Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы с ОВЗ.
Образовательная область: познавательное развитие (подготовка к обучению грамоте) развития, речевое развитие
Связь с образовательными областями: социально – коммуникативное, речевое развитие
Тип ОД: подгрупповое
Тема: Грамотейка
Цель: закрепить знания детей о буквах и звуках, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Программное содержание:
- Закрепить названия изученных букв, умение их соединять в слоги и простые слова.
- Развивать умение выполнять анализ предложений и умение определять количество слогов в слове.
- Закрепить умение классифицировать предметы, употреблять слова – обобщения, выделять лишний предмет на слух.
- Обогащать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами.
- Развивать устойчивое внимание, долговременную память, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать умение самостоятельно выполнять задания, слушать собеседника.
- Прививать интерес к получению знаний и самостоятельности в ответах.
Словарная работа:
Пополнение словаря существительных: предложение, слово, слог, звук, буква; прилагательных: гласные, согласные, осторожный, вкусны; глаголы: определить, разделить.
Оборудование: детские стульчики по количеству детей; стол для пособий-1, мягкий куб.
Демонстрационный материал: фишки на несколько рядов разного цвета
Раздаточный материал: наборы слов на карточках, предметные картинки со словами – действиями, цифры (5) по количеству детей.
Предварительная работа педагога:
Составила конспект, приготовила демонстрационный и раздаточный материал.
Предварительная работа с детьми: закрепление букв: гласных и согласных, логические игры аналогичные теме.
Индивидуальная работа:
в Ⅰ части наблюдать за поведением Ленара;
во Ⅱ части предотвратить снижение работоспособности у Алмаза.
Организация работы:
Ⅰ часть – дети стоят на фишках
Ⅱ часть – дети работают на стульчиках
Структура НОД:
Ⅰ Организационный момент – 1,5 мин.
1. Вход детей в группу. – 0,5 мин.
2. Вступительная беседа и разъяснение правил – 1 мин.
Ⅱ Основная часть – 22 мин.
3. Игра «Сколько слов в предложениях?» – 3,5 мин
4. Игра «Назови слово» – 1,5 мин.
5. Игра «Сколько слогов в слове?» – 3 мин.
6. Физминутка «Релаксация» – 3 мин
7. Игра «Читаем слова» – 4 мин
8. Игра «Сколько букв?» – 4 мин
9. Игра «Найди лишний предмет» – 3 мин
Ⅲ Заключительная часть – 1,5 мин.
Итог занятия
Что сделаем дома. В какие игры поиграем?
Ход образовательной деятельности
Место проведения ОД представляет собой игровое поле с фишками, расположенными полукругом. Следующее поле – это стулья с фишками. В центре стоит куб.
Дети входят в кабинет и останавливаются около педагога.
– Ребята, сегодня мы будем играть в игру с фишками. А фишками будете вы. Сейчас вы встанете на круги и начнется игра. Давайте повторим правила. Вы встаете на первый ряд кругов, выполняете первое задание и при правильном выполнении переходите на следующий круг.
Дети встают на первый ряд. Педагог задает первый вопрос.
– Сколько слов в следующих предложениях: Светит солнце. Падают желтые листья. Дом. Высокий дом. Построили высокий дом. Назовите первое слово, второе, слово-действие. (2 слова. 3 слова. 1 слово. 2 слова. 3 слова. Светит солнце первое слово – светит, а второе – солнце)
– Молодцы, делайте следующий шаг. Сейчас у каждого будет картинка. Назовите предмет и скажите, сколько слогов в каждом слове? (Дети называют слова и считают слоги: дом – 1 слог, кукла – 2 слога, машина – 3 слога)
– Молодцы, переходим на следующий уровень. (Дети делают шаг и останавливаются около стульчиков)
Ребята, около стульчиков мы сделаем поворот и поиграем в игру «молчанку». Выполним упражнения на релаксацию:
Мы – олени.
Вышли олени на полянку (руки с пальцами в разные стороны над головой)
Ходят по поляне – увидали опасность
И напряглись (пальцы в напряжении)
Ушла опасность и олени успокоились (руки опущены, потрясли руками)
Мы – спортсмены.
Наклонились – штангу подняли (имитация действия)
Делаем рывок и штангу подняли (руки напряжены и поднимаются сначала на уровень плеч, а затем вверх)
– А теперь вернемся к стульчикам и сядем на них, чтобы продолжать нашу игру.
На стульчиках лежат задания, переверните их и догадайтесь, что надо сделать?
Дети смотрят на слова и говорят – читать слоги и слова.
Каждый прочитает свое слово. (МАК, КОТ, СОК) Назовите первую букву, гласные, согласные, сколько всего букв, а сколько звуков? (МАК – 1 М, А, К. гласная – А, согласные – М, К)
Назовите только гласные, а теперь только согласные (гласные – А, О, О; согласные – М, К, К, Т, С, К)
– Молодцы, а теперь последний уровень нашей игры. Мы оказались у кубика. На кубике лежат предметы, но мы их не будем брать, потому что у нас осталось задание.
Угадайте лишний предмет и объясните, почему он лишний.
– ботинки, шнурки, сапоги, туфли (Лишнее шнурки , они не обувь)
– грустный, веселый, вкусный, осторожный (лишнее вкусный это не человек)
– цыпленок, котенок, щенок, теленок (лишнее цыпленок это не домашнее животное)
– А теперь посмотрите, какие предметы лежат на стульчике. Дети находят оценки. Какую оценку вы сегодня получили? Пятерку. Молодцы!
Литература:
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под редакцией С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.