Конспект урока по швейному делу на тему “Двойной шов”
ГБОУ Верхне-Авзянская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект открытого урока
по «Технологии. Швейное дело» в 5 классе
на тему «Двойной шов»
Проведен ______________
Подготовила: учитель
швейного дела
Денисова Н.Ю.
Верхний Авзян – 2022
Тема урока: «Двойной шов». 5 кл.
Цели урока:
Образовательная – способствовать формированию новых знаний, формированию умений и навыков выполнения машинных швов.
Коррекционно -развивающая - развитие умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий и контролировать ход работы. Коррекция внимания, мышления и мелкой моторики рук.
Воспитательная – воспитание трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса. Содействовать развитию у детей умения общаться, взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
Обучающая: организовать деятельность учащихся по формированию умений и навыков выполнения машинных швов без предварительного сметывания, через сообщение теоретических знаний и самостоятельную практическую работу учащихся.
Коррекционно – развивающая: содействовать развитию умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий.
Воспитывающая: помогать учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
Материально – техническое обеспечение занятия:
Доска классная;
Инструменты, приспособления и принадлежности: булавки, ткань для изготовления образцов, ножницы, швейные нитки швейная машина, утюг,
Дидактическое обеспечение:
Алгоритм выполнения машинных швов;
Памятка с правилами по Т.Б.;
Иллюстрационный материал;
Рабочая тетрадь;
Учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие
Здравствуйте, я рада приветствовать вас на своем уроке. Присаживайтесь.
Для начала мне хотелось провести с вами небольшое упражнение. Давайте посмотрим на соседа по парте, и улыбнемся друг другу. Я бы хотела, чтобы на моем уроке вы были позитивные и настроены на нашу работу. Не унывали и были активными. Надеюсь, поработаем мы с вами плодотворно, для этого вам нужно быть внимательными, активными ну и конечно же веселыми. Итак, для урока нам понадобится сегодня учебник, наши тетради, альбомы, ручки, также понадобятся справочные материалы, которые я вам предоставляю и материалы для практической работы.
Вы готовы к работе на уроке?
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.
Повторение.
- Назовите какие машинные швы мы с вами знаем?
(стачной, шов в подгибку с закрытым срезом)
- Каких видов бывает стачной шов? (в заутюжку, в разутюжку)
- Где применяются: а) стачной шов; б) шов в подгибку? (При пошиве различных изделий платьев, юбок, простыней).
- Какой может быть ширина: а) стачного шва; б) шов в подгибку? (Ширина стачного шва от 5мм. до 2см, в подгибку -от 5 мм. до 5см.)
- Чем отличается шов в подгибку от стачного шва? (Шов в подгибку проходит по краю детали, а стачной шов соединяет две детали)
- К каким видам шва относится шов водгибку?
- А стачной шов?
Правильно, девочки стачной шов относится к соединительным швам.
Определите стачной шов и шов в подгибку на раздаточном материале.
Молодцы, девочки.
Сегодня вы познакомитесь с технологией выполнения еще одного соединительного шва.
Тема урока «Двойной шов».
Запишите сегодняшнее число и тему урока.
3. Сообщение темы и цели урока.
Сообщение темы урока и запись ее на доске и в рабочей тетради,
Сообщение о форме организации учебной деятельности.
4. Объяснение нового материала.
Учитель.
Откройте учебники на страничке 90
Двойной шов применяют при изготовлении белья, костюмов без подкладки, а также изделий из тонких сыпучих тканей: тюля, органзы. Он относится к соединительным швам. Он более прочный, чем обычный стачной шов, так как выполняют его двумя машинными строчками. Отсюда и название - двойной. Соединяемые детали следует складывать изнаночными сторонами внутрь. Первый шов строчат с лицевой стороны. Ширина шва от обрезного края 0,3-0,5 см. После первой строчки обрезкой край подравнивают, расправляют на две стороны и прометывают. Вторую строчку делают с изнаночной стороны, и обрезные края находятся внутри шва. Ширина шва в готовом виде 0,5 - 0,7 см.
Рассмотрите образцы двойного шва.
Рассматривание образцов.
- Выполняя, двойной шов, следите, чтобы припуск первого шва не выглядывал из-за машинной строчки второго.
- А теперь давайте зарисуем на доске и в тетради рисунки по последовательности выполнения двойного шва, их условное обозначение.
Учитель рисует на доске, учащиеся в тетради.

А теперь давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на носки, одновременно поднимая руки вверх, потянуться вверх, как бы доставая потолок. Вернуться в исходное положение.
Повторить 5-6 раз.
5. Практическая работа «Выполнение двойного шва на образце».
Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.
Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.
- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.)
- Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.
Организация учащимися своих рабочих мест.
- Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.
Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.
- Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Ответы детей. Повторение правил техники безопасности.)
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами:
- Хранить ножницы в определенном месте;
- Не держать ножницы острыми концами вверх;
- Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми;
- Передавать кольцами вперед;
- Не оставлять ножницы у вращающихся частей швейной машины.
- Есть ли вопросы по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступайте к выполнению.
Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж со стороны учителя.
6. Подведение итогов практической работы.
Организация выставки работ учащихся. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление их причин.
7. Закрепление нового материала.
Вопросы к учащимся:
- Для чего служит двойной шов?
- Почему двойной шов называют бельевым?
- Как проверить качество выполнения двойного шва?
- Почему двойной шов называют двойным?
- Какие правила нужно соблюдать при работе с утюгом?
Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Что такое обтачка, где она применяется).
- Чему вы научились сегодня? (Определять виды обтачек, раскраивать обтачки).
- Каково назначение работы, которую вы выполнили? (Предохранять срез ткани от осыпания).
- Какие трудности встретили?
- Как вы оцениваете свою работу?
- 8. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Самоанализ урока технологии
Данный урок по предмету «Технология. Швейное дело» является одним из главных уроков в системе уроков по разделу «Машинные работы». Тема урока: «Двойной шов». На следующих уроках девочки учатся применять этот шов на практике при пошиве наволочки.
Цели урока:
Образовательная – способствовать формированию новых знаний, формированию умений и навыков выполнения машинных швов.
Коррекционно -развивающая - развитие умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий и контролировать ход работы. Коррекция внимания, мышления и мелкой моторики рук.
Воспитательная – воспитание трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса. Содействовать развитию у детей умения общаться, взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
Обучающая: организовать деятельность учащихся по формированию умений и навыков выполнения машинных швов без предварительного сметывания, через сообщение теоретических знаний и самостоятельную практическую работу учащихся.
Коррекционно – развивающая: содействовать развитию умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий.
Воспитывающая: помогать учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
- познакомить детей с новым соединительным швом;
- дать понятие о двойном шве;
- показать на образце двойной шов.
Это урок изучения нового материала.
С целью и задачами, поставленными в начале урока, учащиеся справились: теперь они могут объяснить что такое «двойной шов» также могут показать практически последовательность его обработки.
При проведении урока я применяла ноутбук и интерактивную доску и использовала их на организационном этапе урока и основном. Также использовала наглядный материал в виде таблиц и раздаточного материала.
Чтобы добиться цели урока, я сделала презентацию к уроку, соответствующие возрастным особенностям детей.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
В ходе урока была организована как групповая, так и индивидуальная работа учащихся.
Наиболее эффективной оказалась практическая работа, потому что, в силу особенностей развития детей, им проще запомнить «руками».
Распределение времени было рациональное. По времени я уложилась.
Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.
Дети меня порадовали, удивила Рамиля, потому что работала весь урок, не отвлекаясь.
Результаты урока совпадают с целью урока.
В целом урок можно считать проведен успешно.