Конспект урока по русскому языку на тему: Выявление слов, значение которых требует уточнения””
Структура технологической карты учебного занятия в 1 классе
Предмет: УМК (автор учебника): В.П.Канакина Тема: Выявление слов, значение которых требует уточнения. | |||||||
Цель: дать первоначальное представление об однозначных и многозначных словах; словах, познакомить со словарями учебника. | |||||||
Планируемые результаты: | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.) - умение (выполняет, использует, осуществляет и др.) | Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока) | Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество) | Коммуникативные УУД (общение) | По направлениям воспитания | |||
Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова; Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; находить в тексте слова, значение которых требует уточнения, определять или уточнять лексическое значение слова по словарю; | -осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения, классификации, проводить аналогию, относить к известным понятиям | -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать её, вносить коррективы, оценивать результат | –развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; -анализировать речевые высказывания с использованием в них изучаемых языковых средств | Ценности научного познания: Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании | |||
Этапы урока | |||||||
Содержание этапов | Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной | Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) | |||||
| |||||||
Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы, результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.). Содержание предлагаемого учителем материала должно быть связано с предстоящей темой. | Учитель предлагает восстановить цепочку: Звук –Слог -.?..- Предложение -Что могут называть слова? Где можно узнать значение слова? Сейчас мы проведём учебный эксперимент: работать я предлагаю в группах. 1 группа –составить предложение со словом ЖИРАФ 2 группа – составить предложение ЗЕБРА 3и 4 группы– составить предложение со словом ЛИСИЧКА. Чтение составленных предложений. - Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки. - Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое? - А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА? - С какой проблемой мы с вами столкнулись? | Составляют предложения.
| |||||
Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи. Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. | Сообщает о том, что в русском языке есть слова, которые имеют только одно значение, и ещё есть слова, которые имеют несколько значений. -Какую учебную цель поставим перед собой? Что хотите узнать? Узнать, как называются слова с одним и несколькими значениями -Чему хотите научиться? Находить значения многозначных слов самостоятельно и с помощью словаря. | Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности: познакомиться с группой слов, которые имеют несколько значений; используя учебник, узнать, как называются слова с одним и несколькими значениями и как они используются в речи; научиться находить значения этих слов. | |||||
| |||||||
2.1. Актуализация имеющихся знаний Актуализация – это не просто повторение. Когда дети на предыдущем этапе выявили причины затруднения, они теперь могут определить те способы предметных действий, знания и умения, которыми они владеют и которые могут им понадобится для достижения цели. Поиск способов выхода из затруднения: дети могут проверить известный им способ и удостовериться в том, что он не подходит, установить в чем отличие новой ситуации. Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей. Планирование деятельности – определение возможных этапов деятельности, способов, шагов, обеспечивающих результат. На этапе планирования может осуществляться выбор ресурсов и их распределение для реализации цели. | - Как же нам узнать про эти слова? Выберите сами способ. 1. Спросим у учителя. 2. Обратимся к учебнику. 3. Обратимся к справочной литературе. 4. Обратимся к Интернет-ресурсам. 5. Попробуем … сами. | Выявляют недостаток информации для решения задачи на основе имеющихся знаний. Определяют возможные способы, обеспечивающие результат. | |||||
Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к другому. Они это будут делать осознанно, благодаря составленному плану. |
| Выстраивают последовательность выбранных действий. Примерный план. 1.Как называются такие слова? 2.Где узнавать значение? 3.Как их использовать в своей речи? | |||||
3. Этап изучения нового / практический этап | |||||||
Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п. Результатом данного этапа является освоение детьми нового знания, предметного способа действия, проверка правильности своих действий. | Работа с учебником. Упр.16 -Какие картинки вы назвали бы одним и тем же словом. (колокольчик, кисть) -Объясните значение. -Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение (карандаш, ворона) -Как бы вы назвали слова, у которых только одно значение? (однозначные) Давайте вставим пропущенные буквы и запишем в тетрадь эти слова. - Давайте еще приведем примеры однозначных слов, желательно с непроверяемым написанием, т. е. словарные (корова, собака, воробей) -Какое название дадим словам, у которых много значений? - Итак давайте сформулируем правило: Однозначные слова – это слова, … Многозначные слова – это слова, … -Давайте проверим наши выводы с выводами авторов учебника (с. 27) - Верно ли мы сформулировали? | Проводят наблюдение. Выбирают нужную информацию. Формулируют правило. | |||||
Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности. Результатом данного этапа является проверка работы алгоритма, примените способов действий при решении практических задач (коллективном и самостоятельном). Организация индивидуальной помощи ученикам, которые испытывают затруднения (в ходе самостоятельной работы). | Предлагает исключить лишнее слово. (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему? Предлагает отгадать загадку: В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (пенал) -Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами. Составьте и запишите одно предложение. -Как можно связать эти новые словарные слова с темой нашего урока? (Они однозначные) Чтение «Странички для любознательных» на с.29 о происхождении слова «пенал». | ||||||
Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач. |
-В один из домов принесли посылку. На ней написано? «Очень важно! Всё свежее!» - Что там может быть? (Рубашка. Огурец. Хлеб. Газета.) -А что ещё не положили в эту посылку, но тоже может быть свежим? (воздух) -Что можно сказать про слово «свежий»? Давайте с помощью словаря определим лексическое значение этого слова. Работа в парах. 1. Недавно приготовленный, полученный, ещё не успевший испортиться. - Про какой предмет из посылки можем такое сказать? (Про хлеб) 2. Идущий в пищу в своем натуральном виде, без приготовления. - О чем это? (Огурец) 3. О воздухе: прохладный и чистый, не спертый. 4. О ветре, погоде: холодный. Свежий ветер. 5. Не бывший еще в употреблении, незапачканный, чистый. - О каком это предмете из посылки? (О рубашке) 6. Недавно возникший, новый, обновленный. Это значение подходит к слову «газета»? -Научились определять значения многозначных слов по словарю? Составление и запись предложений с этим словом в разных значениях. | Находят в словаре нужную информацию, производят фронтальную проверку работы. Составляют предложения. | |||||
| |||||||
|
| Перечисляют выполненные пункты плана. | |||||
1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы. 2-ой уровень - задания, оценивающие умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации). 3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик). | 1. Подчеркни многозначные слова. Берёза, колокольчик, автобус, звезда, лист, коса, дождь. 2. Подчеркни сочетания слов, в которых слова НОРКА и ЛИСИЧКА обозначают зверька. Уютная норка. Шустрая норка. Вкусные лисички. Озорные лисички. 3.Какие из этих значений ты выберешь, чтобы объяснить выражения "золотая рожь, золотые руки?" Укажи вариант, в котором слово ЗОЛОТЫЕ употреблено не в прямом, а в переносном значении. 1) сделанный из золота 2) цвета золота, жёлтого цвета 3) прекрасный, замечательный, умелый |
| |||||
5. Этап рефлексии учебной деятельности | |||||||
5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы). | Учитель предлагает ответить на вопросы: -Какую учебную задачу мы с вами поставили в начале урока? -Удалось ли нам её решить до конца? -Нужно ли продолжать изучение данной темы? -Где вам могут пригодиться эти знания? |
| |||||
5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель). |
| Выделяют способы учебной деятельности, позволившие решить поставленные задачи. | |||||
5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.) | «Солнышко» -Продолжите фразу. Покажите смайлик. Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией | Определяют свои эмоции, испытанные в ходе работы. |