Конспекты бесед на тему “Как жили люди на Руси”
Беседы «Как жили люди на Руси»
Ход беседы:
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме, обращает внимание детей на костюм.
— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне? (Русский народный). Как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.
— А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.
(Показ слайдов)
Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась? Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.
У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в.
Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья.
Косоворотка в конце XIX века у русских была основой любого костюма. Встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.
Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.
Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.
2. А сейчас мы узнаем, как люди жили? Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?
-А почему Русь называли «деревянной»?
(Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.) .
Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.
Давайте вспомним пословицы об избе, которые сложил русский народ.
• Избу ставят, Бога славят.
• Своя избушка - свой простор.
• Изба детьми весела.
• Изба красна углами, а обед пирогами.
• Изба крепка запором, а двор - забором.
• Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
• Красна изба углами, а человек добрыми делами.
• Всего дороже честь сытая и изба крытая.
Давайте вспомним сказки, где встречаются деревянные строения (избы, терема, хоромы, палаты)
(«Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
Давайте выстроим получившуюся цепочку:
Землянка, изба, терем, палаты.
Что общего у этих строений? (Они сделаны их брёвен)
- Какие же породы деревьев использовали славяне для строительства всех этих сооружений? (На сруб – хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница). - Почему? (Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома, это дерево «дышит», оно смолистое и менее подвержено гниению)
(На крышу – осину).
1. Как раньше назывались дома? (избами) Правильно, раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их
рубили топором.
(Показ слайдов с изображением различных русских изб)
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Воспитатель: Какой у вас получился весёлый дружный хоровод!
Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!
Воспитатель:
— Нужно отгадать загадку и показать предмет.
1. Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
Воспитатель:
— Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)
Лиса, заяц и петух
Снегурушка и лиса
Мужик, медведь и лиса
Кот, петух и лиса
Колобок
Курочка Ряба
Волк и коза
Зимовье зверей
Медведь и петух
Морозко
Старуха — говоруха
Крошечка — Хаврошечка
Баба-Яга
Василиса Прекрасная
Гуси-лебеди
Сивка-бурка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Каша из топора
По щучьему веленью
Мальчик с пальчик
Царевна-лягушка
Волшебное кольцо
2. Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле? (Лиса и волк, По щучьему велению, Морозко.
3. У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
5. У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
6. Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем. (Утюг)
7. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)
Какие сказки про лапти, вы, знаете? («Пузырь соломинка и лапать», «Лиса лапотница»).
8. Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут (сундук).
(Рассматривают сундучок)
Воспитатель:
— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.
А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.
Начинаются сказки, катятся с гор салазки.
А это было, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали.
Друг друга за крылышки хватали.
Я за ними на золотом коне скакала,
Да в сундук эти сказки собирала,
А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.
1. Вымолвил словечко, покатилась печка. Прямо из деревни, к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).
2. Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).
3. Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).
4. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
5. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель:
— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
Как называется такая сказка? (Докучная)
Почему она так называется? (Ответы детей). Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером).
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
(Ответы детей). Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером).
Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.
Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка
Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.
Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.
Пример докучной сказки
— Сочинить для тебя докучную сказку?
— Сочинить.
— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?
— Попробуй.
—Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?
— А зачем?
— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем».
Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент»
-Делу время – а потехе час. Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Под музыку водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Выходите на полянку.
- Как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках?
- Сейчас вы услышите звучание музыкального инструмента.
Загадка: Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька).
Воспитатель заглядывает в сундучок – и видит конверт с последним заданием (там лежат ложки и лоскутки). Смастерим куклу «Аленку» из ложек.
-Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.
Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно. (Работа в парах)
Рефлексия
-Дети, что мы нового сегодня узнали?
Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа с народными праздниками.
Конспект занятия «Как жили люди на Руси».
Цель:
Закрепить знания детей об истории России и укладе жизни наших предков. Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традиция русских людей. Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.
Задачи:
Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: запечье, бабий кут, красный угол, куклы обереги.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, записи с русской народной музыкой, изображения транспорта, посуды, домом, муз. инструментов, костюмов наших предков.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята как называется наша страна?
Дети. Россия.
Воспитатель. Много разных стран на земле, везде живут люди, но Россия наша родина. Родина значит родная. Как мама и папа. А называлась наша страна раньше Русь!
Ребята представьте себе ,что получится, если из нашей жизни вдруг исчезнут телевидение, радио, компьютеры, телефоны, самолёты, автомобили. А ведь все эти изобретения были сделаны совсем недавно. Когда наши прабабушки, прадедушки, бабушки , дедушки были маленькие, никаких телевизоров, компьютеров, телефонов не было. Наша жизнь изменилась всего за каких то сто лет. А давайте представим себе, как жили наши предки. Тогда было всё иначе, всё по другому.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель; Дети посмотрите наши ребятки переоделись в русский народные костюмы.
Выходят дети- одетые в русский народный костюм .
Воспитатель; Ребята, а так одевались наши предки, в руках у них плетёные лапти. Тогда не было магазинов где можно было купить себе одежду. Каждый сам себе строил дом, ткал ткани, шил одежду. Самой привычной обувью были лапти.
Все дети рассматривают лапти.
Воспитатель.Наша Родина всегда была богата густыми лесами и широкими лугами, многоводными реками и огромными голубыми озёрами. Все что попадала на стол к древнему русичу, он добывал своими руками. Мужчины охотились, ловили рыбу; женщины и дети собирали грибы, ягоды, мёд.
Воспитатель раздаёт детям набор иллюстраций: (костюмы, избы, посуда, транспорт, музыкальные инструменты).
Дети смотрят иллюстрации, задают вопросы.
Воспитатель. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних времен считается символом рождения жизни и ее продолжением. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам, а иногда вся деревня помогала строить. Место для строительства выбирали у леса или на берегу речки или озера. Как вы думаете почему так силились люди?
Дети. Потому что в лесу много ягод и грибов, в речке можно ловить рыбу и пить воду, вода нужна готовить еду.
Воспитатель. Сейчас ребята мы посмотрим фильм как наши предки строили избы.
Фильм «Ставенки».
Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие «Русская изба», но мы не просто пойдем, а потечем ручейком.
Русская народная игра «Ручеек».
Показ презентации. «Русская изба»
Текст к слайдам:234ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё
1. Оказывается при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
2.Вот мы и в избе. Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара. Кормилицей, матушкой – называли печь в народе. Матушка-печка, укрась своих детушек, говорили хозяйки когда пекли хлеб, пироги. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло даже в лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
3.Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок.
4.На шесте у печи стояли чугуны, горшки В нише под шестком хранили инвентарь, дрова.
5. Другой угол у двери был мужской. Здесь стояли лавки, а под лавкой хозяин хранил свой инструмент. На веду стояли сундуки чем больше сундуков тем богаче хозяева. В сундуках хранили вещи.
6. А это-прялка. На ней женщины пряли пряжу, из нее вязали рукавички, носки.
7. Ребята вы сейчас спите в кроватках, а раньше малыши спали в люльке.
8. Главный угол в избе назывался красным. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница-полочка и иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу человек обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.
9. Обеденный стол стоял в красном углу. За столом вся семья кушала. Справа от хозяина сидели сыновья. С лева сидела хозяйка и ее дочери. Дочери помогали ей подавать еду из печи на стол. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Прилетят «злыдни» голодные человечки и принесут голод, нищету и болезни.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я говорю предложение, а вы должны его закончить.
Это куколка Акулька,
У нее кроватка – (люлька)
В печку слазить очень рад,
А зовут его (ухват) .
У нее доска и палка-
Это бабушкина (прялка) .
Кашу варит всем дружок
Круглобокий (чугунок).
Воспитатель. Ребята вы знаете много пословиц о хлебе. Давайте мы их вспомним.
Дети. «Худой обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска -стол доска»,
«Будет хлеб, будет и обед», «Ржаной хлебушко -калачу дедушка».
«Матушка рож кормит всех подряд, а пшеничка по выбору».
Воспитатель. Русские люди были гостеприимными. Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор».,
Воспитатель. Ребята давайте вспомним пословицы о гостеприимстве.
Дети. «Что есть в печи все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Умей в гости звать умей и угощать».
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. А сейчас мы послушаем Русскую народную песню «Во поли берёза стояла».
Дети по желанию выходят и танцуют.