КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №352 Г.ДОНЕЦКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
«Развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста
средствами музыки»
Ответственный: Сильвестрова Е.Ю.,
музыкальный руководитель высшей
категории
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.
Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности
ЦЕЛЬ
Формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой области деятельности.
ЗАДАЧИ
- Развивать творческие способности детей к самовыражению и самореализации;
- Способствовать формированию музыкального вкуса ребенка;
- Развивать музыкальные и сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста;
- Повышать уровень развития познавательных процессов, развитие звукового восприятия, представления, воображения;
- Расширять эмоциональный опыт детей, воспитание эстетического восприятия других видов искусства.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Деятельность детей должна вызывать положительные эмоции, удовольствия.
- Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.
- Деятельность ребенка организована должна быть так, чтобы он преследовал цели, всегда превосходящие его личные возможности.
- В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Концепция построения предметно- развивающей среды требует предоставление каждому ребенку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность.
2
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ
Создавая предметно - развивающую среду в группе, нужно опираться на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе создаются условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности. Также необходимо обогащать среду такими элементами, которые стимулируют познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
ПЕНИЕ В ГРУППЕ
В повседневной жизни музыка сопровождает ребенка, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать
ТАНЦЫ В ГРУППЕ
Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также и на качество исполнения — улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. А создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детский музыкальных инструментах, драматизацию.
ТЕАТР
Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.
ПАНТОМИМА
Пантомима простая на вид и интересная игра для развития ребенка. Ребенок, который умеет корректно выражать свои чувства, понимает язык тела и жестов, умеет ею пользоваться всегда сможет найти общий язык со сверстниками и иметь много друзей
ИГРА НА ДЕТТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.
3
Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления и способы звукоизвлечения; предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Использование музыки во время проведения подвижных игр является одним из активных средств общения ребенка с музыкой. При этом одновременно решаются задания физического и музыкального воспитания дошкольников. Игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей, повышают их музыкальную культуру.
СЛУШАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства.
Необходимо знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит во время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и приобщаться к искусству, что важно для становления личности.
ВЫВОД
С особым удовольствием ребенок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.
4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева С.А. Развитие гармонического слуха у младших школьников.: Метод. пособие. Могилев: МГУ.- 2003. - 60с.
2. Алиев Ю.Б.. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореферат., М.: 1965.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуман. изд. Центр «Владос». 2000,- 335с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. - М.: Издат.центр «Академия», 2002.-320с.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1963.
6. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М., 1976.
7. Глазырина Л.Д. Методические основы музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы развития педагогического образования. Мн., 2005.
8. Гончарова Н.И. Воспитание музыкой. Учебн.-метод. пособие.
- 2004. - 129с.
9. Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих среднее образование. Мн., Изд-во Юнипресс. 2006. - 376с.
10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. - 304с
11. Зимина А.Н. Первые шаги творчества. - М., 1997
12. Из опыта хоровой работы с детьми. Под редакцией Д.Л.Локшина.
- М.:1953г.
13. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977.
14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Поп. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития.,
1997. - 238с.
5