Консультация для родителей «Адаптация:как помочь ребёнку в новом коллективе»
«Адаптация: как помочь ребенку в новом коллективе?!»
Что делать если ребенок робок, чрезмерно стеснителен или наоборот навязчив, и от этого остается один среди множества сверстников? Что должны знать родители, предполагающие проблемы у ребенка с адаптацией к новым условиям жизни?
Любой ребенок обязательно когда-нибудь столкнется с тем, что ему предстоит попасть в новый коллектив: детский сад, школа, спортивная секция и тд. Несомненно, это сложный и достаточно длительный процесс. И задача взрослых сделать адаптацию своего отпрыска проще и быстрее.
Педагог-психолог делится с родителями некоторыми советами, прислушавшись к которым можно процесс адаптации сделать наиболее благоприятным.
1. Наладьте отношения «педагог-ребенок»
Это основа нормального существования вашего наследника в новом коллективе. Поэтому к первому знакомству с учителем или воспитателем нужно отнестись серьезно. Вы, дорогой родитель, для начала должны переступить порог учебного учреждения и познакомиться с неведомой Марь Ивановной раньше своего чада.
Главная ваша задача сейчас – убедить педагога, что вы очень заинтересованы в решении существующих проблем школы или сада.
2. «У вас товар, у нас купец»
Далее нужно сделать так, чтобы разрекламировать педагогу свое талантливое чадо, а ему, по возвращению домой, преподнести в радужных красках «самую лучшую учительницу (воспитательницу) всех времен и народов». Расскажите Марь Ивановне о том, как ваш малыш переживает по поводу первого дня, как серьезно он готовится к встрече с ней, делает поделку из пластилина, задает массу вопросов. Детку же успокойте тем, что рассказали педагогу о его интересе к динозаврам и доисторическим существам, что ее чрезвычайно обрадовало.
3. Обсуждайте жизнь в коллективе
В этом деле мелочей быть не может.
Спрашивайте обо всем: чем обедал, кто понравился в коллективе, о чем разговаривал на математике с соседкой по парте, над чем смеялся громче всего?
Обсудите ребят из группы или класса, пусть малыш скажет, кто в коллективе самый веселый, кто, по его мнению, самый умный, кому малыш отдает предпочтение, и с кем мечтает подружиться. Познакомьтесь с официальным сайтом детского сада, группы или класса, где есть фотографии детей, педагогов, поиграйте в игру: «Объедини фото и имя».
4. Не давите из-за мелочей
Перестаньте на время давить на ребенка, заставляя его поддерживать абсолютный порядок в своей комнате или «гнобить» за пролитый на столе суп. Как можно чаще восхищайтесь своим ребенком, хвалите его по любому поводу.
Снимайте стресс с помощью длительных прогулок на свежем воздухе, поездок в парк, игр в индейцев с построением вигвама посреди зала и тд.
5.Напоминание о доме
Хорошо бы вручить ребенку с собой в школу или сад небольшой предмет, который даст ему возможность в сложный момент вспомнить о доме и семье.
Все что угодно, лишь бы это ассоциировалось у крохи со спокойствием и безопасностью родного дома.
Можете даже написать записку со словами одобрения, нарисовать сердечко и подписать от мамы и папы и положить в портфель или сумку детки. Это даст ему эмоциональные силы противостоять сложностям.
А что вы делали для того, чтобы ваши дети быстрее адаптировались в новом коллективе?
Особенно тяжело адаптация проходит у следующих категорий детей:
-у детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях и строго индивидуальном подходе;
-у детей, пришедших в детский сад в кризисный период (3 года) или же вовсе не посещавших детский сад,
-у детей с нарушением поведения и затянувшейся дезадаптацией, т.е. у тех, у кого демонстративность, манипулирование, капризность проявляются раньше 3 лет и заканчиваются позже 4;
-у сверхчувствительных натур, чрезмерно привязанных к конкретному человеку, месту или условиям.
Согласно нормативным стандартам адаптационный период (новые условия воспринимаются как естественные), занимает от 2 недель до 2 месяцев. Если требуется больше времени и вы не входите в категорию вышеперечисленных детей, то это повод обратится за консультацией к педагогу – психологу.
Что должны знать родители, предполагающие трудности адаптации у своего ребенка?
1.Соблюдайте режим дня, даже если не делали это ранее. Это очень важно, для организации нервной системы, процессы возбуждения и торможения должны быть сопряжены с биологическими часами ребенка. Вскоре, в отведенное время мозг будет сосредоточен на усвоение информации, а в другое время на отдых. И тот и другой процесс будет проходить максимально успешно.
2. Детей с высокой утомляемостью не нагружайте лишними кружками и тренировками или четко продумайте режим так, что бы обязательно было время на отдых.
3.Сформируйте авторитет педагога в глазах ребенка. Избегайте оценочных высказываний в присутствии ребенка (например, в беседе с другими членами семьи).
4.Замените оценочные фразы «какую оценку ты получил за поведение» или «как ты себя вел» на более позитивные: «что тебе особенно понравилось сегодня в саду», «что у тебя особенно хорошо получилось», "Мне сегодня приснилось, что ты вышел из садика особенно счастливым и у тебя все было отлично!"
Самостоятельность:
быть успешным, если за тебя все всегда делали: собирали рюкзак в сад/школу, следили за расписанием, за чистотой одежды, физкультурной формой, заправляли за тебя постель, а тут вдруг, появляется взрослый (педагог в саду/учитель в школе) и что-то начинает требовать..., а ребенок ни невнимателен, он просто не научился следить за своим "надо" сам.
Чтобы научить ребенка ответственности, для начала создайте соответствующую мотивацию, например, просмотрите на эту тему фильм или мультфильм, обсудите, затем, поговорите в хорошее настроение о том, что такое ответственность, зачем и кому она нужна. О том, как вы учились этому, или о том как пожалели, что не научились этому раньше. После чего дайте ребенку на выбор 1, 2 дела по дому, за которые он будет нести ответственность. Умеренно хвалите, а если не справляется, то вместо фразы "Опять у тебя куртка валяется.."- просто говорите "куртка". Это не несет оценочного суждения с вашей стороны, но с ребенком предварительно договоритесь, что будет означать такое слово.
Внимание:
Не исправляйте и не предугадывайте ошибки, ели задание еще не доделано! Ваша задача научить ребенка находить и исправлять свои ошибки. Для этого надо, предварительно убедившись, что все сделано, верно, акцентировать внимание ученика на конкретном слове или предложении и попросить найти ошибку, не забудьте похвалить за старание. Таким образом, качество выполнения заданий будет значительно выше, а процесс исправления ошибок не будет «болезненным».
Используйте тренажеры на внимание и зрительную память, натренировав эти функции, ребенок гораздо легче будет справляться с многоступенчатой инструкцией учителя.
Если, придя в учреждение трудности все же возникли, попробуйте следующие психологические приемы
Ребенок плачет и не отпускает маму. Заранее договоритесь, что будете собирать его личный альбом, каждое утро и вечером, перед отправлением на занятия и после них будете его фотографировать. ( Ребенок должен этого хотеть!) Начните заранее до 1 сентября, чтобы у вас в архиве уже были позитивные фото.
Обсуждайте фотографии, первую оценку пусть даст ребенок, какое фото ему нравится больше и почему, потом проговаривайте вы свое мнение, но ни в коем случае не высмеивайте и ни с кем не сравнивайте его не самые удачные снимки! Если игра будет принята ребенком, он вскоре сам научится делать выводы и изменит свое поведение с целью улучшить качество фотографий.
«Мне там не нравиться, скучно, не интересно…». Наделяйте ребенка ответственными поручениями, что – то сказать нянечке в садике, что-то передать или чем-то помочь учителю и т.п. Например:
-«Петя, завтра утром передай, пожалуйста, Ольге Петровне, эту книжку. Не забудешь? Она очень просила, не подведи меня ладно….» или «Подойди к Ване и позови его поиграть, он стесняется, ему нужно помочь. Справишься?» Не забудьте предупредить педагога о мотивах своего поведения, тогда ролевая игра продолжится в группе, количество ее участников со временем увеличится, а пребывание станет осмысленным и интересным.
Все проходит, дети растут, приспосабливаются, учатся дружить и уступать, меняются и меняют мир вокруг себя! Так и должно быть!