Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Вашурина Мария Евгеньевна
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №78"
Краткое описание работы: Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Дата публикации: 2023-01-09 Консультация для педагогов “Предметно-развивающая среда как поддержка детской самостоятельности и инициативы” Вашурина Мария Евгеньевна МДОУ "Детский сад №78" Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Консультация для педагогов “Предметно-развивающая среда как поддержка детской самостоятельности и инициативы”

Скачать работу


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сегодня современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольника будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка.

Именно данное качество обеспечивает:

 умение действовать по собственной инициативе;

 умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

 умение осознанно действовать в ситуации;

 умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

 умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

 умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Самостоятельность – это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Правильно созданная в группе предметно-развивающая среда должна решать ряд

задач, а именно: способствовать проявлению инициативы и творчества у детей разных видах деятельности; помогать совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность; воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели, а также формировать познавательную активность для создания мотивации, привитие навыков познавательной деятельности.

Задачи приобретают особое значение в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования:

 на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

ФГОС рекомендует при создании предметно-развивающей среды соответствовать основным принципам:

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Руководствуясь вышесказанным, оборудование и материалы в группе нужно постараться разместить в соответствии с линиями развития. Для организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как разделители пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т.д.

Развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо организовать так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность.

Новая форма работы организация непосредственно-образовательной деятельности «задел на будущее» позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок.

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности.

Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Консультации для педагогов.

Post navigation

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Кровь и кровообращение»
Моделирование игровых обучающих ситуаций по ПДД в семье дошкольника
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023