Автор: Рыбакова Екатерина Викторовна
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 597
Краткое описание работы: Конспект урока по предмету окружающий мир по УМК "Школа России" . Тема "Деньги". 3 класс

Дата публикации: Конспект урока по предмету окружающий мир 3 класс УМК «Школа России» тема : «Деньги» Конспект урока по предмету окружающий мир по УМК "Школа России" . Тема "Деньги". 3 класс
Просмотреть свитедельство о публикации

Raphael_School_of_Athens

Конспект урока по предмету окружающий мир 3 класс УМК «Школа России» тема : «Деньги»

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему : «Что такое деньги?» УМК «Школа России» 3 класс

 

Выполнила : учитель начальных классов Рыбакова Екатерина Викторовна ГБОУ лицей № 597

 

 

 

 

 

Цель и задачи урока

Цель : познакомить учащихся с ролью денег в экономике.

 

Задачи урока:

Образовательные:

•          Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.

•          Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.

•          Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты, денежные единицы некоторых стран.

•          Определить функции денег.

Развивающие:

•          Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.

•          Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

•          Формировать умения аргументировать свою точку зрения.

•          Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

•          Развивать фантазию и творческое воображение.

Воспитательные:

•          Воспитывать интерес к изучению окружающего мира,  уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

 

Планируемые результаты:  учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок исследования понятия с творческим заданием

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование:

Информационный материал:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение

Демонстрационный материал:

старинные монеты и банкноты.

виды современных российских денег: банкноты (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), монеты (1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 10 рублей) ; доллар, евро (различным номиналом)

Интерактивный материал: презентация на тему «Что такое деньги»

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, исследовательский метод.

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

— Что такое экономика?

 

— Найдите в классе предметы (явления), изготовленные разными отраслями промышленности.

 

— Удовлетворение разнообразных потребностей людей.

— Мел – добывающая; свет, тепло – электроэнергетика; одежда, обувь – легкая; компьютер – электронная.

3. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки:

1. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

    У одних нас много, у других нас нет.

2. Маленькая, кругленькая,

    Из кармана в карман скачет.

-Отгадайте кроссворд (работа в парах)                   ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

1.    Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. ( Труд)

2.  Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже.  (Песок)

3.   Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)

4.   Составная часть экономики. (Отрасль)

5.   Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей.  (Услуги).

6.  Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? ( Пищевая)

— Какое слово получилось в выделенном столбце?

 

— Деньги

 

— Монета

 

Разгадывают кроссворд с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Деньги

4. Работа по теме урока

1.      Беседа.

-Что такое деньги?

— В словаре С. И. Ожегова даётся такое определение этого слова: « Деньги – металлические или бумажные знаки (давно – особые товары), являющиеся мерой стоимости купли-продажи, средством платежей и предметом накопления».

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло, гончары – кувшины и горшки, скотоводы – животных, шерсть и кожу, воины- победители – своих пленников. Но иногда обменивать товары очень сложно и порой невыгодно, т.к. ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от затраченного труда на изготовление вещи. Например, одного барана можно было купить за 2 топора или 4 кувшина.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги очень отличались от современных. В разных местах деньгами служили предметы. Их называли товаро-деньгами. Например,  в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах – камни размером с мельничный жернов (сдвинуть его могли только несколько человек).

Первыми мировыми деньгами были раковины каури (довольно редкие, тяжело обрабатывались, использовались для украшений) с Мальдивских островов ( маленькие, удобные, прочные и красивые). Они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Чеканили монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Металлическими деньгами были медные прутья – в Индокитае, серебряные кольца – в Египте, медные буковки Т – в Мексике. В Греции за денежную единицу принимали 6 четырёхгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» — драхма). Деньги назывались – драхмами (они и сейчас называются так же).

-Какие преимущества металлических денег?

Но у металлических денег есть недостаток – они тяжёлые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз : куда ни спрячь, разбойники сразу его найдут. Люди придумали выход : золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились бумажные деньги.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи продукты и услуги, в который вложен человеческий труд.

2.      Работа по учебнику.

-Прочитайте в учебнике текст на стр. 66-68.

— Назовите 2 способа обмена.

— Что такое бартер?

-Приведите пример бартера.

— Что такое купля-продажа?

-Что такое цена товара?

— Что такое деньги?

 

-Как называются металлические деньги?

-Как называются бумажные деньги?

-Какие денежные единицы различных стран мира вы знаете?

3. Выполните задание № 3 на стр. 70 (устно).

— В качестве чего получают деньги большинство людей?

— Что покупает человек на заработанные деньги?

— Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?

3. Практическая работа (работа в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей)

— Что изображено и написано на монетах? Сравните.

-Какой стране они принадлежат?

Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. Поможет вам план исследования :

Рассмотрите монеты. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.

Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.

Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.

Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.

— Опишите монету достоинством 1 рубль.

-Я предлагаю рассмотреть советские и зарубежные монеты и банкноты.

— У вас в руках монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.

-Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках?

— Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки?

-Кто такие нумизматы?

 

-Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

 

Ответы (предположения) учеников.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебники, читают текст.

 

— Бартер, купля-продажа.

— Прямой обмен одних товаров на другие.

Приводят пример.

— Обмен, в котором участвуют деньги.

— Стоимость одной вещи , одного предмета.

— Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

— Монеты.

— Купюры.

Ответы детей.

 

 

 

— В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо — зарплата).

— Товары и услуги.

 

— Сбережения

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя. Сравнивают.

 

Ответы учащихся.

Выполняют исследовательскую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описывают монету.

 

 

Рассматривают, а затем рассказывают о монетах и банкнотах.

 

 

— В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик.

— Защита от фальшивомонетчиков.

 

— Люди, которые изучают и коллекционируют монеты.

Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему : «Русские деньги».

 

 

5. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Монетки видно, не нашёл

Чтоб монетки нам достать

Надо на носочки встать

С кустика монетку достать,

Закопать их в поле редко

Чтоб выросли они.

Выполняют движения.

6. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Стр. 38 № 1

-Прочитайте задание. Запишите в тетрадь определения слов «бартер» и « деньги» (можно воспользоваться определениями из учебника).

Стр. 38 № 2

— Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте и наклейте. Подпишите названия.

-Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?

-Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?

-Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в Европу?

 

 

Выполняют задание  № 1 в рабочей тетради.

 

 

 

Выполняют задание  № 2 в рабочей тетради.

 

 

 

Ответы детей.

 

— Долларами.

 

-Евро.

7. Рефлексия

1. Обсудим:

— Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой.  Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка. Как они будут обмениваться?

— В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена?

2. Графический диктант (выполняется на листочках):

— Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное – минус.

-Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.

— Плата за работу  — заработная плата.

-Деньги, которые откладывают на будущее,–сбережения.

— Оборотная сторона монеты – гурт.

— Надпись на монете называется легендой.

 После выполнения задания производится взаимопроверка.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

— минус

 

— плюс

— плюс

 

— минус

— плюс

8. Подведение итогов урока

— Что такое деньги?

 

— Что нового вы узнали о деньгах?

— Как вы думаете, будут ли деньги меняться?

— Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги?

Ответы детей.

— Да, к.т. уже сейчас деньги выступают в виде пластиковых карточек.

9. Домашнее задание

1.      Учебник: стр. 67-70 читать, ответить на вопросы в разделе «Проверь себя» на стр. 69.

2.      Рабочая тетрадь: стр. 39 № 3-4

Запись домашнего задания в дневник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.