Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Конспекты уроков

Автор: Осипова Анастасия Олеговна
Учебное заведение: Шахтинский педагогический колледж
Краткое описание работы: Данный урок формирует у учащихся умение находить имена прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Дата публикации: 2017-05-17 Конспект урока по русскому языку на тему “Близкие и противоположные имена прилагательные” Осипова Анастасия Олеговна Шахтинский педагогический колледж Данный урок формирует у учащихся умение находить имена прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Конспект урока по русскому языку на тему “Близкие и противоположные имена прилагательные”

 

Целевой блок

Тема

Прилагательные, близкие и противоположные по значению

Педагогическая цель

 

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты

Предметные:

– Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные :

  •  слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Познавательные :

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

Инструментальный блок

Тип урока

Урок получения новых знаний

Учебно-методический комплекс

– Русский язык 2 класс. Учебник ч.2 Канакина В.П, Горецкий В.Г.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Прилагательное, синонимы, антонимы, космос

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Чтение, окружающий мир

Диагностика результатов урока

(итог урока)

– Чему посвятили наш урок?

-Что вызвало трудности?

– Что понравилось на уроке?

Домашнее задание

Стр.87, упр. 150

 

 

  

 

Ход урока

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

 

1.Орг. момент. Актуализация знаний.

Цель – создать психологический настрой.

 

 

 

2.Знакомство с темой урока.

Цель – научить применять полученные знания при решении различных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Словарная работа

 

 

4. Открытие нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка

 

6. Самостоятельная работа

 

 

 

 

7. Закрепление полученных знаний.

-Здравствуйте.

– Урок сегодня будет необычный. Посмотрите  на экран, что вы знаете об этой дате?  (12 апреля 1961 года)

В этот день впервые в космос полетел человек. Это был гражданин нашей страны. С тех пор 12 апреля считается Днем космонавтики.

Сегодня мы тоже отправимся в космическое путешествие. Вы экипаж корабля.

 

– В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске) Путешествуя по галактике «Прилагательные», мы будем учиться подбирать к именам прилагательным близкие и противоположные по смыслу слова. За успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество звёзд будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал). 

Далёкие звёзды над нами горят,

Зовут они в гости смелых ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас

И вот мы к полёту готовы сейчас.

 

– Внимание, экипаж! Запишите  в своих бортовых журналах (тетрадях): число, классная работа.

 

– Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

 

1 этап «Подготовка к полёту»  Словарная работа.

Угадать, какие словарные слова спрятались?

  • Неуклюжий, хищный, бурый, косолапый…(медведь)
  • Сильный, снежный, злой, трескучий…(мороз)
  • Белое, ароматное, парное, сгущённое…(молоко)
  • Пожарная, швейная, красная, легковая… (машина)

Учитель. Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова?

 

 

2 этап «Проверка ракеты» 

– Теперь проверим наш космический корабль. Всё ли есть у нас необходимое для полёта.

 

-На карточках и доске прилагательные.

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

Учитель. I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть.

Учитель. II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека, подчеркнуть.

Учитель. Что мы можем сказать о каждой группе?

 

Учитель. Запишите группу прилагательных, которые понадобятся космонавту для полёта.

Учитель. Как вы думаете как называются такие слова? Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.

 

3 этап «Взлёт ракеты».

Для того что бы нам отправить ракету в космос нужно выполнить задание:

Замените прилагательные противоположные по значению.

 

На доске:

широкая дорога – …

большой город – …

старый дом – …

скучная книга – …

бесполезная вещь – …

неряшливый мальчик – …

Ответ: узкая, маленький, новый, интересная, ценная, аккуратный.

– Какие прилагательные подбирали?

Как они называются?

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

      4 этап «Выход в открытый космос»

– Ребята, что-то повредилось в обшивке нашего корабля. Нужно выходить в открытый космос – устранять повреждения. Но чтобы их устранить нужно выполнить самостоятельную работу. Упр.155, стр.90. Первые пять человек, устранившие проблему, поднесут свои бортовые тетради и получат оценки.

 

5 этап «Возвращение на Землю»  – Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание.

  • Укажите имена прилагательные, близкие данным по значению.

( Синонимы). 

  1. Крошечный – хорошенький, слабый, маленький.
  2. Дождливый – ненастный, страшный, сильный.
  3. Весёлый –  громкий, радостный, ласковый.
  4. Мудрый – умный, талантливый, хороший.
  5. Отважный – верный, храбрый, преданный.
  • Укажите имена прилагательные, противоположные данным по значению.

 (Антонимы).

  1. Тёмный – яркий, светлый, красивый.
  2. Дорогой – маленький, новый, дешёвый.
  3. Добрый – злой, грустный, сердитый.
  4. Трудолюбивый – ленивый, плохой, неряшливый.
  5. Грязный – плохой, чистый, новый.

 

 

Занимают свои места, проверяют готовность к уроку, записывают число, слушают учителя.

Быть внимательными, знать изученные правила по русскому языку, правильно выполнять задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдательность, любознательность, старание, терпение, сила воли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети. Правило: Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.

 

 

 

 

Дети: Храбрый, мужественный, смелый, отважный

Дети. Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный.

Дети. Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 С противоположным значением.

 

 

 

 

 

Умение настраивать себя на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение чисто и аккуратно писать.

 

 

 

 

Знание словарных слов, умение делать вывод.            Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

 

 

 

Отработка правописания слов с изученными приставками.

Умение применять знания на практике

 

Умение работать самостоятельно

5. Итог урока. Рефлексия

 

– Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!

– Вот и закончилось наше путешествие. Обычно космонавты после полета подводят итоги. Что удалось сделать, насколько полет был удачным.

Отметим самых активных космонавтов.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы на уроке.

Оценивают результат работы на уроке. Учатся слушать и вступать в диалог с учителем.

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Русский язык 2 класс, Открытые уроки.

Post navigation

“Лунтик и его друзья”
Конспект родительского собрания на тему “Кто такой психолог и зачем он нужен в детском саду”

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022