Цель: закрепить представления детей о признаках всех времен года.
Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен
года, умение самостоятельно находить их, иметь представления об их чередовании; закреплять умение читать символические обозначения; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы,
развивать образность речи, активизировать в речи детей эмоционально – оценочную лексику;
воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе; умение взаимодействовать друг с другом.
Материал: иллюстрации с изображением всех времен года, карточки – символы, бумага и карандаши для каждого ребенка.
Формы работы: игровой момент, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, самостоятельная работа детей.
Предварительная работа: беседы на экологические темы, заучивание стихотворений, загадок, наблюдение за живой природой и природными явлениями, тематические прогулки.
Ход занятия:
упражнение на концентрацию внимания: Дима сядь первый , Ира сядь справа от Димы, на третий стул сядет Даша, между Мишей и Вовой сядет Катя и т.д.
Восп.: Ребята, кто-то к нам идет, вы слышите? (стук в дверь) Кто же там? Сейчас посмотрю.
Заношу игрушку лесовичка.
Мы с вами много раз ходили в гости к старичку – лесовичку, а сегодня он к нам пришел.
Лесовичок: Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
Расселись удобно? Вот и хорошо!
Восп.: Хочет лесовичок сказку вам рассказать, а заодно и проверить
внимательны ли вы, не зря ли целый год по лесам, полям, деревням
путешествовали. Слушайте:
Жил был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвал он помощника и велел ему в саду малины нарвать. Пошел помощник, но вернулся ни с чем.
– Почему? ( ответы детей: Зима, зимой ягоды не растут)
– Когда ягоды поспевают? ( летом).
Решил тогда царь отправиться в лес и посмотреть на медведя.
– Как вы думаете, удалась ему эта царская забава? (нет).
– Почему? (медведь зимой спит в берлоге).
– А кто еще из животных спит зимой? ( еж).
Захотелось царю свою царевну порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить. Попросил он своих помощников в лес, в сад идти.
– Удалось ли царю сделать приятное царице?
– Почему? (…..)
– Когда цветут подснежники? ( весной).
– Когда созревают яблоки? ( осенью).
Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идет.
– Ребята, помогите царю. (на столе лежат картинки с изображением времен года).
– Посмотрите, здесь все картинки перепутались. Давайте разберемся, как нужно эти карточки разделить на 4 группы, по какому принципу.
Дети рассматривают картинки и выясняют, что на них изображены 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Дети отбирают отдельно летние, зимние, весенние и осенние иллюстративные картинки и размещают их на соответствующих карточках.
Все работы коллективно проверяются вместе с лесовичком.
Он же задает ребятам вопросы:
– Назовите времена года? (зима, весна, лето и осень),
– Сколько их? (4).
– Что идет после осени? (…). Лета? (…). Весны? (…). Зимы? (…).
– Что было до лета? И т.д.
– Какая была зима в этом году? (…..) – снежная, сугробов намело много.
Физминутка:
Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (дети изображают сугроб, приседают на корточки, в «кучу»). Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко.
Озорные лучики «защекотали» сугроб (детки начинают двигаться): «Просыпайся, вставай скорее! Пора!- говорят они. Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки (ребята разбегаются по группе).
Собираются возле воспитателя.
– Кого вы хотите разбудить, ручейки? ( деревья, кусты, траву, реки, цветы и т. д.)
Побежали ручейки дальше. (дети проходят и садятся за столы)
– Ребята, мы наблюдали за погодой во все времена года и отмечали знаками на календаре. Посмотрите на символические обозначения (их 4) и попробуйте определить, на каком отмечена погода зимой, весной, летом, осенью.
– Как вы догадались? По каким признакам? (…)
Пальчиковая гимнастика: «Наш волшебный карандаш»
Представьте, что вы отмечаете погоду в один из дней какого – либо времени года, нарисуйте это.
(Каждый из детей рисует календарь погоды на один день, можно обмениваться).
А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.
Наступили холода Я раскрываю почки
Обернулась в лед вода. В зеленые листочки.
Длинноухий зайка серый Деревья одеваю,
Обернулся зайкой белым. Посевы поливаю.
Перестал медведь реветь, Движения полна
В спячку впал в бору медведь. Зовут меня……(весна).
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой).
Я соткано из зноя, Несу я урожаи,
Несу тепло с собою, Поля вновь засеваю,
Я реки согреваю, Птиц к югу отправляю,
«Купайтесь!» – приглашаю. Деревья раздеваю.
И любите за это Но не касаюсь сосен
Вы все меня. Я …(лето). И елочек. Я …(осень).
Лесовичок:
Молодцы, ребята, хорошо занимались, все внимательные. Не забывайте меня, приходите в гости. До свидания!
Итог занятия: рассматривание карточек – схем, беседа.