Конспект урока по русскому языку на тему: «Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения (задание 27, учимся формулировать проблему текста)».
Тема урока: Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения (задание 27, учимся формулировать проблему текста).
Цели урока:
Образовательные: подготовить к написанию сочинения по заданию части С;
- обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
Оборудование:
1) текст для работы на уроке, рабочие листы для написания сочинения;
2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер;
Задача: научиться формулировать проблему исходного текста.
Учитель: Что такое проблема текста?
Ответы: Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к другу? Проблема взаимопонимания, природы, любви и т.д.
Учитель: Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
(Слайд) Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.
(Слайд) Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны близкие люди?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
Для того чтобы не запутаться, рекомендую вам формулировать проблему в виде вопроса, тогда легче будет сформулировать авторскую позицию.
Учитель: (Слайд) Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции (примеры):
Почему нужно +глагол...?
Что такое +существительное...?
Для чего нужно...+глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...? и т.д.
Учитель: (Слайд) Если формулируете в р.п., то вам помогут слова:
- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие
Учитель: (Слайд) Требования к формулировке проблемы.
К1. Формулировка проблем исходного текста
Для экспертов, проверяющих работу экзаменуемого, по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая проблематику исходного текста и позицию автора. Эти проблемы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника.
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем | 0 |
1 балл за формулировку проблему можно получить, если «в той или иной форме в любой из частей сочинения верно сформулирована одна из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы.
Практика: Пример работы с текстом. Чтение текста (у каждого текст на парте)
КРАСАВИЦА
(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.(5) Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его(7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала горничной:
(12)— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... (15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17)Там спрятано и все остальное добришко его. (И.А.Бунин*)
28 сентября 1940
Бунин Иван Алексеевич (10 октября 1870 — 8 ноября 1953) - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Учитель : Замечательный текст. Давайте попытаемся понять его. О чём он? (ответы учеников)
Учитель : Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? О чем рассуждает? (ответы учеников)
Учитель : Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? (ответы учеников)
Учитель: Ключевым словом является красота. И.А.Бунин считает, что истинная красота – это душевная красота: человек не может быть красив, если его поступки безнравственны. Одиночество страшно само по себе, потому что отверженные дети страдают от равнодушия взрослых.
Примерный круг проблем:
- Что такое истинная красота?
- Какого человека можно считать красивым?
- Почему маленький человек не должен быть одиноким?
- Какие чувства испытывают отверженные дети, как больно быть таким одиноким ребенком?
Домашнее задание: Тренировка по определению проблем текста с сайты ФИПИ на выбор 2 текста.