Консультация для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность в работе с детьми. Актуальные подходы в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов
«Познавательно - исследовательская деятельность в работе с детьми. Актуальные подходы в соответствии с ФГОС ДО»
Система дошкольного образования перешла на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования. В настоящее время в проекте ФГОС заданы ориентиры развития системы дошкольного образования и вносится ряд изменений в организацию воспитательно – образовательного процесса в ДОО.
Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребёнка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, что возможно только при включении ребёнка в активную деятельность. Активность ребёнка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять в жизни.
Научив дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания, сравнивать и анализировать.
Отталкиваясь от программы «От рождения до школы» педагог во второй группе раннего возраста помогает детям, различать красоту природы в разное время года. Воспитывает бережное отношение к животным, учит основам взаимодействия с природой.
В младшей группе даёт представления о свойствах воды, песка, снега. Учит отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формирует умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Знакомит с правилами поведения в природе
В средней группе в процессе опытнической деятельности расширяет представления детей о свойствах песка, глины и камня. Закрепляет представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений. Учит замечать изменения в природе. Рассказывает об охране растений и животных.
В старшей группе формирует представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Учит устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
В подготовительной к школе группе закрепляет умение правильно вести себя в природе.
Как же организовать познавательно - исследовательскую деятельность?
Необходимо: * Выбрать проект исследования; * Провести предварительную работу по изучению теории вопроса; * Определить тип, вид и тематику занятия – экспериментирования; * Выбрать цель, задачу работы с детьми; * Провести игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления; * Предварительно исследовать работу с использованием оборудования, учебных пособий; * Выбрать и подготовить пособия и оборудование с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы; * Обобщить результаты наблюдений в различных формах с целью проведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования; * Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным; * Прогнозировать результат; * Закрепить последовательность действий; * Закрепить правила безопасности.
Рассмотрим оборудование центра экспериментирования, которое пополняется в соответствии с возрастом детей, например: В подготовительной группе оборудован:
Центр «Песок – вода»: ёмкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблик, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов и т.д
Центр «Воздух»: верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашюты.
Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы, пробки коробочки со звуком, оборудование для ухода за растениями и животными и т.д.
Центр «Литература»: книги, журналы, лингвистические игры, книжки самоделки и оборудование для их изготовления и т.д.
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки и т.д.
Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки, ножи, розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы и т.д.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико – математические игры, верёвочки, бусинки и т.д.
Далее остановимся на тематическом плане по организации поисково- исследовательской деятельности. Например, в первой младшей группе направлен на: экспериментирование с песком, глиной, камешками, водой, воздухом, наблюдение за жизнью растений и насекомых, экспериментирование с предметами, наблюдение за погодой.
Во второй младшей группе включается: наблюдение за жизнью животных, изучение органов чувств человека, экспериментирование с солнечным светом. В средней группе: Человек.
В подготовительной группе: Экспериментирование со звуком и электричеством.
Необходимо остановится на особенностях организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах.
В первой младшей группе развивается наглядно- действенное мышление. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
Во второй младшей группе способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
В средней группе действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
В старшей группе Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности.
В подготовительной группе проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу, могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; - активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; -развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; -формируются трудовые навыки;
Обратимся к методу проектов. Основной целью проектно- исследовательской деятельности является повышение уровня экологических знаний детей, развитие их познавательного интереса и любознательности.
Эта цель реализуется через следующие задачи.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
- Выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать экологическое сознание.
- Последовательно и точно строить рассказ на материале проведённого опыта-эксперимента.
- Учить детей выражать свои мысли, чувства, желания. Проектно-исследовательская деятельность строится на принципах системности, соответствия возрастным возможностям, интеграции, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОО и семьи, с учётом индивидуальных особенностей.
Перейдём к формам работы с детьми по экологическому воспитанию: Экологические занятия, Экологические экскурсии, Уроки доброты, Уроки мышления в природе, КВН, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, языковые логические задачи, экологические выставки, экспозиции, неделя экологического творчества, экологические праздники, выставки, дидактические игры экологического содержания, экологические сказки, экологическая тропа, наблюдения, поисково-исследовательская работа.
В заключение сравним экспериментирования с водой в разных возрастных группах.
В первой младшей группе Педагог ставит перед собой цель: познакомить детей со свойствами воды – текучестью, прозрачностью; воспитывать бережное отношение к воде, подводит детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, горячая холодная; даёт представление о том, что вода не имеет формы; раскрывает понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет, показывает, как можно сделать воду цветной.
Перейдём ко второй младшей группе. Воспитатель знакомит детей с процессом конденсации, с различными жидкостями, помогает выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей, с одним из состояний воды – паром; помогает понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
В средней группе. Необходимо познакомить детей с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается; помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику; познакомить с составом воды;
Цель эксперимента старшей группы. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха; помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
В подготовительной группе педагог знакомит детей с процессами очистки воды разными способами; показывает способ очистки воды с помощью фильтра; учит беречь воду; помогает определить, сколько воды зря проливается из крана; показать зависимость живых объектов природы от воздуха;
Всё сказанное позволяет сделать вывод: надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления о увиденном.