Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Конспекты уроков

Автор: Брюховецкая Светлана Александровна
Учебное заведение: Гимназия № 60 имени 200 - летия города Луганска
Краткое описание работы: Урок способствует формированию навыка написания приставок пре-/ при-, закреплению условий выбора гласных е – и в приставках. Игровая форма помогает шестиклассникам легче воспринимать сложный материал.

Дата публикации: 2022-11-24 Конспект урока по русскому языку на тему “Правописание приставок ПРЕ- И ПРИ- “ Брюховецкая Светлана Александровна Гимназия № 60 имени 200 - летия города Луганска Урок способствует формированию навыка написания приставок пре-/ при-, закреплению условий выбора гласных е – и в приставках. Игровая форма помогает шестиклассникам легче воспринимать сложный материал.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 10, среднее: 4,90 из 5)
Загрузка...

Конспект урока по русскому языку на тему “Правописание приставок ПРЕ- И ПРИ- “

Скачать работу


Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

(6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
Образовательные: 

  1. Закрепление условий выбора гласных е – и в приставках;
  2. Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при;
  3. Повторение морфемного разбора слов;
  4. Обогащение словарного запаса учащихся;
  5. Совершенствование орфографических навыков и умений.

Развивающие: 

  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений.

Воспитательные: 

  1. создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;
  2. создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;
  3. создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: урок  обобщения и систематизации материала.

 

Оборудование урока: тетради, учебники, компьютер, слайдовая презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

-Я хочу начать этот урок таким стихотворением:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

-Ребята, о чём это стихотворение? Для чего мы учим русский язык?(Ответы учеников).

-Для того, чтобы наш язык был правильным и красивым, мы должны знать, правила постановки ударения в словах.

Орфоэпическая разминка (слайд № 1)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Проведём словарную работу.

- Запишите словарные слова столбиком:

Учитель диктует словарные слова:

Поддаваться

Репертуар

Изображение

Соломенный

Телефон

Акварель

Великолепие

Карикатура

Интересный

Поменяйтесь тетрадями, проведите взаимопроверку, укажите соседу на ошибки. (слайд№2)

- Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно.

-Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока. Совершенно верно, у нас заключительный урок по правописанию приставок ПРЕ- и ПРИ-

Записываем в тетрадях тему урока « Гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ-»

II. АКТУАЛИИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1.Ребята, на предыдущем уроке мы составляли с вами лингвистическую сказку, в которой главными героинями были принцессы приставки ПРЕ- и -ПРИ- и злая госпожа Неграмотность.

И вот сегодня к нам на урок пришли в гости две интересные приставки – принцессы ПРЕ- и ПРИ-. Это очень лукавые девочки. Их трудно отличить друг от друга. Если мы не отгадаем их загадки, то станем прислугой злой и безобразной госпожи Неграмотности. Не хотите? Тогда слушайте!

2. Ролевая игра. Выступление Принцесс.

Принцесса ПРЕ:

- Я все могу. Я очень мудрая и очень глупая, я очень злая и очень добрая. Кто я?

Принцесса ПРИ:

- Я близкая ко многому и ко многим. Я люблю приближаться и присоединяться. Я никогда ничего не делаю до конца. Только чуть призадумываюсь. Кто я? (Ребята отгадывают).

Надеваем на принцесс короны пре- и при-.

3. Давайте вспомним, отчего зависит выбор приставок? (от значения приставки). Скажите мне, о каких значениях говорили приставки ПРЕ-И ПРИ-?

Сейчас мы будем повторять правописание приставок, а в это время два ученика будут работать у доски.

А)Пр..школьный, пр..вокзальный, пр..усадебный, пр..станционный, пр..шить, пр..бить, пр..вязать, пр..винтить, пр..скучный, пр..неприятный, пр..забавный, пр..интересный, пр..бежать, пр..ехать, пр..лететь, пр..скакать.

Б) Пр..сесть, пр..поднять, пр..открыть, пр..гнуть, пр..соединить, пр..ладить, пр..цепить, пр..обрести, пр..рвать, пр..градить, пр..рванный, пр..града, пр..ковылять, пр..тащить, пр..близить, пр..плыть.

Повторяем правило (слайд № 4, 5,6,7,8,9,10,11). После слайдов обучающиеся приводят свои примеры слов, по два слова записывая в тетрадь. Один ученик делает вывод «О правописании приставок», особое внимание уделяя словам для запоминания.

Проверяем работу у доски, выставляем оценки.

  1. Физкультминутка.

Встаньте, привстаньте на цыпочках, приподнимите руки, прихлопните в ладоши, притопните ногами, прищелкните пальцами, прищурьтесь, улыбнитесь друг другу, садитесь.

  1. Выполнение упражнений (слайд№12). Чтение текста.

Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и призадумался. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок

- Ребята, посмотрите на выделенные слова, какая орфограмма их объединяет? (правописание приставок пре- и при-).

1.Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните выбор приставки, сделайте морфемный разбор слова ПРИДОРОЖНЫЙ.

Класс работает на месте, один ученик – у доски.

Привела (приближение)

Превысокой (значение очень)

Присел (неполнота действия)

Придорожный (значение близости)

Призадумался (неполнота действия)

Преграда (значение пере-)

Преодолеть значение пере-)сл.сл.

Призвал (приближение)

прибегай (приближение)

  1. Творческое применение знаний.

Игра «Хлопки». (Хлопать в ладоши, когда слышишь нужную приставку)

Приставка ПРЕ-.

1) Пр..балтийский флот

2) Пр..образовать мир

3) Пр..кратить поисковую работу

4) Пр..ехать

5) Пр..вязать к трубе

6) Пр..делать доску

7) Пр..легли на траву

8) Пр..старелый возраст

Приставка ПРИ-.

1) пр..морский парк

2) пр..одолеть укрепления

3) опасное пр..ступление

4) пр..лететь с юга

5) пр..землиться

6) пр..шить пуговицу

7) пр..поднять с земли

8) пр..мудрый правитель

7.Игра «Найди замену».

К каждому выражению подберите синонимичное слово с приставкой при- и пре-.

1) Место стоянки кораблей, судов. (Пристань)

2) Глава государства. (Президент)

3) Подарить подарок . (Презентовать)

4) Граница. (Предел)

5) Купить. (Приобрести)

6) Помеха, затруднение. (Препятствие)

7) Первое представление пьесы, фильма. (Премьера)

8) Резко приподняться. (Привстать)

9) Представить в меньших размерах. (Преуменьшить)

10) Надевать для определения годности по размеру. (Примерять)

11) Призрак умершего или отсутствующего существа. (Привидение)

12) Слегка дотронуться. (Притронуться)

III Домашнее заданее.

Пар.40. Повторить правило; из стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер» и «Зимняя дорога» выписать предложения с приставками пре- и при-.

Ребята, вы уже умело пользуетесь приставками ПРЕ- и ПРИ-. Давайте попробуем составить синквейн по этой теме. Вспомните, как составляется синквейн.

ПРИСТАВКИ.

Прекрасные, приятные.

Превращают, преуменьшают, примеряют.

Зависят от лексического значения.

Часть слова.

IV. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Что было интересным?

-Что для вас было трудным?

-Что вам давалось легко?

Выставление оценок.

Вы сегодня прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда.  

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Русский язык.

Post navigation

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку на тему “Причастие как самостоятельная часть речи”
Технологическая карта по русскому языку

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023