Тема: «До свидания, Зима-забава!».
Цель: формировать умение создавать повествовательные предложения по сюжетной картине.
Задачи:
1. Воспитательные задачи: формировать мотивацию к учебной деятельности, формировать желание интересно проводить свободное время.
2. Развивающие задачи: корригировать и развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать память, творческое воображение через слово.
3. Обучающие задачи: учить правильному построению предложений, уточнить знания о зиме, расширить представления о зимних видах спорта, повторить названия зимних месяцев.
Ход урока:
Приветствие гостей.
– Ребята к нам на урок пришли гости. Пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь. Пожалуйста, садитесь.
– Какое сейчас время года?
– Какое сегодня число и месяц?
– Какой сегодня день недели?
– Какой урок по счету? Чему мы учимся на уроках развития речи?
– Вот и подошла к концу зима. Повторение зимних месяцев.
Задание 1. На доске названия 12 месяцев. Надо выбрать только зимние.
– Назовите мне зимние приметы.
Прослушивание загадок.
Мчусь стремительно вперёд,
Под ногами скользкий лёд.
Но шаги мои легки,
Ведь несут меня…(коньки).
Есть лекарство от тоски:
Надеваю две доски.
В руки я беру две палки.
С ветерком играю в салки!
Что же это, говори же!
Ну конечно, это …(лыжи).
Из-под полозьев снег летит,
И ветерок в ушах свистит.
С крутой горы несёмся вниз,
Ты на пути не становись –
Препятствий не боятся «танки»!
Хорошая забава …(санки).
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется… (клюшкой).
Лыжи, санки, коньки, клюшка. Зачем нужны эти предметы?
– В какое время года их можно использовать?
– Зима – чудесное время года. Выпадает много снега. На улице холодно. Но дети не боятся мороза. Они не хотят уходить домой, потому что на улице интересно, много различных игр. Это катание с горы на санях, прогулка на лыжах по лесу, хоккей на льду. Все это зимние игры – забавы. Зимние забавы интересны тем, что в них можно играть с друзьями. Ведь не будешь же ты в одиночку покорять снежную крепость. И не прокатишься наперегонки, если будешь один.
– А какие забавы любите вы?
– Зимние забавы приносят смех, радость, веселье и удовольствие. Так как зима подошла к концу, она передает свои владения весне, сегодня на уроке мы поговорим о том, как вы весело провели время зимой и чем она вам запомнилась. Тема урока: «До свидания, Зима-забава!».
Задание 2. Составить предложения к картинкам. На слайде 1 три сюжетные картинки. (Миша и Петя играют в снежки. Катя и Таня лепят снеговика. Ребята играют в хоккей.).
На слайде 2 три сюжетные картинки. ( Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается с горы на санках.)
– Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.
– Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.
(Повторяется слово катается.)
– Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.
– Прочитайте слова на доске.
На доске написаны слова: идёт, едет, скользит по льду.
– Про кого из детей можно сказать идёт? (Коля идёт на лыжах.)
(Под картинкой прикрепляется слово «идёт».)
– Про кого из детей можно сказать едет? (Настя едет с горы на санках.)
(Под картинкой прикрепляется слово «едет».)
– Про кого можно сказать скользит по льду? (Лена скользит по льду на коньках.)
(Под картинкой прикрепляется слова «скользит по льду».)
Задание 3. «Снежный ком». Какие чувства и эмоции испытывают ребята, когда играют в зимние забавы? Какое настроение бывает у вас, когда вы катаетесь зимой на санках или на лыжах?
– Как вы считаете, нравится ли детям кататься? Почему?
– А какое у них настроение? (весёлое). – А как ещё можно по – другому сказать? (радостные, бодрые, довольные, оживлённые, счастливые).
На доске снежный ком. В нем закатаны названия чувств и эмоций.
– Давайте, раскатаем ком и прочитаем названия.
Задание 4. Составить предложения к картинкам.
Физминутка «Зима».
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим.
И снегурочку лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
Задание 5. Подобрать слово-действие. Скажи правильно.
Дети (что делают?) лепят снеговика.
Дети (что делали?) лепили снеговика.
Дети (что будут делать?) будут лепить снеговика.
Дети (что сделают?) слепят снеговика.
Дети (что сделали?) слепили снеговика.
Задание 6. Что перепутал художник?
Задание 7. Работа в парах. Составить предложение к сюжетной картинке. Но в задании ловушка (лишнее слово).
– О чем мы сегодня говорили на уроке? Какое задание вам понравилось? Какое задание было для вас наиболее трудным?
Спасибо, вам, ребята за работу. Гостям спасибо за внимание.