Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Окружающий мир » Лабораторные и практические

Автор: Ястребова Надежда Николаевна
Учебное заведение: МОУ Самарская СОШ
Краткое описание работы: Дети знакомятся со свойствами льда, проводя опыты. Самостоятельно выдвигают гипотезы и заполняют интеллектуальную карту. В конце выполняют творческую работу "Изготовление ледяного аквариума"

Дата публикации: 2022-02-24 Коспект урока по окружающему миру “Опыты и игры со льдом” Ястребова Надежда Николаевна МОУ Самарская СОШ Дети знакомятся со свойствами льда, проводя опыты. Самостоятельно выдвигают гипотезы и заполняют интеллектуальную карту. В конце выполняют творческую работу "Изготовление ледяного аквариума"
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Коспект урока по окружающему миру “Опыты и игры со льдом”

Скачать работу


Цифровая лаборатория

«Опыты и игры со льдом»

Подготовили: Ястребова Н.Н.

Шипилова Д.А.

2022 г.

Лаборатория: «Опыты со льдом»

Продукт : интеллектуальная карта, блок – схема «Опыты со льдом»,

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные: Расширять представления детей о свойствах льда;

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи:

лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, прозрачный,

Воспитательные:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

ОПЫТ 1

ЛЕД И СОЛЬ

Нам понадобятся:

Кубики льда, соль

Ход эксперимента:

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы. 1. Берем два кусочка льда и один из них посыпаем солью. 2. Наблюдаем за процессом таяния льда. Теория:

Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов (конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16). Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

ОПЫТ 2

КАК БЫСТРЕЕ ОСТЫНЕТ ВОДА: НАДО ЛЬДОМ ИЛИ ПОДО ЛЬДОМ?

Нам понадобятся:

Два стакана чая, кубики льда, два блюдца.

Ход эксперимента:

Где быстрее остынет вода?

Для этого надо налить кипяток в две одинаковые чашки (будьте осторожны, следите за ребенком!). Одну поставим прямо на формочку со льдом и закроем ее пустым блюдцем (для того, чтобы уравнять шансы со второй кружкой и исключить испарение). Вторую поставим просто на стол, накроем блюдцем, а на него положим кубики льда (столько же, сколько под первой чашкой). Минут через 15 лед на блюдце растает. И можно будет проверять температуру воды в чашках. Оказывается, что чашка, где охлаждение происходило сверху, остыла сильнее, чем та, где охлаждалась снизу.

Теория:

Этот факт объясняется конвекцией. Дело в том, что теплые газы и жидкости поднимаются наверх, а холодные опускаются вниз. Поэтому если жидкость охлаждать снизу, то ее нижняя часть остынет, но так и останется внизу. Перемешиваться она почти не будет, верхняя жидкость не сможет соприкоснуться с холодным дном и останется горячей. А если жидкость охлаждать сверху, то уже остывшая часть сверху будет опускаться вниз, а наверх поднимется теплая часть, которая, в свою очередь, начнет остывать. Вода в чашке будет циркулировать быстрее и быстрее охлаждаться

ПЫТ 3

ВОДА ПРИ ЗАМЕРЗАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ.

Нам понадобятся:

Полупрозрачная трубочка (можно взять коктейльную или упаковку от конфет, как сделали мы), кусочек пластилина, маркер или фломастер.

Ход эксперимента: Залепите один конец трубки пластилином, налейте в нее до середины воды и залепите пластилином второй конец. Маркером отметьте то место, до которого доходит вода. Установите трубочку вертикально в морозилке и подождите, пока она полностью не замерзнет. Достаньте трубку со льдом. Видите, насколько увеличился его уровень по сравнению с первоначальным уровнем жидкости? Значит при замерзании вода расширяется. Если ребенок уже умеет делать измерения и считать, замерьте с ним, на сколько именно увеличился столбик льда и рассчитайте, какая это часть (теоретически, вода в замороженном виде занимает на 1/9 больше места, чем в жидком). У нас так и получилось - столбик воды был 9 см, а столбик льда 10 см.

Теория:

И лед, и вода - это одно и то же вещество, просто оно находится в разных состояниях. Вода - это жидкое состояние, лед - твердое.

Каждая молекула этого вещества состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Так это остается и в жидком состоянии и в твердом. Меняется только порядок молекул. В воде молекулы расположены хаотично. Они двигаются относительно друг друга (поэтому вода не имеет своей формы). А вот когда вода замерзает, молекулы выстраиваются в определенном порядке. Теперь они уже не движутся и сохраняют строй. Поэтому лед твердый. А так как в строю молекулы воды сохраняют между собой определенную дистанцию (она определяется строением и ориентацией самих молекул), то и получается, что лед занимает больше места, чем вода, в которой молекулы могли стоять как им вздумается. А вот другие вещества при охлаждении обычно свой объем уменьшают. На этом, например, построена работа термометра: в тепле жидкость в нем (спирт или ртуть) расширяется, и столбик поднимается, а в холоде сжимается, и столбик опускается. А вот чугун, как и лед, расширяется при охлаждении. Поэтому его успешно используют для литья - расширяясь при остывании он заполняет собой даже самые мелкие полости формы

ОПЫТ 4

ПОЧЕМУ ПРОДУКТЫ ПОСЛЕ РАЗМОРОЗКИ ВЫГЛЯДЯТ ИНАЧЕ?

Нам понадобятся: Кусочек свежего овоща или ягода (лучше всего, если он будет сочным: подойдет огурец, арбуз, помидор, клубника, малина) и формочки для льда.

Ход эксперимента:

Давайте с вами посмотрим, что происходит с продуктами во время заморозки. Для этого положим кусочек продукта в формочку для льда, зальем водой и поставим в морозилку. Через некоторое время вода замерзнет, и у нас получится красивый кусочек льда с вмороженным в него продуктом. На первый взгляд продукт такой же, какой был в свежем виде. Но если дать льду растаять, то мы увидим, что он портится прямо на глазах - становится вялым и дряблым. На свежий продукт он уже совсем не похож

Теория: Из предыдущего опыта мы знаем, что вода при замерзании расширяется. Это происходит не только с окружающей продукт водой, но и с той, которая находится внутри него - с жидкостью, заключенной в его клетках. (а, например, огурец на 90% состоит из воды). Замерзая, лед уже не помещается в клетках и разрывает межклеточные перегородки. Поэтому, когда лед растает и вся вода из продукта вытечет, получается, что его внутренний каркас сломан. Клеточки "сдуваются" как лопнувший шарик, из которого вышел весь воздух. Поэтому если мы заморозим продукт повторно, то он уже никогда не станет таким как прежде - его внутренняя структура повреждена.

ОПЫТ 5 . ПЛАВАЕТ ЛИ ЛЕД?

Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, ЛЕГО-человечек

Ход эксперимента:

Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой - он будет плавать! 1. Материалы для опыта. 2. Делаем кораблик и наливаем в емкость воду. 3. Достаем кораблик после заморозки. 4. Пускаем ледяной кораблик в плаванье.

Теория:

Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

Опыт 6

ЛЕДЯНОЙ АКВАРИУМ

Можно предложить сделать ледяной аквариум.

Нам понадобятся:

Пятилитровая пластиковая бутылка, камешки, пластмассовые водоросли, фигурки морских обитателей. Ход работы: В большой емкости (мы брали пятилитровый пластиковый бутыль от воды и отрезали от него верхнюю часть) надо создать настоящий подводный мир: на дно положить камни, подыскать водоросли и маленьких игрушечных морских обитателей. После того, как все будет разложено по своим местам, импровизированный аквариум можно заливать водой и ставить в морозилку. Если вы хотите, чтобы морские обитатели "жили" не только на дне, но и в толще воды, воду замораживать нужно слоями. Налить немного, подождать когда замерзнет, положит на этот слой нужные фигурки и снова их залить (используйте только очень холодную воду и сразу же ставьте емкость в морозилку, поставив холодильник на самую низкую температуру, иначе вода растопит нижний слой льда). 1. Отрезаем верх от пластиковой бутылки 2. Кладем в него декорации и будущих обитателей. 3. Заливаем водой и ставим в морозилку. Когда аквариум полностью застынет, его можно извлечь из емкости и любоваться таинственной жизнью морских глубин :

Заключение:

Дети заполняют интеллектуальную карту

Опыт 5 (вывод)

ЛЁД опыт 1 (вывод)

Опыт 4 (вывод) опыт 2 (вывод)

опыт 3 (вывод)

Просмотреть свитедельство о публикации


Лабораторные и практические, Окружающий мир Игры, Экспериментирование.

Post navigation

Ярмарка проектов “Школа будущего”
Проект “Традиционная кукла ” Мотанка”

Окружающий мир

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022