1. Приветствие.
2. Этап актуализации
На улице весна, каждый день она преподносит нам сюрпризы.
– Какие чувства вызывает у вас это время года? ( радость, ожидание чего- то нового)
-Замечаете ли вы изменения в природе с приходом Весны? Какие?
Многие поэты, писатели, художники говорили о весне, каждый, конечно, по- своему. Художник пишет красками, а писатель – словом. Обратимся к экрану (слайды 1-4)
Все эти репродукции объединяет одно- Приход Весны. Посмотрим, как писатель говорит о Весне.
– Обратимся к тексту, который у вас лежит на парте.
(слайд №5)
1)Что случилось с природой?
2)Всё вокруг ожило, словно её кто-то раскрасил 3) Здесь потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес. 7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8) Но впереди у Весны ещё столько работы. 9)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.
Задание№1 к тексту:
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (вслух).
2. Определите стиль текста (художественный), тип речи
( описание).
3. Тема текста ( о Весне-художнице)
-Почему автор называет Весну художницей?
4. С помощью каких художественных средств автор создает красоту Весны?( олицетворения: весна потрудилась, подарила, краски ей понадобятся; эпитеты: далекие облака, прекрасным орнаментом).
– Значение какого слова вам непонятно?(орнамент)-Запись в тетрадь. (слайд№ 6)
–Что оно означает?- обратимся к словарю
Орнамент- живописное, скульптурное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов (Ученик).
– Правописание этого слова вызывает затруднение.
– Поставьте в слове ударение.
– Какие безударные гласные в нем встретились? Можно ли их проверить? (нет)
– Какое это слово? (словарное, нужно запомнить).
– Обратимся еще раз к тексту и посмотрим, как автор его использует в тексте. (последнее предложение )
– В тексте есть слова написание которых тоже может вызвать затруднение. Запишем их в тетрадь. Найдите в тексте слова на
1) ( прав-е приставки на –з\с)раскрасил
2) ( корень с чередованием)растущую
3) ( правоп-е приставки в слабой позиции)подарила, потрудилась
4) ( дефисное написание неопред. местоимения)кто-то
3. Формирование потребности
Задание №2 к тексту.
– В этом тексте есть и другие местоимения. Работаем по вариантам в тексте.
1 вариант- найти местоимения в 1-ом абзаце, укажите их разряд
2 вариант- найти местоимения во 2-ом абзаце, укажите их разряд.
1в. 2 в.
Что? (вопрос.) своими ( притяж.)
Всё (определ.) она (личное)
Кто-то (неопр.) ей( личное)
Свои(Притяж.)
Которые ( относит. )
Она (личн.)
Проверим ( слайд № 7)
– Кто правильно выполнил задание? Поднимите руки Кто допустил 1-2 ошибки?
-Что нужно сделать, чтобы ошибок не было?
4. Проблема.
– Все ли местоимения нашли? (нет)
– Назовите их. Не назвали : ЗДЕСЬ, ЭТОЙ,ТАКИМ, ТЕ, СТОЛЬКО. (слайд №)8
– Можем у этих местоимений определить разряд? (нет)
-Почему? ( ничего о них не знаем). Попытаемся решить эту проблему. (устно)
– По каким признакам мы определяем любую часть речи? ( 3 кита)
– Какое общее у этих слов грамматическое значение? ( они указывают). Верно!
– Сформулируйте тему урока-
Тема урока – Указательные местоимения (запись в тетрадь).(слайд №9)
5. Мотивация .
-Зачем нам нужно знать указательные местоимения?( чтобы получить хорошие отметки, увеличить свои знания по теме «Разряды местоимений»….).
– Ребята, скажите, как лучше зафиксировать наши новые знания по теме ?( таблица)
6. Формирование образа желаемого результата.
Перед вами таблица, она совершенно пустая. Мы должны её заполнить указательными местоимениями. (слайд № 10)
– Можем ли мы это сделать сейчас? (нет)
Разработаем критерии для выполнения задания
1К-полнота содержания
2К-правильность
3К-аккуратность
4К – удобство в применении
– Где нам может пригодиться эта таблица? ( при выполнении упр, заданий, при изучении теоретического материала, при морфрологическом разборе местоимений ).
7. Цель: Какую цель вы ставите для себя при заполнении таблицы?
–Что вы хотите узнать на уроке?
–Чему хотите научиться на уроке? Запишите свою цель.
8. Планирование действий.
– Что нам нужно для этого сделать? ( обсудим)
( читать учебник, выполнять задания, вести наблюдения, слушать объяснения учителя, заполнять таблицу…)
– Какие признаки мы определяем при изучении нового разряда местоимений?
1. грамматическое значение
2. морфологические признаки
3. синтаксическую роль
4. роль в тексте.
5. Местоимения
– Заполнение 1, 2 колонок таблицы ( разряд, грамматическое значение)
9. Выполнение действий.
-Вернемся к тексту. ( слайд №11)
Попробуйте найти указательные местоимения
( вспомните их грамматическое значение)- заполнение 1, 3 колонок таблицы. ( разряд, грамматическое значение)
Выпишите в тетрадь словосочетания с этими местоимениями.
У этой художницы( ж.р..ед ч., Р.п.)
Таким же цветом(ж. р. , ед. ч., Т. П.)
Те облака(мн. Ч. , В.п.)
Столько работы(Р. п.)
Вывод :
-Как изменяются указательные местоимения?( по родам, числам, падежам)- заполнение колонок таблицы.2, 4, 5, 6(Местоим., вопросы, морфологические признаки, синтаксическая роль)
– с какими частями речи соотносятся указательные местоимения?( с прилаг., с числительными)
Итак, делаем вывод : как изменяются указательные местоимения?
Но еще не все местоимения нашли в тексте
Здесь потрудилась-это указ. Мест. – наречие.
-Как наречия изменяются?( никак)- п 131 учебника.
Сверим свою таблицу с эталоном…(слайд №12)
Вывод: помогли вам критерии при заполнении таблицы?(1-4) проговорить по каждому критерию.
Русский народ с любовью говорил о весне, об этом свидельствуют многочисленные пословицы и поговорки. Они перед вами.
Задание:
Соберите пословицы, используя указательные местоимения
( пословицы разрезаны)- 4 пословицы.
– Как вы понимаете значение пословицы «Что с возу упало- то и пропало»
–Какие указательные местоимения здесь встретились?
-Какую роль они играют в пословице? (средство связи)
– проверяем. (слайд №14)
-Запишите 2 пословицы, найдите в них указательные местоимения. – Определите синтаксическую роль указательных местоимений.
–Какую роль играют указательные местоимения в пословицах, в тексте? Обратимся к другому тексту.
Задание : вставить в нужной форме указательные местоимения
Наконец люди дождались прихода весны! В ——дни тучи редко закрывают небо, ярче светит солнце. ———-грачей прилетело к нам в парк! Птицы торопятся построить новые гнёзда, поправить старые. ———– гомон стоит, что диву даёшься! ————-весенний день – день труда и хлопот. (Слайд №15)
-Проверим по эталону ( слайд №16 )
– -Какую роль играют в тексте указательные местоимения? (являются средством связи).
– Помогла вам таблица при выполнении задания?
– Вначале урока вы не могли определить указательные местоимения. Можете ли вы это сделать сейчас? ( текст из начала урока Слайд №17)
– Вернемся к цели урока:
– Скажите, достигли вы нашим уроком своей цели?
10. Анализ образа желаемого результата.
–Где и как можно использовать эту таблицу?
– Помогла вам таблица при изучении нового материала?
Запишите в тетради: Что вы узнали на уроке, чему научились, над чем еще стоит поработать? ( одноминутное эссе) (слайд №19)
Весна пробуждает в наших душах самые хорошие, добрые чувства, пробуждает нас к жизни. Послушайте, как о о весне сказал поэт 19 в . А. Фет в стих. «Это утро…». Дом. задание на доске П 131 упр №