен Ольга Александровна
Учебное заведение: Зеленогорский детский сад № 6, Кузбасс
Краткое описание работы: Данный сценарий проведения круглого стола для педагогов ДОО поможет старшим воспитателям, заместителям заведующих по ВР подготовиться к теме мероприятия "Фольклор, как часть народной педагогики".

Дата публикации: 2022-02-26 Круглый стол для педагогов ДОО “Фольклор, как часть народной педагогики” Янцен Ольга Александровна Зеленогорский детский сад № 6, Кузбасс Данный сценарий проведения круглого стола для педагогов ДОО поможет старшим воспитателям, заместителям заведующих по ВР подготовиться к теме мероприятия "Фольклор, как часть народной педагогики".
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Круглый стол для педагогов ДОО “Фольклор, как часть народной педагогики”

Скачать работу


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад № 6 «Улыбка»

Круглый стол для педагогов ДОО

«Фольклор, как часть народной педагогики»

составитель:

заместитель заведующего по ВР

Зеленогорского детского сада № 6

О.А.Янцен

2022

Цель: выяснение спектра мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсуждение неясных или спорных моментов, связанных с проблемой; способы ее решения.

Форма проведения: онлайн - круглый стол.

Оборудование:  компьютер

План проведения:

• Вводная часть (вопросы для участников, определение и обсуждение понятий).

• Содержательная (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы).

Ход мероприятия

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор»

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Вводная часть

Вед:

Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали к чему стремиться. Таким ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги. В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поэтому знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - действительно актуальная задача педагогов дошкольных учреждений.

При знакомстве детей с детским фольклором совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из "бабушкиного сундучка"

В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить как используется устное народное творчество в работе с детьми, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Он не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.

Отсюда возникают вопросы:

- Что побуждает  педагогов продолжать вновь и вновь обращаться к фольклору? (Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно).

- Почему из всего многообразия направлений фольклора можно выделить детский фольклор?

(В исследовании Мельникова М.Н. рассмотрена специфика данного вида. Автор отмечает, что между детским фольклором и фольклором для взрослых нет четкой границы и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Устные произведения народа, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре есть ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных возможносте).

- Что же можно отнести к детскому фольклору?

(Большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию взрослых, предназначенную для детей (например, поэзию пестования - колыбельные песни, потешки, пестушки и т.д.). То, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, может быть придумано, сочинено самими детьми(заклички, считалки, дразнилк, скороговорки, перевертыши, шутки). Но также велика роль заимствований детьми из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Все заимствованное приспосабливается к детской среде не механически, перестраивается детьми по законам возрастной эстетики.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора).

Все эти вопросы связаны с актуальностью   использования фольклора в педагогической практике, как части народной педагогики.

Вед:

Я приглашаю вас, коллеги, обсудить вопросы по теме как повысить интерес и желание педагогов заниматься фольклором в современных условиях на нашем круглом столе, тема которого звучит: «Фольклор, как часть народной педагогики».

Вед: 

Как любое изучение материала, предлагаю вам начать с определения основных понятий -

Предлагаю вам высказать свою точку зрения в определении данных понятий

  • Как Вы можете раскрыть понятие «Народная педагогика» ?

(Народная педагогика  (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом).

  • Как вы думаете, что можно отнести к средствам народной педагогики?

(Средства народной педагогики:

 - фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки,  пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

 - народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

 - труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

 - народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

 - религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни; 

 - народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

 - забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

 - быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).   

Спасибо.

Содержательная часть (основная)

Вед: 

Как средство народной педагогики, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания.

Уважаемые коллеги, в народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей. Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником вдохновения для научной педагогики.

Поэтому сейчас, коллеги, хочется услышать ваши мнения о современных приемах и методах ознакомления детей дошкольного возраста с фольклором.

(Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Представление кукольного театра.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Беседы, вопросы, разъяснения

Прием - это элемент метода. Их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные и игровые.

- речевой образец - правильная речевая деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Во время занятия, деятельности он может использоваться неоднократно, по мере необходимости, речевой образец преподношу детям четко, громко, неторопливо.

- пояснения, указания необходимы для осознанного восприятия детьми образца, увеличения роли детской самостоятельности.

-повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

-словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

- вопрос детям - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование имеющихся знаний. - словесное поощрение. наглядные приемы

- показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), а также демонстрация кинофильмов и диафильмов. очень важны и игровые приемы при ознакомлении и использовании фольклора с детьми раннего возраста. Дети очень любят, когда появляется игровой персонаж (Петрушка, мишка, и др.).

- действие по выбору («Вспомни сказку, потешку, которая тебе нравится»).

Мнение участников круглого стола

Вед:

Подведем итог сказанному:

Игровые приемы обучения применяю внутри разных методов. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Я уверена, что выбранные вами формы, методы и приемы будут способствовать развитию вашего профессионализма и формированию у воспитанников внутренней готовности к восприятию русской народной культуры. Это огромный спектр ваших действий.

Вед: 

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. Именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка.

Одной из задач, решаемых в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. В связи с этим появляется утверждение об осознанной необходимости использования разнообразных инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи по решению приобщения детей к истокам культурного наследия страны. Взаимодействие с родителями по развитию нравственно-патриотической основы личности ребенка дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию страны - это обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Организуя работу с родителями, мы должны опираться на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, формирование единых интересов и потребностей, единых линий и преемственности нравственно – патриотического воспитания в семье и детском саду.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Главное – донести до родителей роль и значение культурного наследия народа в воспитании детей.

А вот как мы будем проводить такую работу, какие методы и формы будем использовать, чтобы приобщить родителей к сотрудничеству в том вопросе (приобщение к  русскому народному творчеству, через использование фольклора), мы попробуем разобраться.   

Предлагаю назвать формы работы с семьями воспитанников (как традиционные, так и инновационные) по их приобщению к ценностям народной культуры для воспитания своих детей.

(Формы работы

традиционные формы :

cобрания ( новаторские формы проведения:  

- семинары практикумы;

- устные журналы;

- деловые игры;

- вечера вопросов и ответов;

- встречи за круглым столом), конференции, беседы, консультации, папки передвижки, дни открытых дверей

инновационные:

-создание родителями макетов, фотоальбомов, презентаций, атрибутов к сюжетно ролевым играм, дидактических игр по ознакомлению с культурой родной страны, края; изготовление газет, фотогазет на различные темы; организация встречи с интересными людьми (работниками культуры, собирателями сказок, песен) – продуктивная деятельность;

-совместные с родителями прогулки, целевые экскурсии, проектная деятельность, участие в выставках рисунков, посещение музея – познавательная деятельность

-мероприятия с использованием ИКТ, работа в мини - музеях, проектная деятельность, презентации, создание сайтов групп по тематике, фильмов, СD-тека, Интернет ресурсы, занятия ON-LAIN, обрядовые праздники).

Спасибо.

Вед.

Как вы думаете, какими могут быть основные направления работы с родителями по приобщению детей к ценностям народной культуры.

(1. Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы: - информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебновоспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям; 21 - обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация детскородительских отношений;

3. Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д. Принципы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

4. Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.

5. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

6. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

7. Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.

8. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

9. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе).

Спасибо.

Вед.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, в партнёрстве с родителями, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ:

Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем.

Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье

Вед:

Заключительная часть

В заключении я хочу процитировать слова Л.Н. Толстого: «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью».

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Драматизация, Патриотическое воспитание.

Post navigation

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое дружба?» или «Мы друзья!»
«Классификации инновационных технологий в логопедической работе”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022