Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Конспекты уроков

Автор: Кевлич Елена Григорьевна
Учебное заведение: Государственное учреждение образования "Средняя школа 12 г. Новополоцка"
Краткое описание работы: Урок направлен на повторение состава слова, изученных частей речи, изучения темы глагол, учить детей работать в группе, взаимопомощи.

Дата публикации: 2022-02-22 Конспект урока по русскому языку на тему “Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.” Кевлич Елена Григорьевна Государственное учреждение образования "Средняя школа 12 г. Новополоцка" Урок направлен на повторение состава слова, изученных частей речи, изучения темы глагол, учить детей работать в группе, взаимопомощи.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Конспект урока по русскому языку на тему “Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.”

Скачать работу


Тема. Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.

Цель: - повторить состав слова, закрепить знания о частях речи;

- повторить раннее изученные части речи, учить различать их;

-развивать умение различать глагол в речи;

- развивать умение работать с фразеологизмами, расширять словарный запас, развивать логическое мышление;

- развивать творческие способности, орфографические навыки, воспитывать умение работать в группе, чувство взаимовыручки.

Оборудование: Иллюстрации о спорте, олимпийская символика,

дидактический материал, ТСО.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада Вас всех видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Я предлагаю начать наш сегодняшний урок с «круга радости».

А теперь, откройте свои тетради, запишите дату и классная работа.

II. Этап ориентации.

Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Чем же он необычен? Вам интересно узнать?

Дело в том, что изучать тему сегодняшнего урока нам поможет спорт. В спорте кто побеждает?

(Ответы детей)

Вот и вам следует быть ловкими, активными, целеустремлёнными. Надо будет суметь поддержать друг друга. Ну а так как это всё-таки урок русского языка, следует ещё и отменные знания показать… Вы готовы?

III. Этап целеполагания.

- Дело в том, что в 2017 году в нашей стране пройдет более 70 международных спортивных состязаний. Это и Международный биатлонный фестиваль «Гонка легенд», и международные соревнования по велосипедному спорту, и континентальный кубок по дзюдо, и чемпионат мира по классическому пауэрлифтингу и многие другие. Также Беларусь знаменита своими победами в спортивных соревнованиях благодаря нашим спортсменам.

Кто из вас знает наших звёзд спорта?

(Ответы детей)

Правильно, это – Виктория Азаренко (теннис), Дарья Домрачева (биатлон), Александр Глеб (футбол), Александра Герасименя (плавание), Максим Мирный (теннис), Иван Тихон (лёгкая атлетика) и другие.

Ребята, а может кто - нибудь из вас знает, какое грандиозное событие в спортивном мире состоится через год, в феврале 2018 года?

(Ответы детей)

Молодцы! Правильно, Это – 23 зимние олимпийские игры.

Недавно на классном часу мы говорили на тему олимпийских игр.

Кто помнит, в каком городе будет проходить олимпиада?

(Ответы детей)

Да, действительно в г. ПХЁНЧХАНЕ.

Давайте вспомним символы олимпийских игр?

(Ответы детей)

Правильно, это – флаг и кольца.

Давайте немного вспомним об этом.

(Ответы детей)

А кто является талисманом Олимпийских игр?

(Ответы детей)

Да, - это Олимпийский мишка, который пришёл к нам в гости.

А кто помнит девиз олимпийских игр?

(Ответы детей)

Правильно! Я предлагаю эти слова «Быстрее, выше, сильнее» взять за девиз нашего сегодняшнего урока.

Весь мир тщательно готовится к олимпиаде. В том числе и белорусская команда.

- А вы бы хотели принять участие в ней? Я уверена, что ваша олимпийская игра ещё впереди, а пока мы сможем помочь нашей команде в подготовке. Поможем?

IV. Этап проектирования.

Мишка нам сообщил, что наших спортсменов не пустят на Олимпиаду 2018до тех пор, пока ученики не докажут, что они знают и любят свой язык. Вы готовы помочь разрешить эту проблему?

Организационный комитет прислал свои задания. Пока мы их не знаем, но разработать план действия сможем уже сейчас. Давайте вспомним, чем обычно мы занимаемся на уроках русского языка.

(Ответы детей)

(Вывешиваю на доске символы этапов работы на уроке и помещаю их в олимпийские кольца)

- Повторяем то, что учили раньше.

-Учим новые правила.

- Выполняем тренировочные упражнения.

- Играем.

- Отдыхаем.

Я предлагаю, чтобы так же как в спорте, наш класс работал в командах. Согласны? Сегодня у вас есть возможность не только помочь нашим спорсменам, но и узнать много нового и интересного, а значит получить хорошие отметки.

Итак, начинаем.

V. Этап организации плана деятельности.

Любой вид спорта начинается с хорошей разминки. У нас она тоже будет. Благодаря ей мы разгадаем тему урока.

Интерактивный метод «Работа в группах»

1. Дидактическая игра «Лишнее слово»

Цель: -повторить раннее изученные части речи, учить различать их, развивать логическое мышление;

(Командам раздаётся задание на карточках. После выполнения упражнения делается вывод, что на уроке будет изучаться глагол как часть речи)

КАРТОЧКА 1

«Лишнее слово»

1.Пою, пишу, радуюсь, гимнастика. ------г

2.Счастье, лёгкая, песня, лес. ------л

3. Я, мы, они, акробатика, её. ------а

4. Гребля, по, над, из, к. ------г

5. Три, сто, олимпиада, ноль. ------о

6. Настоящий, лыжник, умный, добрый. ------л

Задание: Найти в каждом ряду лишнее слово, объяснить свой выбор, выписать первую букву из этого слова. Прочитать, что получилось. (Ответ – «глагол»)

(Детям раздаются карточки с заданием, им необходимо быстро, а главное правильно выполнить задание по группам.)

Молодцы! Назовите мне тему урока.

(Дети отвечают)

Но этого ещё не достаточно для разминки. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе?

Метод «Ассоциативный куст»

ГЛАГОЛ

- часть речи;

- действие предмета;

-что делать? что делал? что сделал? и т.д.

- время и число;

- сказуемое;

(в процессе разъясняю по каждому пункту)

1. Что я знаю об этой части речи?

Известный русский писатель А.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол — это речь человека, разумный говор, язык».

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.

Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.

2.Что обозначает? (обозначает действие предмета)

3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? - тот или иной предмет)

4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное)

5. Чем является в предложении?(сказуемым)

Глагол обозначает действие, движение предметов. Спорт тоже связан с движением. Продолжаем.

Давайте подтвердим всё сказанное, прочитав правило в учебнике на странице 65.

2. Работа с учебником.

Давайте прочитаем стихотворение в учебнике в упражнении 101.

Минутка чистописания

Пропишите в тетрадях новые словарные слова, которые мы будем учить. На первой строке слово «ракета», на второй «пирог».

(дети прописывают слова)

На следующей строчке запишите предложение, подчеркните буквы, которые вставили.

(проверяем, какие буквы вставили)

3. Дидактическая игра «Дартс»

При выполнении следующего задания вам пригодиться меткость, потому что игра так и называется «Дартс».

Цель: -развивать умение различать глагол в речи;

КАРТОЧКА 2

«Дартс»

Найдите пословицу, в которой есть глагол.

1. Спорт – это сила.

2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

3. Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Задание: найти пословицу, в которой есть глагол, объяснить значение пословицы, записать пословицу в тетрадь.

Образуй от имён существительных глаголы .

(Слова на экране)

бег - ……. бегать

прыжок - ……. прыгать

плавание - …….. плавать

бросок - ……… бросать

метание - …… метать

бокс - ……… боксировать

Задание: образовать от имён существительных глаголы, записать пары слов в тетрадь.

5. Дидактическая игра «Забей гол»

Цель: -развивать умение работать с фразеологизмами, расширять словарный запас, развивать логическое мышление, творческие способности.

КАРТОЧКА 3

«Забей гол»

Замени фразеологизмы одним глаголом.

1. Клевать носом.----------------------------------

2. Зарубить на носу.-------------------------------

3. Дать стрекоча.------------------------------------

4. Выходить из себя.-------------------------------

5. Чесать языки. ------------------------------------

6. Надуть губы.--------------------------------------

7. Водить за нос.------------------------------------

8. Бить баклуши.------------------------------------

9. Ломать голову.-----------------------------------

Задание: заменить фразеологизмы одним глаголом.

(Командам раздаётся задание на карточках. Каждому участнику необходимо записать в тетрадь только, полученные глаголы с красной строки через запятую. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание).

Результат: правильные ответы – «голы».

Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями. Мишке очень понравилось, как вы умеете дружно работать. Он предлагает послушать шуточное стихотворение. Согласны? Тогда слушайте и хлопайте тогда, когда будете встречать глаголы.

6. Физкультминутка.

А Глагол всегда в работе,

В напряженье и заботе.

Пишет, моет, убирает,

Шьёт, рисует и читает.

Варит, жарит, мастерит,

Режет, пилит, говорит.

Так его легко узнать –

Стоит лишь вопрос задать.

На вопрос: «Что делать?» – есть

У него в ответе весть.

Даже если отдыхает,

Тоже дело выполняет. (Н. Анишина)

7. Дидактическая игра «Эстафета»

Цель: - повторить состав слова, закрепить знания о частях речи, развивать творческие способности, орфографические навыки, воспитывать умение работать в группе, чувство взаимовыручки)

КАРТОЧКА 4

«Эстафета»

ХОД

СКАЗ

БЕГ

СУЩЕСТВ.

ПРИЛАГАТ.

ГЛАГОЛ

Задание: от данных корней образовать необходимые части речи. Работа выполняется в течении 1 минуты. Слова записывают на карточках.

Результат: побеждает команда, выполнившая больший объём работы правильно.

Последнее испытание для всех – это суметь подобрать слово, подходящее по смыслу и посчитать глаголы в тексте.

8. Дидактическая игра «Весёлая рифма»

Цель: развивать логическое мышление, творческие способности.

(Дети видят стихотворение на экране, упражнение выполняется устно)

Глаголы – помощники

Под корягой гриб (стоял, кричал),

На ветру листок (писал, плясал),

На цветке пчела (сидела, летела),

Птица на ветвях (шипела, пропела)

(Задремал, лопотал) ручей в корнях,

(Скакали, спали) бабочки на пнях,

(Пил, удил) жучок с листка росу,

Жарким днём в густом лесу.

Всё летело, спало, пело …

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок –

Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом

Помогали им ГЛАГОЛЫ!

Как им помогали глаголы? (Глаголы называли их действия), сколько глаголов получилось? (12).

VI. Контрольно – оценочный этап.

Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы посмотреть, как вы усвоили тему нашего сегодняшнего урока, и смогли ли помочь нашим спортсменам отправиться на олимпиаду. Для этого, я предлагаю поиграть в игру «Да – Нет». Сейчас я буду читать вопросы, ваша задача отвечать на них на бланках, которые лежат у каждого на парте. Если вы согласны с тем, что я прочитала – ставите «+», т.е. «ДА», если не согласны – «-», т.е. «НЕТ».

Итак, начинаем.

(На экране размещены вопросы)

  1. Глагол не является частью речи;

2. Глагол – это часть речи;

3. Глагол обозначает действие предмета;

4. Глагол обозначает признак предмета;

5. Глагол употребляется всегда в единственном числе;

6. Глагол изменяется по числам (единственное и множественное число);

7. Глагол употребляется только в настоящем времени;

8. Глагол изменяется по временам (прошедшее, настоящее, будущее);

9. В предложении глагол выполняет роль второстепенного

члена предложения;

10. В предложении глагол является сказуемым;

Давайте проверим, что у вас получилось.

(Сравниваем ответы на бланках и на экране)

Поднимите руки те, кто ответил правильно на все вопросы? (поднимают), а кто допустил одну ошибку? Две ошибки?

Те, кто выполнил задание без ошибок получает 10, 1 ошибку – 8, 2 – ошибки 7.

Молодцы! Справились с заданием! Можно сказать, что вы хорошо поработали на уроке и тему усвоили.

Подводятся итоги по результатам работы команд. Победителю вручается «билет» на олимпийские игры.

СИНКВЕЙН

Давайте, вспомним, как составлять синквейн.

(На экране)

(Составляют)

Проверим, что у нас получилось.

Сейчас я предлагаю вам выполнить ещё одно задание. Оно называется «Продолжи предложение»:

Сегодня на уроке:

  • я учился…
  • я вспомнил…
  • я смог…
  • было трудно…
  • дома надо поработать над…

Все ребята молодцы! Все очень старались! Видно, что вы любите и русский язык, и спорт.

А я хочу добавить, что знания, умения и навыки обязательно вам пригодятся в любом деле. Спортом тоже занимайтесь регулярно.

Известный философ Гораций писал: «Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь!»

Поэтому, берегите своё здоровье!!!

Количество и цвета колец Олимпийских игр, размещённых на флаге, тоже весьма продуманы. Они окрашены в жёлтый, синий, чёрный, красный и зелёный.

Прежде всего хочется отметить, что кольца Олимпийских игр символизируют пять континентов планеты: Америку, Европу, Азию, Африку и Океанию. Почему же так, ведь земной шар состоит из шести? Дело в том, что Антарктика и Арктика, ввиду их необитаемости, не были учтены при разработке символов.

Может кто-то знает, какой цвет символизирует Европу? – (Синий)

Помимо официального флага и колец, существуют и другие символы:

- огонь: традиция зажигать факел взята в 1912 году у древних греков;

-медали: за 1 место – золотая, 2- серебряная, 3 - бронзовая;

- девиз: «Быстрее, выше, сильнее»;

- клятва, согласно которой участники должны уважать и соблюдать установленное правила;

- Олимпийский принцип: «Главное – не победа, а участие»;

- церемония открытия игр: парад спортсменов всех стран, участвующих в соревнованиях;

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Русский язык Дидактические игры, Игры, Части речи.

Post navigation

Конспект урока по математики 5 класс “Обыкновенные дроби”
Конспект урока по самопознанию на тему:Быть самим собой

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022