Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Конспекты уроков

Автор: Колесник Татьяна Валерьевна
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 г. Данилов Ярославская область
Краткое описание работы: Данный урок построен  с использованием новой технологии "Формирующее оценивание"

Дата публикации: 2017-06-16 Конспект урока по русскому языку на тему “Указательные местоимения” Колесник Татьяна Валерьевна МОУ СОШ №1 г. Данилов Ярославская область Данный урок построен  с использованием новой технологии "Формирующее оценивание"
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...

Конспект урока по русскому языку на тему “Указательные местоимения”

1.    Приветствие.

2. Этап актуализации

На улице весна, каждый день она преподносит нам сюрпризы.

– Какие чувства вызывает у вас это время года? ( радость, ожидание чего- то нового)

-Замечаете ли вы изменения в природе с приходом Весны? Какие?

Многие поэты, писатели, художники говорили о весне, каждый, конечно, по- своему. Художник пишет красками, а писатель – словом. Обратимся к экрану (слайды 1-4)

Все эти репродукции объединяет одно- Приход Весны. Посмотрим, как писатель говорит о Весне.

– Обратимся к тексту, который у вас лежит на парте.

(слайд №5)

1)Что  случилось  с  природой?  

2)Всё  вокруг  ожило, словно её  кто-то раскрасил  3) Здесь потрудилась Художница-Весна!  4)У  этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

  5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.  6)Таким же цветом покрыла лес.   7)Голубым  она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8) Но впереди у Весны ещё столько работы.  9)Разные краски понадобятся ей,  чтобы создать прекрасный  орнамент.

Задание№1 к тексту:

1. Подготовьтесь к  выразительному чтению  текста (вслух).

2.    Определите стиль текста (художественный), тип речи

( описание).

3.    Тема текста ( о Весне-художнице)

-Почему автор называет Весну художницей?

4. С помощью каких художественных средств автор создает красоту Весны?( олицетворения: весна потрудилась, подарила, краски ей понадобятся; эпитеты: далекие облака, прекрасным орнаментом).

– Значение какого слова вам непонятно?(орнамент)-Запись в тетрадь. (слайд№ 6)

–Что оно означает?- обратимся к словарю

Орнамент- живописное, скульптурное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов (Ученик).

– Правописание этого слова вызывает затруднение.

– Поставьте в слове ударение.

– Какие безударные гласные в нем встретились? Можно ли их проверить? (нет)

– Какое это слово? (словарное, нужно запомнить).

– Обратимся еще раз к тексту и посмотрим, как автор его использует в тексте. (последнее предложение )

 

– В тексте есть слова написание которых  тоже может вызвать затруднение. Запишем их в тетрадь. Найдите в тексте слова на

1) ( прав-е приставки на –з\с)раскрасил

2) ( корень с чередованием)растущую

3) ( правоп-е приставки в слабой позиции)подарила, потрудилась

4) ( дефисное написание неопред. местоимения)кто-то

3. Формирование потребности

Задание №2 к тексту.

– В этом тексте есть и другие  местоимения.  Работаем по вариантам в тексте.

1 вариант-  найти местоимения в 1-ом абзаце, укажите их разряд

2 вариант- найти местоимения во  2-ом  абзаце, укажите их разряд.

1в.                                                               2 в.

Что? (вопрос.)                                      своими ( притяж.)

Всё (определ.)                                       она (личное)

Кто-то (неопр.)                                      ей( личное)

Свои(Притяж.)                                     

Которые ( относит. )

Она (личн.)

Проверим ( слайд № 7)

– Кто правильно выполнил задание? Поднимите руки  Кто  допустил 1-2 ошибки?

-Что нужно сделать, чтобы ошибок не было?

4.    Проблема.

– Все ли местоимения нашли? (нет)

 – Назовите их. Не назвали : ЗДЕСЬ,  ЭТОЙ,ТАКИМ, ТЕ, СТОЛЬКО. (слайд №)8

– Можем у этих местоимений определить разряд? (нет)

-Почему? ( ничего о них не знаем). Попытаемся решить эту проблему. (устно)

– По каким признакам мы определяем любую часть речи? ( 3 кита)

– Какое общее у этих слов  грамматическое значение? ( они указывают). Верно!

– Сформулируйте тему урока-

 Тема урока – Указательные местоимения (запись в тетрадь).(слайд №9)

5. Мотивация .

-Зачем нам нужно знать указательные  местоимения?( чтобы получить хорошие отметки, увеличить свои знания по теме «Разряды местоимений»….).

– Ребята, скажите, как лучше зафиксировать наши новые знания по теме ?( таблица)

6. Формирование образа желаемого результата.

Перед вами таблица, она совершенно пустая. Мы должны её заполнить указательными местоимениями. (слайд № 10)

– Можем ли мы это сделать сейчас? (нет)

Разработаем критерии для выполнения задания

1К-полнота содержания

2К-правильность

3К-аккуратность

4К – удобство  в применении

– Где нам может пригодиться эта таблица? ( при выполнении упр, заданий, при изучении теоретического материала, при морфрологическом разборе местоимений ).

7. Цель: Какую цель вы ставите для себя при заполнении таблицы?

–Что вы хотите узнать  на уроке?

–Чему хотите научиться на уроке? Запишите свою цель.

8. Планирование действий.

– Что нам  нужно для этого сделать? ( обсудим)

 ( читать учебник, выполнять задания, вести наблюдения, слушать объяснения учителя, заполнять таблицу…)

– Какие признаки мы определяем при изучении нового разряда местоимений?

1. грамматическое значение

2. морфологические признаки

3. синтаксическую роль

4. роль в тексте.

5. Местоимения

 – Заполнение  1, 2 колонок таблицы ( разряд, грамматическое значение)

9. Выполнение действий.

-Вернемся к тексту. ( слайд №11)

 Попробуйте найти указательные местоимения

( вспомните их грамматическое значение)- заполнение 1, 3 колонок таблицы. ( разряд, грамматическое значение)

Выпишите в тетрадь словосочетания с этими местоимениями.

У этой художницы( ж.р..ед ч., Р.п.)

Таким же цветом(ж. р. , ед. ч., Т. П.)

Те облака(мн. Ч. , В.п.)

Столько работы(Р. п.)

Вывод :

-Как изменяются указательные местоимения?( по родам, числам, падежам)- заполнение  колонок таблицы.2, 4, 5, 6(Местоим., вопросы, морфологические признаки, синтаксическая роль)

– с какими частями речи соотносятся указательные местоимения?( с прилаг., с числительными)

Итак, делаем вывод : как изменяются указательные местоимения?

Но еще не все местоимения нашли в тексте

Здесь потрудилась-это указ. Мест. – наречие.

-Как наречия изменяются?( никак)- п 131 учебника.

Сверим свою таблицу с эталоном…(слайд №12)

Вывод: помогли вам критерии при заполнении таблицы?(1-4) проговорить по каждому критерию.

Русский народ с любовью говорил о весне, об этом свидельствуют многочисленные пословицы и поговорки. Они перед вами.

Задание:

Соберите пословицы, используя указательные местоимения

( пословицы разрезаны)- 4 пословицы.

– Как вы понимаете значение пословицы «Что с возу упало- то и пропало»  

–Какие указательные  местоимения здесь встретились?

-Какую роль они играют в пословице? (средство связи)

– проверяем. (слайд №14)

-Запишите 2 пословицы, найдите в них указательные местоимения. – Определите синтаксическую роль указательных местоимений.

 –Какую роль  играют указательные местоимения в пословицах, в тексте? Обратимся  к другому тексту.

Задание : вставить в нужной форме указательные местоимения

Наконец люди дождались прихода весны! В ——дни тучи редко закрывают небо, ярче светит солнце.   ———-грачей прилетело к нам в парк! Птицы торопятся построить новые гнёзда, поправить старые.  ———–  гомон стоит, что диву даёшься!   ————-весенний день – день труда и хлопот. (Слайд №15)

-Проверим по эталону ( слайд №16 )

– -Какую роль играют в тексте указательные местоимения? (являются средством связи).

– Помогла вам таблица при выполнении задания?

– Вначале урока вы не могли определить указательные местоимения. Можете ли вы это сделать сейчас? ( текст из начала урока Слайд №17)

– Вернемся к цели урока:

– Скажите, достигли вы нашим уроком своей цели?

10. Анализ образа желаемого результата.

–Где и как можно использовать эту таблицу?

– Помогла вам таблица  при изучении нового материала?

Запишите в тетради: Что вы узнали на уроке, чему научились, над чем еще стоит поработать? ( одноминутное эссе) (слайд №19)

Весна пробуждает в наших душах самые хорошие, добрые чувства, пробуждает нас к жизни. Послушайте, как о о весне сказал поэт 19 в . А. Фет в стих. «Это утро…». Дом. задание на доске П 131 упр №


Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Русский язык 6 класс. постоянная ссылка.

Post navigation

Конспект занятия по речевому развитию на тему “Одуванчики”
Конспект развлечения на тему: “В гостях у сказки”

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2021