Консультация для педагогов «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения является воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
С чего начинается литературное воспитание ребёнка. Главная задача – приобщение дошкольников к книжной культуре, воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умению слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Образовательный процесс предполагает разработку содержания, средств, методов образовательной деятельности и обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, потенциальные способности. В Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» на сегодняшний день вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются в двух образовательных областях: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Учитывая это – работу необходимо вести в следующих направлениях:
- организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребенка;
- создание условий для развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.);
- создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы развивающей предметно-пространственной среды в части литературного воспитания.
Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.
Для развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие критерии:
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя). Идейность обуславливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, природе; - высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Перечисленные критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения, умение правильно формировать основу профессиональной деятельности воспитателя в области приобщения дошкольников к книжной культуре и эффективно использовать разнообразные методы, приемы и формы приобщения детей к чтению.
Методы ознакомления с художественной литературой:
- словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми;
- практические методы: дидактические игры по сюжету литературных произведений, инсценировки небольших художественных произведений, театрализованная деятельность, отражение впечатлений от прочитанного в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации);
- наглядные методы: показ иллюстраций, картин, просмотр видеороликов, фильмов, презентаций, театральных постановок по мотивам литературных произведений, оформление выставок.
Приемы анализа текста по ознакомлению детей с художественной литературой весьма разнообразны, выбор в каждом конкретном случае объясняется спецификой художественного произведения и задачами литературного развития.
При ознакомлении с художественной литературой используются разные приемы:
- чтение или рассказывание одного произведения;
- чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой (о весне, о жизни животных и т. д.);
- объединение произведений различных видов искусства, чтение и рассматривание картины, чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой; - чтение с использованием наглядного материала (с игрушками, настольным театром, презентацией и т.д.).
Для полноценного восприятия текста и овладения читательскими умениями в работе с детьми также используются частично-поисковые приемы.
Приемы анализа текста
1.Словесное рисование. Это описание картин, которые возникли в воображении читателя при чтении литературного произведения. По словесной картинке педагог может понять, насколько образ, описанный ребенком, соответствует действительности.
2.Графическое рисование. Детям предлагается сделать зарисовки по прочитанному и попросить проанализировать, соответствует ли нарисованное содержанию текста. Этот прием дает возможность выразить свое отношение к прочитанному.
3.Составлени плана текста. Представляет собой композиционный анализ текста:
а) Картинный план. Воспитатель по порядку выставляет картинки и предлагает детям рассказать «Какая картинка должна быть здесь? Какой картинки не хватает?».
б) Картинный план текста по порядку. Картинки раскладываются в произвольном порядке. Детям предлагается: выложить картинки по порядку и найти ошибку.
в) Модельный план. План представлен в виде моделей-схем.
4. Рассказывание по ролям. Это конкретный диалог между героями, который можно проигрывать как все произведение, так и отдельные фрагменты.
5. Рассказ от лица героя. Задача детей – рассказать о происходящем в произведении от лица выбранного героя. Это развивает коммуникативные качества, творческие способности, формирует образ Я, самооценку.
6. Стилистический анализ текста. Одним из вариантов анализа текста является искажение: давайте пофантазируем, как еще мог бы закончиться рассказ? Что было бы, если бы…
Таким образом, использование частично-поисковых приемов в работе с художественной литературой позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей. Содержание образовательной деятельности направлено на расширение читательских интересов детей, восприятие литературного текста, творческую деятельность на основе литературного произведения.
Развитие интереса к художественной литературе необходимо осуществлять в образовательных ситуациях разного вида:
- Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
- Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
- Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).
Технология проектирования дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому, также применять новые подходы к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Работу с детьми необходимо строить по принципу дифференцированного подхода при выборе методов ознакомления детей с художественной литературой (наглядный, словесный, практический, игровой и метод проектирования). Построение всех видов детской деятельности целесообразно проводить с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Работу начинать с создания мини-библиотека, мини-музей детской книги, мастерская по ремонту книг и т.д., подбор художественной литературы разных жанров и т.д., изготовление с детьми «Книжки-малышки» по произведениям знаменитых детских писателей.
Технология развития интереса к художественной литературе включает следующие формы работы: интегрированные занятия; проектная деятельность; творческие встречи; книжные выставки; тематические выставки рисунков и поделок; конкурсы чтецов; просмотр мультфильмов; презентации; литературно-музыкальные праздники; конкурсы; экскурсии в библиотеку; посещение музея.
Для самостоятельной деятельности детей организовывать сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д. Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен. Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).
Организация работы с родителями: анкетирование; литературные вечера; конкурсы; совместные праздники, досуги; консультации; выставки и т.д.
На основе вышесказанного мы можем определить следующие функции воспитателя:
- педагогическая поддержка дошкольника в приобщении его к книге, рождении интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения;
- сопровождение семьи ребенка по вопросам семейного чтения, пропаганды книги и книжного знания. Для выполнения обозначенных функций педагог должен своевременно реагировать на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей, вносить необходимые коррективы в образовательный процесс.
Направлениями образовательной деятельности, в которых осуществляется развитие интереса к художественной литературе, являются следующие:
- непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);
- самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета);
- взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.
Таким образом, несмотря на то, что дошкольный возраст является преимущественно «не читающим», ребенок способен осуществлять действия, характерные для обычного читателя. В то же время приобщение к чтению – это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.