Конспект урока по русскому языку на тему: “Различение слов по вопросам: Кто это? Что это?”
Тема: Различение слов по вопросам кто это? что это?
Цель: формировать умение различать названия предметов по вопросам «кто?» и «что?»
Задачи:
-дидактические: учить соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета ; развивать умение правильно употреблять слова – предметы в устной и письменной речи; грамматически правильно составлять и оформлять предложение; строить схему предложения; соотносить звук и букву.
-коррекционные: развивать фонематический слух, умения запоминать и воспроизводить информацию; активизировать, обогащать словарный запас; совершенствовать графические умения и навыки; развивать внимание, процессы памяти, мышления, умение анализировать, работать по алгоритму; формировать первоначальные навыки словообразования и словоизменения; развивать логическое мышление на основе упражнений в обобщении, сравнении, формировать первоначальные навыки саморегуляции познавательной деятельности
-воспитательные: формировать положительную мотивацию учебной деятельности; умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учить задавать учебные вопросы, прививать интерес и любовь к родному языку, воспитывать аккуратность и старательность при выполнении письменных работ
Оборудование: компьютер, презентация, индивидуальные карточки, предметные картинки
БУД:
Познавательные: развивать познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
Коммуникативные: Развитие навыков коммуникативного общения, создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами, вступать в контакт и работать в коллективе
Регулятивные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;принимать и сохранять учебную цель и задачу; формировать первоначальные навыки саморегуляции познавательной деятельности
Личностные: Готовность к принятию коллективной работы, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Используемые технологии на уроке: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие ,технологии индивидуализации и дифференциации обучения, личностно – ориентированные технологии, коррекционные.
Тип урока: комбинированный
Этапы урока.
Организационный и мобилизующий.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.
Гимнастика пальцев рук.
Минутка чистописания.
Повторение изученного.
Усвоение новых знаний. Знакомство с правилом.
Физкультминутка.
Первичная проверка усвоения знаний. Работа с учебником.
Закрепление знаний. Самостоятельная работа (работа в парах).
Обобщение знаний. Игровой момент.
Информация о домашнем задании.
Подведение итогов урока и выставление оценок
Рефлексия
Структура урока
1.Организацион-
ный момент.
Проверяет готовность учащихся к уроку
Учащиеся садятся за парту и включаются в работу
Этот этап мобилизует учащихся для дальнейшей работы на уроке, быстро включает в тему.
2. Проверка домашнего задания
Проверяет выполнение работы, задает вопросы, оценивает.
Читают выписанные слова, отвечают на вопросы учителя
2.Актуализация опорных знаний учащихся
- Вспомните, как называется тема, над которой мы работали на прошлом уроке русского языка.
Чему учились на прошлом уроке?
- Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? что?
-Учились делить слова на группы по вопросам кто? что?
Опора активизирует память учащихся.
3. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы продолжим изучение темы
« Слова, отвечающие на вопрос кто? что?» Познакомимся с правилом.
-Чему бы вы хотели научиться на уроке сегодня?
-Правильно ставить вопросы кто? что, применять изученное правило.
5.Работа по теме урока .
Повторение.
1. Минутка чистописания
2. Картинный диктант, словарные слова (закрепление) с самопроверкой
3.Работа над предложением.
-Составьте предложение так, чтобы, получилась картинка
Запишите одно составленное предложение в тетрадь.
Выполняют чистописание
Отгадывают загадку
Записывают слова в тетрадь, выполняют самопроверку
Составляют и записывают предложения.
Построение схемы
6.Усвоение новых знаний (знакомство с правилом).
Задает наводящие вопросы, для формулирования учащимися правила. Работа с презентацией
Распределяют слова по вопросам с помощью сигнальных карточек
Формулируют правило с помощью учителя
Находят его в учебнике
7.Физминутка
«Что такое зима»
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Оказывает помощь при выполнении упражнений
Учащиеся выполняют
физминутку, гимнастику для глаз
Задание позволяет снять мышечное напряжение. Активизирует слуховое восприятие учащихся и реакцию учащихся.
Гимнастика для глаз
снимает напряжение с глаз.
8. Первичная проверка усвоения знаний.
Работа с учебником
Инструктаж по выполнению упражнения
Выполняют упражнение
Задание даётся дифференцирован-
но.
Слабые учащиеся списывают предложение с заранее подготовленной карточки.
9.Закрепление знаний
Самостоятельная работа (работа в парах)
-Прочтите слова.
-Какое задание можно придумать к ним. Учитывая тему урока?
-Как можно организовать эту работу в паре?
-Какая пара готова?
-Оцените совместную работу в паре.
Читают слова:
-Разделить слова на группы, отвечающие на вопросы кто это? что это?
-Один ученик будет читать слова, отвечающие на вопрос кто? второй на вопрос что?
Оценивают каждый себя и совместную работу.
Дифференцированно: слова и картинки
10. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
- Правило поможет выполнить домашнее задание?
Слушают инструктаж учителя
Задание дается индивидуально и дифференцированно
11.Подведение итога урока
- Над какой темой работали? Чему научились на уроке?
Ответы детей.
12. Рефлексия
Что понравилось на уроке?
Какие задания были для вас трудными?
Дети устраивают «Снегопад»
Отвечают на вопросы
Ход урока:
Орг. момент.
- Приветствие гостей
- Настрой на работу
Слайд(1-2)
- Какой у нас урок?
2. Проверка домашнего задания.
hello_html_m2783c726.jpghello_html_3a08396a.jpghello_html_m20a820ac.jpghello_html_m5ba7f5d8.jpg
- стр. 107 упр. 2
- Жужжат (кто?) насекомые: пчела, муха, жук
- Ответ на загадку: бабочка
- Оценивание.
3.Актуализация опорных знаний учащихся
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Назовите любое слово - предмет
- На какие вопросы отвечают слова – предметы?
Слайд(3)
4. Сообщение учителем темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим различать слова по вопросам
- Кто это? Что это? Познакомимся с правилом
Мотивировка
- Для чего же нам надо учить русский язык?
- чтобы уметь общаться, правильно красиво говорить,
(написать письмо маме, Деду Морозу, отправить СМС, поздравить родных, написать заявление при поступлении на работу и т. д.)
-Создание проблемной ситуации
- Отгадайте загадку
_ Снег пушистый стелется, улица бела,
И метет метелица,
К нам пришла … зима
- На доске большая картинка зимы и снеговик
- Да, она к нам пришла в гости, со своим другом снеговиком, и насыпала много снежинок с заданиями, они будут оценивать вашу работу, а в конце урока всех ребят ждет сюрприз
5. Гимнастика для пальцев рук. (Слайд5-6)
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась,
В дырочки она глядит,
На заборе кот сидит
Следим за осанкой.
6. Минутка чистописания
Первое задание зимы (Снежинка)
- Загадка
- Старик, шутник, на улице стоять не велит,
За нос домой тянет.
- Умеете ли вы писать слово мороз?
Мороз
Словарное слово, вспомним, как оно пишется? Какая буква пишется на конце слова?
-Поставим ударение, подчеркнем трудную букву, зададим вопрос к слову мороз (что?)
Второе задание зимы (Снежинка)
- Назовите зиму ласково
- Зима, как ласково называют зиму? как ее называют, когда она очень холодная, суровая?
Зима, зимушка, зимонька, Зимишка (хилая), зимища (строгая, долгая), Седая чародейка (белая)
Третье задание зимы (Снежинка)
- Знаете ли вы зимние месяцы?
- Начало, середина, конец зимы?
- Картинный диктант.
-Работа у доски. Оценивание.
hello_html_m27495046.jpghello_html_11cbee62.jpghello_html_m76a13f99.jpghello_html_6aaa97a0.jpg
Заяц, морковь, ворона, корова
- Что это за слова?
- Словарные слова
-Подчеркнем трудные буквы
- Проверьте, правильно ли вы их написали? Самопроверка.
(Учитель открывает словарные слова на доске)
- Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв
-Выберите те слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Назовите одним словом данную группу слов
-Животные
-Какое слово здесь было лишнее? (морковь), почему?
(овощ, отвечает на вопрос что?)
Мы писали слова, а теперь поработаем с предложением
- Работа с предложением
- Что вы знаете о предложении
- (Методика глобального чтения, составить предложение и собрать разрезанную картинку).
- У каждого учащегося своя картинка с предложением
- Работа у доски (два ученика составляют два предложения)
Проверка
-О ком или о чем предложение?
Оценивание.
hello_html_686a916f.jpg
hello_html_72ca47af.jpg
Презентация Распределение слов по вопросам (Слайд 12)
-Я буду называть слово, а вы показывайте сигнальную карточку
Кто это? Что это?
- Кто скажет, к каким словам мы задаем вопрос кто? К каким что?
-Давайте сформулируем (расскажем) правило
Знакомство с правилом в учебнике стр. 108
Четвертое задание зимы (Снежинка)
Физминутка танцевальная «Что такое зима?»
- Зима расскажет о себе
Гимнастика для глаз. «Следим за снежинкой» (Слайд 7-11)
Работа с учебником.
- стр. 109 упр. 3.
Работа в парах
Распределить слова – картинки по вопросам кто это? что это?
- Дети, которые хорошо читают, распределяют слова у доски
Туча, воробей, елка, доктор, машина, зима, ученик, белка.
Остальные ребята, раскладывают картинки
hello_html_m6ce94766.png
hello_html_m226e21ac.jpg
Пятое задание зимы (Снежинка)
Дидактическая игра «Чудесная корзинка»
- Достать из корзинки предмет, назвать и задать к нему вопрос
Индивидуальная работа: Письмо строчной буквы «р», закрытых слогов с буквой «р».
Чистописание : р, ра,ру. Работа по карточке.
Домашнее задание: Стр.108 упр.2; дифференцированно- карточки, выучить правило; индивидуально: работа по карточке
У Руслана росли кактусы и розы.
(списать с печатного текста)
Итог: над какой темой мы работали?