В условиях стремительно меняющейся реальности дошкольная образовательная организация должна обеспечивать равные условия для обучения всех детей в школе, а без использования педагогических технологий нового поколения гарантировать реализацию данного требования невозможно. Инновационные технологии в ДО направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети нашей группы – не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают и приносят столько пользы! Творчески применяем современные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование. В работе с детьми используем игровые сюжеты, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.
Элементы ТРИЗ мы применяем во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи. С целью повышения развития речи было проведено занятие .
Конспект организованной учебной деятельности
Возрастная группа: 2 младшая группа
Образовательная область: «Познание»
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Учимся играть по правилам» (на основе настольно-печатной игры «Мир вокруг нас»)
Цель: Формировать умение слушать и понимать речь взрослого, обращенную ко всей группе и к каждому ребенку отдельно. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, закреплять представления о диких животных, обогащать словарь лексикой обозначающей ощущения, обучать пересказу по сериям картинок, учить правильно проговаривать звуки во фразовой речи. Развивать внимание, восприятие, мышление, творческое воображение. Воспитывать доброжелательность, сотрудничество, интонационную выразительность речи.
Раздаточный материал: картинки и карточки к игре «Парные картинки» на тему «Мир вокруг нас»
Ход:
Воспитатель:
Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся.
Дети приветствуют гостей
Воспитатель:
– Предлагаю поиграть в игру. Ведущей игры буду я.
Каждому из вас я дам познавательные картинки. Все остальные картинки спрячу в конверт. Я буду доставать по одной картинке и придумывать интересные задания. Тот кто соберет три пары картинок – тот победит!
Воспитатель:
Итак – раз, два, три, четыре, пять. Будем дружно мы играть !
Воспитатель достаёт 1 картинку (Зонт) .
В: У кого такая картинка?
Воспитатель отдает картинку, ребенок берет картинку и складывает пару.
В: Скажите ,ребята, для чего нужны зонты? (Прятаться от дождя).
В: Дождь на казахском как? ( жауын).
В: В какое время года часто идет дождь? ( Осенью).
В: Если дождь моросит мелкими каплями, как он называется? (Моросящий).
В: Давайте все вместе повторим.
В: Если на улице льет сильный дождь, как люди его называют? ( Ливень).
В: Как еще можно сказать? ( Проливной).
В: Какой дождик называют “слепым”? (Это дождик в солнечную погоду).
В: Давайте еще раз вспомним қазақша дождь қалай болады? (Жауын).
Воспитатель отдает картинку ребенок , ребенок складывает пару.
Воспитатель: Кто изображен на следующей картинке? (Белка).
В: Как белка на казахском? ( тиін).
В:А сейчас мы будем составлять рассказ про белку.
Рассматривание схемы.
-Что вы здесь видите? (Кружочки).
В: Какие они по размеру? (Большие и маленькие).
В: Сначала мы расскажем какая белка по размеру. ( Белка маленькая, она может поместиться на ладошке).
В: А тут что нарисовано? ( Лапки, хвост, ушки).
В: На что похожи глазки? (На бусинки).
В: Почему? (Бусинки круглые и глазки круглые).
В: Расскажем про ушки. ( На кончиках ушек у белочки есть кисточки).
В: Сколько лапок у белки? ( 4 лапки).
В:Что есть на лапках? ( На лапках есть коготки).
В: Для чего белки коготки?
Д: Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.
В: Хвост какой? ( У белки большой, пушистый хвост).
В: Когда белка спит она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом. А еще когда белка прыгает с дерева на дерево она управляет им, ка рулем.
В: А эта подсказка, о чем поможет рассказать? Почему пятнышки разного цвета?
Д: Потому что белка летом рыжая, а зимой серая.
В: А дальше о чем мы будем говорить? (Где живет белочка).
В: Правильно. Где же она живет? (Белки живут в лесу, в парке).
В: А как называется домик у белки? ( Домик на дереве в дупле).
В: Следующая клеточка о чем на подскажет? ( Что у белочки есть дети).
В: Как называются детеныши белочки? (Детеныши называются бельчата).
В: И в конце рассказа мы расскажем, что же любит белочка.
Д: Белки любят орешки, желуди, грибочки, шишки.
В: А сейчас я приглашаю вас на лесную поляну. Белочек называют запасливыми, потому что они готовят запасы.
Давайте поможем белочке спрятать запасы на зиму. (Панно).
На лесной полянке дупло. Дети прячут запасы.
В: Ребята, давайте спрячем орешки в дупло дерева. (Дети прячут).
В: Грибочки за дерево. (Дети прячут)
В: У нас остались шишки, их мы спрячем на ветки дерева. Жарайсындар балалар. Приглашаю вас за игровой стол. Воспитатель достает две картинки подряд: чайник и еж.
В: Чтобы узнать, что изображено на следующих картинках, я предлагаю вам сложить картинки из пазлов. (Дети складывают картинку из пазлов –ёж и чайник).
Воспитатель вывешивает картинки-пазлы.
В: Я предлагаю с этими картинками поиграть и пофантазировать. Посмотрите на чайник, чайник какой? ( Чайник пузатый. Чайник цветной. Чайник горячий.)
В: Если в чайнике кипит вода? ( Чайник кипящий).
В: Если вода в чайнике шумит? ( Чайник шумный)
В: Если на носике чайника есть свисток, который свистит когда кипит вода, то чайник какой? ( Свистящий чайник).
В: Как на казахском еж? ( кірпі)
В: Посмотрите на ежика. Еж колючий как что? (Как кактус, как ёлка, как иголка).
В: Ежик круглый. Ежик умеет бегать и часто убегает от людей. Значит ежик какой?
Д: Бегающий.
В: Давайте вместе повторим: Ежик шустрый, шумный. Где живет ёж? (В лесу)
– В зимнем лесу можно встретить ежа? Почему? (Нет, потому что ёж зимой спит).
-Я предлагаю вам немного отдохнуть (Проводится физминутка про ежика.)
Воспитатель: (достает картинку)
– Отгадайте загадку:
«Его мы летом видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвал ветер рубашку?»
Что это? (Это дерево).
В: Как на казахском дерево? (ағаш).
– У кого есть такая картинка? (воспитатель отдаёт картинку, ребёнок складывает пару)
В: А сейчас я вам расскажу сказку: «Жило-было… (рисуем в центральном окошке силуэт Дерева) Дерево. Оно было… каким? Да, высоким, зеленым, здоровым, цветущим. Какие ты знаешь деревья? (береза, дуб, ива, и др.) А как называется наше дерево? Хорошо, наша сказка будет о Березе. Береза очень гордилась собой, потому что знала, что она – одна из самых главных обитателей. (Определяется функция) Своими листочками береза поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым дышит все живое на Земле. А еще из ее древесины делают разные нужные вещи. Как называются вещи, сделанные из дерева? (деревянные) Какие ты знаешь деревянные вещи? …
Береза не любила быть одна, поэтому жила там, где было множество других деревьев. Как ты думаешь, где росла наша Березка? (определяем надсистему: в лесу, в парке и т.п. – схематично рисуете несколько деревьев в среднем верхнем окошке). Как все деревья можно назвать одним словом? Деревья – это… (растения).
Березка очень гордилась своим крепким, очень красивым стволом (определяем подсистему: части дерева – рисуем в среднем нижнем окошке). Какой ствол у березы? Белый с черными полосками. А чем еще гордилась Береза? (ветвями – какими? Длинными, гибкими; листьями – сочными, зелеными, резными; корнями – крепкими, умеющими добывать воду; сережками – это ее цветы, легкими, пушистыми и т.п.)
По ночам, когда лес засыпал, Береза в самых интересных снах видела свое детство. Она тогда была маленьким… саженцем – от слова «сажать» (рисуем саженец в левом среднем окошке – прошлое системы).
Березе не верилось, что ее ствол был таким тоненьким, что едва не сломался от сильного ветра (определяете прошлое подсистемы – рисуете в левом нижнем окошке). А какими были ее ветви, корень? Что угрожало Березе, когда она была еще саженцем? (корень мог замерзнуть зимой, молодые листочки могли объесть гусеницы, ствол могли сломать озорные мальчишки и т.п.)
Хорошо, что саженец был не один, их было много, и большие деревья заботливо защищали маленькие саженцы от ветра и мороза — укрывали землю своими листьями, которых у взрослых деревьев много (определяете прошлое надсистемы– рисуете маленькие и большие деревья)»
Воспитатель:
– Что удивительного происходит с берёзой осенью? (Листья желтеют и опадают).
Воспитатель:
– Какого цвета листья у берёзы осенью? (Жёлтого цвета).
Воспитатель:
– Жёлтые как что? (Как лимон, как цыплёнок, как солнышко…)
Воспитатель:
– Как называется явление природы когда падают листья? (Листопад.)
Воспитатель:
– Опал последний листок с берёзки, полетели снежинки и уснули деревья до весны крепким сном.
Воспитатель отдает картинку дерева ребенку, он складывает пару.
В: У кого такая картинка? Кто это? (Это воробей).
В: На казахском воробей будет? ( торғай).
В: Что вы знаете о воробье?
Д: Воробьи- это маленькие птички серого цвета, с круглой головкой и коротким клювом. Живут они в городах..
В: Посмотрите на картинки и расставьте их в последовательности: “что сначала, что потом”.
Дети выходят по одному к доске и ставят картинки правильно: яйцо, птенчик , взрослый воробей. Объясняют.
В: А знаете свое название воробей получил в глубокой древности и связано оно с повадками этих птиц. Гоняя птичек люди кричали: ” Вора бей”!
Воспитатель отдает картинку , ребенок складывает пару.
В: Ой, посмотрите, чьи то ушки торчат. Да это зайка и он не один.
Посмотрите внимательно, чьи силуэты здесь изображены?
Дети рассматривают силуэты.
Здесь есть заяц.Как будет заяц на казахском? ( Қоян.)
В: Почему вы утверждаете, что есть заяц?
Д: Потому что у зайца длинные уши и короткий хвост.
В: Правильно. Еще кто изображен? ( Лиса).
В: А кто мне скажет, как на казахском лиса? (Түлкі).
В: Почему лиса? (Потому что пушистый хвост).
В: Назовите последнее животное. (это волк).
В: Волк как на казахском? (Қасқыр).
В: А сейчас мы посмотрим кто самый внимательный.
-Скажите: у белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)
-У лисы шерсть мягкая, а у волка…(жесткая)
-Лиса живет в норе, волк в…(логове)
-Медведь спит зимой в берлоге, а волк…(рыщет, охотится)
-У зайца хвост короткий, а уши…( длинные)
-Зимой заяц белый, а летом…(серый)
В: Молодцы вы были очень внимательны.
-У волка день рожденье. Он накрыл стол и ждет гостей. Догадайтесь, кого волк пригласил в гости? Дети отгадывают:
Он пригласил зайчика и приготовил морковку.
Еще он пригласил белочку, потому что приготовил орешки.
Воспитатель отдаёт картинки, дети складывают пары.
Воспитатель:
– Я вижу, что у Арлана сложилось больше парных картинок. По правилам нашей игры у кого больше парных картинок тот и победитель. Арлан победил в нашей игре. Давайте мы поздравим Арлана с победой и весело ему похлопаем.
На этом наша игра подошла к концу. Какие задания вам больше понравились?
Что нового узнали?
Давайте попрощаемся с нашими гостями: До свидания! Сау болыңыз!
Литература:
1. ГОСО дошкольного воспитания и обучения РК
2. Учимся играя. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.,2009г. Приложение к журналу «Дошкольное воспитание».
3. К.Ю.Белая. Вариативность образовательной работы с детьми в дошкольных учреждениях. – Москва. Школьная пресса.