Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Социальная работа

Автор: Коченова Марина Юрьевна
Учебное заведение: МУ ДО "Дом творчества п.г.т. Шерловая Гора"
Краткое описание работы: Занятие рассчитано на учащихся детского объединения "Театральная азбука". Возраст детей от 7 до 10 лет. Можно использовать во внеурочной деятельности.

Дата публикации: 2018-02-12 Конспект занятия по теме “Сценическое движение. Пантомима” Коченова Марина Юрьевна МУ ДО "Дом творчества п.г.т. Шерловая Гора" Занятие рассчитано на учащихся детского объединения "Театральная азбука". Возраст детей от 7 до 10 лет. Можно использовать во внеурочной деятельности.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 4, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Конспект занятия по теме “Сценическое движение. Пантомима”

План занятия:

1.     Организационный момент: актерское приветствие, сообщение темы и эпиграфа, цели и задач занятия (3 минуты).

2.     Разминка: упражнения (5 минут).

3.     Теоретическая часть: новая тема Пантомима, повторение знаний по сценическому движению

Видеоролик (3 минуты),

презентация «Театр мимики и жеста» (6 мин).

4.     Практическая часть: (20 минут).

5.     Упражнения на закрепление.

6.     Сценка «Опять двойка».

7.     Подведение итогов занятия (3 минуты).

8.     Домашнее задание (2 минуты).

Цель: создать условия для личностного развития ребенка, через сценическое

движение.

Задачи: – познакомить с понятиями сценическое движение и пантомима;

– развивать мимику и пластику;

– воспитывать сценическую культуру.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

Учащиеся заходят в кабинет под музыку. Их актерская задача заключается в следующем: каждый должен выразить с помощью мимики, жестов, походки свое настроение в данный момент. Затем ребята приветствуют друг друга через рукопожатие со словами: «Здравствуйте!», показывая настроение уже с помощью интонации. Педагог здоровается с учащимися и сообщает им тему цель и задачи занятия.

Педагог: Добрый день! Сегодня наше занятие будет проходить по теме:

«Сценическое движение. Пантомима»

Важнейшим элементом выученности актёра является сценическое движение. Оно направленно на то, чтобы сделать мышцы актёра пластичными, а тело послушным воле исполнителя. Перед выступлением нужно разогреть не только голосовые связки, но и мышцы, так как во время выступления иногда нужно танцевать, быстро двигаться, даже кувыркаться и падать. И чтобы актёр не потянул ногу, не уронил на сцене какой-либо предмет, ему нужно правильно двигаться по сцене. И поэтому на занятиях будем продолжать этому учиться.

Прошу всех дружно встать,

Что скажу всё выполнять.

II. Разминка

1.     Упражнения на фонационное дыхание

Цель: освобождение фонационных путей от мышечного зажима. Выполняются в кругу, при выполнении упражнений используется носовое дыхание.

Упражнение «Дровосек»: Ноги на ширине плеч, при вдохе руки заносим над головой (руки соединены в «замок»), при выдохе со звуком «Ух!» руки резко опускаем вниз. Упражнение повторяем 3-4 раза.

Упражнение «На цыпочках»: Приподнимаясь на носки, делаем вдох, опускаясь, – выдох. Упражнение повторяем 3-4 раза.

Упражнение «Китайские церемонии»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Протяжно произносим: гм-гм-гм, выполняя следующие движения; медленно наклоняя корпус вперед (спина прямая), делаем вдох; возвращаясь в исходное положение, – выдох.

2.     Упражнения с применением звуков

Цель: тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в резонирующих полостях.

Упражнение «Шумы»: Встанем прямо, руки вдоль тела. Произнесем на медленном выдохе: ССССССС…(«свист ветра»). ШШШШШШ…(«шум леса»). ЖЖЖЖЖ…(«жужжит пчела»).

Упражнение «Мотоцикл»: Встанем прямо, руки вдоль туловища, произнесем на медленном выдохе: РРРРР, переходящее в РЬРЬРЬРЬ…

Упражнение «Эхо»: Участники, руки складывая шалашиком, направляют друг другу «Ау!» по кругу.

3. Упражнения на разогрев мышц.

1.Упражнение «Лед и пламя»: Участники встают в круг. По команде «пламя» (под музыку) они начинают интенсивное движение телом, по команде «лед» застывают в позе, которую должны оправдать.

2. Упражнение «Снятие телесных зажимов и управление эмоциональным состоянием». На каждый хлопок происходит излом тела, любого участка. Старайтесь, чтобы, вы не повторялись.

Педагог: Хорошо размялись. На следующем занятии мы продолжим разучивание упражнений. Прошу всех вернуться на свои места.

III. Теоретическая часть.

Просмотр видеоролика «Пантомима».

Беседа по вопросам.

– Вам было понятно происходящее на экране? (Да)

– Что изобразила девочка?

– Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

– Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты) и выражение её лица (мимика).)

Работа девочки основывается на вере в то, что все то, что она делает, абсолютно реально. И это при минимуме декораций, костюмов и приспособлений. Просто она верит в то, что на улице идет дождь, дует ветер, что она наткнулся на стенку и т.д.

А вслед за ней в то начинают верить и зрители. Вы поверили? Попробуем научиться?

 

Презентация «Театр мимики и жестов». Сл1.

Сл.2. Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) – искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Сл.3. Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и походка.

 Сл.4.Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

Из истории театров. Первый театр в мире был построен в греческом городе Афины. В театре была сцена, зрители сидели на склонах холмов, специальный механизм изображал раскаты грома и шум дождя.

Сл.5. Театры в Китае и Индии.

В Китае первые театральные представления напоминали танцы на специальных крытых площадках перед храмами. В Древней Индии заднюю стенку таких площадок украшали тканями.

Сл.6. Театр мим и пантомим. Это не только искусство. У него тысячелетние традиции. Своя история. Нищие, бесправные, не имеющие права не только на жизнь, но и на смерть, бродили по миру.

Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, но их весёлое искусство нельзя было уничтожить. Так, переходя из века в век , развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арены цирка.

Сл.7. Театр движения, мимики и жестов.

Чтобы многое рассказать, не требуется речи. Движения, жесты, мимика могут быть настолько выразительны, что актёр способен взволновать или рассмешить своих зрителей без единого произнесённого слова.

Сл.8. «Удивительный ты человек. Я слышу, что ты делаешь, а не только вижу. Мне кажется, самые твои руки говорят», – воскликнул, увидев пантомимного актёра, древнегреческий писатель Лукиан.

Актёры пантомимы запрягают несуществующих коней, плывут по бурной реке на воображаемой лодке, играют с несуществующим мячом, пьют вино из бокалов, которых фактически не существует.

Вопрос: Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Сл.9.  Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Сл.10. Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

Сл.11. В центре каждой пантомимы – человек, его жизнь, его борьба, его счастливые минуты и горести.

Сл.12. Великим комиком можно назвать Чарли Чаплина. Чарли Чаплин был акробатом, танцором, научился ходить по проволоке, жонглировать; он овладел многими видами мастерства движения; он сам сочинял музыку для своих фильмов. Чарли Чаплин стал величайшим мимом нашего времени.

Сл.13. Искусством пантомимы нельзя овладеть, если не будет обретена высокая техника. А техника обретается упорным трудом.

Вопросы на закрепление темы:

– Чем же мы будем заниматься на занятиях? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное).

– Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Давайте вспомним, что такое мимика?

(Ответ: Мимика – это движение лицевых мышц, изменение выражения лица.)

Хорошо, вспомнили. А что такое жест?

(Ответ: Жест – движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.) Молодцы!

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения:

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Замечательно! Пройденный материал вы усвоили хорошо. Перейдём к сценическому движению. Мы знаем, что сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела.

Задание. Изобразить сценку «Опять двойка» без слов, с помощью мимики и жестов.

Педагог: Пока готовятся ребята, мы выполним этюдное задание по пантомиме «Зоопарк»…Итак, вы когда-нибудь были в зоопарке? (Да).

Тогда вы видели, что все животные находятся в своих вальерах.

Сейчас вы загадаете животного или птицу, выберете себе место на сцене и попробуйте их изобразить. А мы постараемся узнать, кого вы нам показываете. Приготовились, расположились. Мы в зоопарке.

Педагог: Интересная экскурсия получилась. Очень яркие и удивительные

обитатели зоопарка. Творческие задания закончились, прошу всех занять свои места.

Сценка «Опять двойка»

А мы подводим итог нашему занятию. Сегодня мы продолжили знакомство со сценическим движением, в частности с пантомимой. Как вы думаете трудно показывать пантомиму? Почему?

Какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы).

Какое задание показалось трудным? (Ответы).

Педагог: Я благодарю всех за творческий подход к занятию.

Свои впечатления вы можете выразить вот такими жетонами.

На них выражение лица. Я раздаю всем по три жетона (равнодушие, скука, радость). Какое настроение было у вас на занятии? Выберете жетон, совпадающий с вашим настроением, разложите их на столе.

(Выбирают и раскладывают жетоны)

Педагог: Я очень рада, что у всех (или почти у всех) замечательное

настроение. До свидания, до следующего занятия.

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Социальная работа Театрализованная деятельность.

Post navigation

Учителя «выгорают». Есть ли выход?
Проект в подготовительной группе “Моя мамочка лучшая на свете”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022