Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Технологические карты

Автор: Рябчевских Ольга Николаевна
Учебное заведение: МБОУ города Мценска "СОШ№9"
Краткое описание работы: Технологическая карта по русскому языку, реализующая требования обновлённых ФГОС НОО в работе учителя.

Дата публикации: 2022-05-23 Конспект урока по русскому языку на тему: Выявление слов, значение которых требует уточнения”” Рябчевских Ольга Николаевна МБОУ города Мценска "СОШ№9" Технологическая карта по русскому языку, реализующая требования обновлённых ФГОС НОО в работе учителя.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Конспект урока по русскому языку на тему: Выявление слов, значение которых требует уточнения””

Скачать работу


Структура технологической карты учебного занятия в 1 классе

Предмет:

УМК (автор учебника): В.П.Канакина

Тема: Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Цель: дать первоначальное представление об однозначных и многозначных словах; словах, познакомить со словарями учебника.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.)

- умение (выполняет, использует, осуществляет и др.)

Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока)

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

Коммуникативные УУД (общение)

По направлениям воспитания

Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;

Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения, определять или уточнять лексическое значение слова по словарю;

-осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения, классификации, проводить аналогию, относить к известным понятиям

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать её, вносить коррективы, оценивать результат

–развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

-анализировать речевые высказывания с использованием в них изучаемых языковых средств

Ценности научного познания:

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Этапы урока

Содержание этапов

Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной

Содержание учебной деятельности (деятельность ученика)

  1. Мотивационно-целевой этап:
    1. Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы, результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.).

Содержание предлагаемого учителем материала должно быть связано с предстоящей темой.

Учитель предлагает восстановить цепочку:

Звук –Слог -.?..- Предложение

-Что могут называть слова? Где можно узнать значение слова?

Сейчас мы проведём учебный эксперимент: работать я предлагаю в группах.

1 группа –составить предложение со словом ЖИРАФ

2 группа – составить предложение ЗЕБРА

3и 4 группы– составить предложение со словом ЛИСИЧКА.

Чтение составленных предложений.

- Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.

- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?

- А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?

- С какой проблемой мы с вами столкнулись?

Составляют предложения.

Высказывают своё мнение.

    1. Организация целеполагания

Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи.

Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке.

Сообщает о том, что в русском языке есть слова, которые имеют только одно значение, и ещё есть слова, которые имеют несколько значений.

-Какую учебную цель поставим перед собой? Что хотите узнать?

Узнать, как называются слова с одним и несколькими значениями

-Чему хотите научиться?

Находить значения многозначных слов самостоятельно и с помощью словаря.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности:

познакомиться с группой слов, которые имеют несколько значений; используя учебник, узнать, как называются слова с одним и несколькими значениями и как они используются в речи; научиться находить значения этих слов.

  1. Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:

2.1. Актуализация имеющихся знаний

Актуализация – это не просто повторение. Когда дети на предыдущем этапе выявили причины затруднения, они теперь могут определить те способы предметных действий, знания и умения, которыми они владеют и которые могут им понадобится для достижения цели.

Поиск способов выхода из затруднения: дети могут проверить известный им способ и удостовериться в том, что он не подходит, установить в чем отличие новой ситуации.

Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей.

Планирование деятельности – определение возможных этапов деятельности, способов, шагов, обеспечивающих результат.

На этапе планирования может осуществляться выбор ресурсов и их распределение для реализации цели.

- Как же нам узнать про эти слова? Выберите сами способ.

1. Спросим у учителя.

2. Обратимся к учебнику.

3. Обратимся к справочной литературе.

4. Обратимся к Интернет-ресурсам.

5. Попробуем … сами.

Выявляют недостаток информации для решения задачи на основе имеющихся знаний.

Определяют возможные способы, обеспечивающие результат.

    1. Фиксация плана письменной форме (на доске или рабочем листе) или проговаривание этапов работы устно.

Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к другому. Они это будут делать осознанно, благодаря составленному плану.

Учитель предлагает составить устный план действий с фиксацией опорных фраз на доске.

Выстраивают последовательность выбранных действий.

Примерный план.

1.Как называются такие слова?

2.Где узнавать значение?

3.Как их использовать в своей речи?

3. Этап изучения нового / практический этап

    1. Организация открытия «нового» знания

Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п.

Результатом данного этапа является освоение детьми нового знания, предметного способа действия, проверка правильности своих действий.

Работа с учебником. Упр.16

-Какие картинки вы назвали бы одним и тем же словом.

(колокольчик, кисть)

-Объясните значение.

-Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение (карандаш, ворона)

-Как бы вы назвали слова, у которых только одно значение? (однозначные)

Давайте вставим пропущенные буквы и запишем в тетрадь эти слова.

- Давайте еще приведем примеры однозначных слов, желательно с непроверяемым написанием, т. е. словарные

(корова, собака, воробей)

-Какое название дадим словам, у которых много значений?

- Итак давайте сформулируем правило:

Однозначные слова – это слова, …

Многозначные слова – это слова, …

-Давайте проверим наши выводы с выводами авторов учебника (с. 27)

- Верно ли мы сформулировали?

Проводят наблюдение.

Выбирают нужную информацию.

Формулируют правило.

Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности.

Результатом данного этапа является проверка работы алгоритма, примените способов действий при решении практических задач (коллективном и самостоятельном). Организация индивидуальной помощи ученикам, которые испытывают затруднения (в ходе самостоятельной работы).

Предлагает исключить лишнее слово.

(Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему?

Предлагает отгадать загадку:

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (пенал)

-Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами. Составьте и запишите одно предложение.

-Как можно связать эти новые словарные слова с темой нашего урока? (Они однозначные)

Чтение «Странички для любознательных» на с.29 о происхождении слова «пенал».

    1. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач.

  1. Работа со словарями.

-В один из домов принесли посылку. На ней написано?

«Очень важно! Всё свежее!»

- Что там может быть?

(Рубашка. Огурец. Хлеб. Газета.)

-А что ещё не положили в эту посылку, но тоже может быть свежим? (воздух)

-Что можно сказать про слово «свежий»?

Давайте с помощью словаря определим лексическое значение этого слова.

Работа в парах.

1. Недавно приготовленный, полученный, ещё не успевший испортиться.

- Про какой предмет из посылки можем такое сказать? (Про хлеб)

2. Идущий в пищу в своем натуральном виде, без приготовления.

- О чем это? (Огурец)

3. О воздухе: прохладный и чистый, не спертый.

4. О ветре, погоде: холодный. Свежий ветер.

5. Не бывший еще в употреблении, незапачканный, чистый.

- О каком это предмете из посылки? (О рубашке)

6. Недавно возникший, новый, обновленный.

Это значение подходит к слову «газета»?

-Научились определять значения многозначных слов по словарю?

Составление и запись предложений с этим словом в разных значениях.

Находят в словаре нужную информацию, производят фронтальную проверку работы.

Составляют предложения.

  1. Этап самоконтроля
    1. Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап.

Учитель обращает внимание детей на пункты плана работы. - На какие вопросы нам удалось найти ответы на уроке?

(Отмечает зелёным кружком каждый выполненный пункт плана)

Перечисляют выполненные пункты плана.

    1. Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов.

1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы.

2-ой уровень - задания, оценивающие умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации).

3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик).

1. Подчеркни многозначные слова.

Берёза, колокольчик, автобус, звезда, лист, коса, дождь.

2. Подчеркни сочетания слов, в которых слова НОРКА и ЛИСИЧКА обозначают зверька.

Уютная норка. Шустрая норка.

Вкусные лисички. Озорные лисички.

3.Какие из этих значений ты выберешь, чтобы объяснить выражения "золотая рожь, золотые руки?" Укажи вариант, в котором слово ЗОЛОТЫЕ употреблено не в прямом, а в переносном значении.

1) сделанный из золота

2) цвета золота, жёлтого цвета

3) прекрасный, замечательный, умелый

Работают с карточками, выполняя задания разного уровня.

Проводят самопроверку правильности выполнения заданий с экрана

5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы).

Учитель предлагает ответить на вопросы:

-Какую учебную задачу мы с вами поставили в начале урока?

-Удалось ли нам её решить до конца?

-Нужно ли продолжать изучение данной темы?

-Где вам могут пригодиться эти знания?

Делают вывод о достижении цели урока.

Высказывают свои мнения.

5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель).

- Какие задания помогли в изучении нового материала? -Какие из них были наиболее интересными? - Какие вызвали трудность?

Выделяют способы учебной деятельности, позволившие решить поставленные задачи.

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.)

«Солнышко»

-Продолжите фразу. Покажите смайлик.

Моё настроение похоже на:       солнышко,

                                        солнышко с тучкой,

                                        тучку,

                                        тучку с дождиком,

                                        тучку с молнией

Определяют свои эмоции, испытанные в ходе работы.

Просмотреть свитедельство о публикации


Русский язык, Технологические карты.

Post navigation

Конспект урока по немецкому языку на тему: “Немецкие школы”
Педагогическая гостиная на тему «Готовимся к школе вместе»

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022