Конспект урока по окружающему миру 3 класс «ПИТЬЕВАЯ ВОДА В ОКЕАНЕ»
Автор: Слепнёва Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»
ОКР УЖАЮЩИЙ МИР 3 класс
«ПИТЬЕВАЯ ВОДА В ОКЕАНЕ»
На этом уроке учащиеся повторят такие свойства воды, как растворение вещества, испаре ние, осаждение из пара (конденсация). Они узна ют, как происходит испарение соленой воды. В ус ловиях постановки практической задачи добычи пресной воды в океане это вызывает необходи мость в построении осмысленных гипотез и их по следующей оценке и проверке.
Постановка технологической проблемы по лучения пресной воды первоначально происходит при анализе числовых соотношений, затем учени ки работают в группах из четырех человек, пред ставляют и защищают свои идеи, оценивают идеи
других. Наконец, они планируют практические пробы для проверки своих идей и оценивают свои исходные предположения.
Креативность проявляется в ходе выдви жения гипотез о способах получения пресной во ды, в решении практической задачи выживания в условиях ограниченности ресурсов, а также в ходе планирования опыта: формулирования идей о том, как создать условия получения прес ной воды путем испарения соленой. Критическое мышление — в способности содержательно оце нивать идеи, предложенные другими участниками работы.
Предпочтительное время проведения активности | 4 урока |
Предметно- специфические навыки | Установление причинноследственных и временных связей, выявле ние существенных условий процессов, планирование практических проб с использованием оборудования, решение проблем с использо ванием представлений о свойствах воды |
Целевые установки | Что учащиеся должны изучить и как это связано с учебной программой |
Учебные цели | Развитие представлений о растворимости веществ и воде как раство рителе Знакомство со способами выживания человека в экстремальных усло виях Понимание ограниченности ресурсов Земли и потребностей орга низма человека |
Критерии оценки | Качество и количество поисковых вопросов и предложений (гипотез) |
в процессе обсуждения Логическое обоснование способа представления соотношений вели чин; способов получения пресной воды; способа осуществления практической пробы по испарению соленой воды с использованием имеющегося оборудования | |
Связь с учебной программой | Качество вопросов и суждений на этапе обсуждения и критического анализа полученных результатов Свойства воды Ограниченность ресурсов (питьевой воды) на планете |
Связь с учебными предметами | Математика, окружающий мир |
Информационные ресурсы | Оборудование и материалы, необходимые для работы на уроке, дополнительная информация |
Оборудование и материалы
лист парной работы (по одному на парту) доска
фломастеры
листы формата А3 для схематических рисунков сетка типа «авоська»
камни — булыжники тряпка
полиэтиленовая пленка металлическое ведро пластмассовый таз
примус (нагреватель воды)
маленькие пластиковые ложечки (по 2 на ученика) морская соль
вода
стаканы или банки для разведения соленой воды штатив
газовая горелка для проведения опыта по испарению воды
План реализации | Последовательность шагов, роли учителя и учеников, параметры оценивания |
Эта таблица показывает один из способов реализации деятельности и оценки. Она должна расцениваться как рекомендация, предлагаемый
вариант. Учитель может менять форму проведения деятельности для адаптации к контексту школы, программы, уровню знаний учащихся.
Шаг | Продолжительность | Роли учителя и ученика | Параметры оценивания |
1 | Урок 1 (15—20 мин) | Учитель раздает ученикам лист парной работы, читает текст и предлагает письменно, работая в парах, ответить на вопросы | Понимание значимости для анализа соотношения погибших и выживших, а не точного числа погиб ших |
2 | Урок 1 (25—30 мин) | Обсуждение ответов на первые три вопроса. Желающие ученики зачитывают свои ответы на вопросы. При обсуждении второго вопроса может обнаружиться противоречие: на первый взгляд больше погибло тех, кто не пил морскую воду (133 > 130). Однако важно и общее количе ство тех, кто пил и кто не пил (330 и 3994), то есть проблема в том, как показать, представить соотношение (третий вопрос). Ученики могут пытаться показать эти соотно шения с помощью полосок, квадратов, долей круга, например, так (или любым другим спосо бом, но так, чтобы было понятно, что дело не в количестве погибших, а в соотношении числа погибших и выживших). В общей дискуссии и представлении результа тов работы разных пар на доске ученики при ходят к рисункам, показывающим примерное соотношение погибших и выживших. | Способность критически и с пониманием (содержа тельно) относиться к раз нообразию возможных способов представления данных |
Продолжение табл.
Шаг | Продолжительность | Роли учителя и ученика | Параметры оценивания | ||||||
Пили Не пили морскую воду морскую воду | |||||||||
Погибли Живы Делается общий вывод: морская вода плохо влияет на здоровье человека. Ученики отвеча ют на четвертый вопрос. Скорее всего, они ска жут, что морская вода сильно соленая. Учитель подтверждает этот вывод и дает возможность школьникам попробовать на вкус и сравнить питьевую воду и воду с разведенной морской солью (1 ст. ложка на стакан воды) | |||||||||
3 | Урок 2 (45 мин) | Учитель раздает листы групповой работы, по казывает оборудование. Учитель: «Представьте, что вы спаслись в море при кораблекрушении. Вы на спасатель ной шлюпке. У вас есть сетка, камни — булыж ники, полиэтиленовая пленка, тряпка, металли ческое ведро, пластмассовый таз, примус (на греватель воды). Нет только питьевой воды. Придумайте возможные способы ее получе ния. Зарисуйте их схематически. Приготовьте рассказ для других групп. У вас — 40 минут». Ученики работают в группах из четырех человек, придумывая и зарисовывая возможные способы получения воды (например: вымораживание из морской воды; испарение путем кипячения морской воды и конденсация; охлаждение бу лыжников ночью с конденсацией влаги на ней) | Активность в групповой работе. Критичность в групповой работе | ||||||
4 | Урок 3 (45 мин) | Группы выступают, называя и показывая свои способы (на схематических рисунках и указы вая на оборудование). Задача состоит в том, чтобы подробно рассказывать только о том (тех) способе, о котором еще не говорили дру гие группы. Другие ученики задают вопросы и высказыва ют замечания | Количество адекватных способов, предложенных группой. Качество и количество вопросов и критических замечаний в адрес других групп | ||||||
5 | Урок 4 (45 мин) | Учитель предлагает проверить идею конденса ции (превращения морской воды в питьевую путем ее выпаривания и конденсации) на опыте, показывая оборудование: «Действительно ли из соленой воды можно получить пресную? Как это сделать? У нас есть соленая вода в стакане, газовая горелка, полиэтиленовая пленка, метал лическая плошка, держатель (штатив), таз». | Адекватность и полнота описания предложенного опыта |
Окончание табл.
Шаг | Продолжительность | Роли учителя и ученика | Параметры оценивания |
Ученики в парах или группах записывают или зарисовывают свои предложения и сдают ра боты. А затем устно говорят, что нужно сделать. Учитель проводит опыт, давая ученикам прове рить вкус исходной и полученной воды |
Справочные материалы для учителя
Самая важная проблема, с которой придется столкнуться человеку в океане, — это отсутствие во ды. Смерть неизбежна на 10й день существования. Французский врач и биолог Ален Бомбар поставил рискованный эксперимент на себе и выжил в океане, не имея питьевой воды. Он написал книгу «За бор том по своей воле», где описал возможные способы утоления жажды.
- Дождь. Иногда случаются дожди, а это пресная вода! Необходимо в этот период набрать макси
мальное количество воды в имеющиеся емкости.
- Конденсат. К утру, в результате конденсации, на дне лодки (или на булыжниках, которые охлаж даются быстрее, чем море) может образоваться конденсат из пресной воды. Это как роса на крыше хоро
шо закрытой палатки. Ее можно собирать губкой или куском тряпки. Ее может быть недостаточно, но она будет служить существенной поддержкой при выживании.
- Рыба. Пресную воду (воду с небольшим количеством солей) можно брать из рыбы. От 50 до 80%
веса рыбы приходится на воду. На крупной рыбе можно делать насечки на спине, как при сборе сосновой
смолы. Так можно быстро напиться пресной водой. Саму рыбу тоже можно есть. В ней достаточно воды.
- Морская вода. Морская вода очень опасна, в отличие от пресной. В ней много хлористого натрия (поваренная соль). Согласно наблюдениям Алена Бомбара, соленую воду можно пить от 800 до 900 грамм
в день. Но лишь в течение 2—5 дней. От морской воды у человека иногда наступает расстройство желуд ка и рвота, а затем заболевание почек. Можно немного пить морскую воду периодически, когда нет пре сной, но очень осторожно.
Есть и другие способы опреснения воды, например вымораживание.