Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Лихачева Оксана Александровна
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- детский сад №14 "Весёлые звоночки" (отделение "Дельфинчик")
Краткое описание работы: Консультация поможет педагогам правильно организовать работу по формированию основ звуковой стороны речи детей дошкольного возраста. В консультации рассмотрены несколько видов дидактических игр, позволяющих воспитателям обогатить свой опыт по речевому развитию.

Дата публикации: 2023-01-17 Консультация для педагогов на тему “Возможность дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста” Лихачева Оксана Александровна МБДОУ ЦРР- детский сад №14 "Весёлые звоночки" (отделение "Дельфинчик") Консультация поможет педагогам правильно организовать работу по формированию основ звуковой стороны речи детей дошкольного возраста. В консультации рассмотрены несколько видов дидактических игр, позволяющих воспитателям обогатить свой опыт по речевому развитию.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Консультация для педагогов на тему “Возможность дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста”

Скачать работу


Консультация для педагогов

«Возможность дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

Подготовила

Лихачева Оксана Александровна,

старший воспитатель

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребёнка. Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес. Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребёнка к обучение грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их провидении.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.

При полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

В процессе такого общения ребёнок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребёнок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно артикуляцией (то есть с движением и позициями речевых органов, нужными для произнесения звуков) ребёнок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка. [3, 4]

Воспитание звуковой культура речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Оно включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания. Среди задач ведущими является формирование навыков правильного звукопроизношения и выработка хорошей дикции.

Специальные занятия по фонетике всегда имеют конкретные задачи:

  1. постановка дыхания;
  2. усвоение ритма слова (слогоразделение);
  3. усвоение артикуляций отдельных звуков речи;
  4. приобретение навыка в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.

Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют для воспитателей детских садов значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука. Кроме теоретических знаний нужно еще уметь наглядно показать ребёнку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Такое умение достигается тренировкой только перед зеркалом.

Некоторые упражнения, например дыхательные, проводятся с детьми всех возрастных групп, другие, формирующие все усложняющиеся умения, начинают проводить с детьми по мере развития их организации.

Для укрепления речевое дыхание детей воспитатель использует игры на под вдувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», с «солнышка тучки». Педагог учит произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе.

Исправление ошибок должно быть тактичным: воспитатель показывает образец, как тот говорит в данном случае, и поощряет ребёнка, когда тот старается подражать.

Важно, чтобы дошкольники четко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л`], [р], [р`].

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. А значит, продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребёнку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.

Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением. [10, 61]

Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи. При обработке звука в словах успешных результатов помогает достичь приема усиленного выделения его голосом, а в связной речи – использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, короткие стихотворения). Совершенствования у детей навыки произношения звуков, предлагается им говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки; произносить рифмовки в слегка замедленном темпе.

Для развития голосового аппаратами умения менять громкость голоса используются различные игры и упражнения. Такие игры называют словесные. Также учат детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры.

При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов и, а кроме того, широкого использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова. [10, 6]

Для фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова), а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

Такие упражнения даются и форме дидактической игры. В дальнейшем задания усложняются. Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть ли в слове названный звук. Или из двух разных предметом отрабатываемый звук.

Далее дети выполняют задания на подбор таких игрушек, предметов, в названиях которых есть определенные звуки. Звуки выделяют двумя способами: или произносят дольше всех остальных звуков слова, или громче. Интонационно выделять звуки необходимо на слитном проговаривании всего слова.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начала, в конце и в середине). В дидактической игре, например « Найди пару» ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

Если у многих детей в группе еще не выработалось четкое звукопроизношение, педагог организует, дополнительные индивидуальные занятия или занимается с несколькими воспитанниками, имеющими одинаковые дефекты речи.

Вне занятий воспитатель закрепляет представления детей о слове, его звучании. Для этого широко используются настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей. В процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. Настольные речевые дидактические игры, дают возможность уделить внимание каждому ребёнку.

Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. В вечернее время можно рассматривать с детьми альбом их словесного творчества, прочитать выборочно рассказы из него. Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется во время речевой гимнастики, в повседневном общении. Одному ребёнку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немного громче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса (для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), шепотом (как по секрету).

Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначале необходимо показать ребёнку перед зеркалом правильную артикуляцию, затем ребёнок повторяет это при помощи логопеда или самостоятельно. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременное выполнение упражнений.

Этап формирования произносительных умений и навыков. На этом этапе у ребёнка формируется умение правильно произносить звуки, отличать их сложных звуков, правильно использовать их в речи.

При постановке звуков по подражанию ребёнок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа проводится перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактического анализаторов.

Практические методы включают в себя упражнения и игры и моделирование. Упражнения представляют собой многократные повторения различных заданий. В результате упражнений создаются предпосылки для правильного произношения, постановки различных звуков. Упражнения делятся на три вида: подражательно-исполнительские: преподаватель показывает ребёнку образец действий, ребёнок повторяет за ними. Затем постепенно демонстрация каких-либо движений становится все более краткой, преподаватель только называет упражнения, а ребёнок их выполняет. Этот вид упражнений используется при голосовых, дыхательных, артикуляционных упражнениях, на развитие общей и мелкой моторики. Конструирование в различных видах: применяется в логопедической работе, в основном при нарушении письменной речи; упражнения творческого характера применяются, когда ребёнок нужно уметь использовать полученных навыков с заданным в новых ситуациях (например, придумывание слов с заданным звуком), отбор картинок по определенной теме.

Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки [ф], [в], [с], [з], [ц], [ш], [ч], [р], [л] дается изолированно.

Изолированное произношение звуков [п], [б], [т], [д], [к], [г], [х] трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах.

Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в старшей группе – с буквой.

Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёба – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычка связана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении речевых занятий. Примерный план речевого занятия следует акустическое знакомство со звуком по рассказу знакомство с артикуляций звука по сказкам веселого язычка; шутки чистоговорки на данный звук; речевые игры.

Дополнительно используются речевые упражнения (повтор слов, заучивание стихов) и игровые упражнения, когда происходит имитация каких-либо действий с проговариванием. Это повышает эмоциональный настрой и вызывает положительные эмоции.

Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.

Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру речи детей дошкольного возраста. Использования игровых моментов, направленных на развитие фонематического анализа, позволяет закреплять свойственные детям интерес к звуковой культуре речи. Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней они охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Под руководством профессора, доктора педагогических наук О.С. Ушаковой в лаборатории развития речи и речевого общения Института развития дошкольного образования РАО были проведены экспериментальные исследования. Осветившие вопрос речевого воспитания детей, главной целью которого является творческое освоение норм и правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способами.

Речь ребёнка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривали З.А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается в процессе развития словами, с помощью которых ребёнок создает образ, разыгрывает роль, подражания речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребёнка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребёнка-дошкольника (Л.С Выготский, А..В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин). [1,11]

Дидактическая игра, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Система дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фрёбелем и М. Монтессори, для начального обучения – О. Декроли. В педагогической практике 1940-1950 годы дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании. В 1960-1970 годы дидактические игры стали применяться не только в начальных, но и в средних классах. Введение обучения с шестилетнего возраста в 70-80 годы стимулировало использование дидактическую игру в учебном процессе. Специфическим признаком дидактической игры является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с ее учебной цели и предполагаемый результат.

Дидактические игры в детском саду являются важным средой обучения их содержанием и характер определенны программой детского сада для каждой возрастной группы.

В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.

Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он – участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой.

В дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младшей группы к старшей.

Дидактическая игра, предназначена для обучения. Она по сравнению с другими играми имеет одну характерную особенность; цель дидактической игры – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Содержание дидактической игры – это осуществление, каких- либо нравственных задач.

Структура дидактической игры включает:

1) задачу

2) действие,

3) правила

4) результат, заключение игры.

В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра. Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного систематического напряжения, умственной работы.

Действие – самое существенная часть игры, без действия осуществление цели игры было бы только «сухим» дозированием, оно отпугивало бы детей, чем привлекали их. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задачи выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребёнка и сплачивает детей в единый коллектив.

Характерная особенность дидактической игре – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактической игры – деятельности. Деятельность в больше сосредотачивала внимание детей.

Дидактическая игра – игры, специально предназначенные для целей обучения дошкольников и младших школьников. Эти игры развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, и так далее) наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представление об окружающем мире. Они имеют также большое значение для нравственного воспитания, так же способствуют развитию целеустремленности, чувства коллективизма, в дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида: настольно печатные, игры с предметами, игра проводится со специально дидактическими игрушками (башенки, вкладышами, мозаиками), лото, картинками; существует словесные дидактические игры (например, загадки, звукоподражательные игры, игры с « запретными словами»). Могут быть использованы различные предметы жизненного обихода и природного материала (пуговицы, камушки, шишки).

К большинству игр даются варианты: а) для обучения детей на занятиях; б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из четырех- шести человек; в) для самостоятельных игр детей. Два последних вида представляют особый интерес, так как в методической литературе пока недостаточно широко освещены вопросы, касающиеся работе с детьми вне занятия.

Словесные дидактические игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и другие.

Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры («что изменилось?», «Чего не стало?», «чудесный мешочек»), в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.

Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуком и слов.

В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствуют своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками.

Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животному или его детенышу.

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах, об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесные игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да – нет». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алгоритмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает».

Таким образом, дидактическая игра – игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребёнка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.

Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей.

Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

  1. Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
  2. Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие опредёленных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребёнка. Она является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.

Ребёнок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребёнок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатство интонаций тоже играет немаловажную роль – способствуют лучшему условию речи.[7]

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку проведению дидактической игры входят:

1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышлении, речь) и другие;

2. Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

3. Определение наиболее удобного времени проведении дидактической игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

4. Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

5. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

6. Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; [4, 21]

Рассматривая подробнее некоторые приемы и методы руководства дидактическими играми нужно отметить. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактические задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

Организация игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале усваивается содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения.

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучать положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, дидактических игр необходимых для постановки звука.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т.п.). в последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику – систему упражнений для речевых органов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной конструкции.

Список литературы

1) Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2) Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

3) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

4) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

6) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

7) Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребёнок в детском саду 2001, №3.

8) Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребёнок в детском саду 2002, №2.

9) Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

10) Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.

11) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.

12) Катаева А.А.. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

13 Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.

14 Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995

15 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.

16) Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1982.

17) Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

18) Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.

20) Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

21) Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Дидактические игры, Игры, Консультации для педагогов.

Post navigation

ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Сценарий выпускного бала «Листая страницы альбома»
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023