Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Окружающий мир » Конспекты уроков

Автор: Слепнёва Ольга Ивановна
Учебное заведение: МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: На этом уроке учащиеся повторят такие свойства воды, как растворение вещества, испарение, осаждение из пара (конденсация). Они узна­ют, как происходит испарение соленой воды. В условиях постановки практической задачи добычи пресной воды в океане это вызывает необходи­мость в построении осмысленных гипотез и их по­ следующей оценке и проверке.

Дата публикации: 2022-02-18 Конспект урока по окружающему миру 3 класс «ПИТЬЕВАЯ ВОДА В ОКЕАНЕ» Слепнёва Ольга Ивановна МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа" На этом уроке учащиеся повторят такие свойства воды, как растворение вещества, испарение, осаждение из пара (конденсация). Они узна­ют, как происходит испарение соленой воды. В условиях постановки практической задачи добычи пресной воды в океане это вызывает необходи­мость в построении осмысленных гипотез и их по­ следующей оценке и проверке.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «ПИТЬЕВАЯ ВОДА В ОКЕАНЕ»

Скачать работу


Автор: Слепнёва Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»

ОКР УЖАЮЩИЙ МИР 3 класс

«ПИТЬЕВАЯ ВОДА В ОКЕАНЕ»

На этом уроке учащиеся повторят такие свойства воды, как растворение вещества, испаре­ ние, осаждение из пара (конденсация). Они узна­ ют, как происходит испарение соленой воды. В ус­ ловиях постановки практической задачи добычи пресной воды в океане это вызывает необходи­ мость в построении осмысленных гипотез и их по­ следующей оценке и проверке.

Постановка технологической проблемы по­ лучения пресной воды первоначально происходит при анализе числовых соотношений, затем учени­ ки работают в группах из четырех человек, пред­ ставляют и защищают свои идеи, оценивают идеи

других. Наконец, они планируют практические пробы для проверки своих идей и оценивают свои исходные предположения.

Креативность проявляется в ходе выдви­ жения гипотез о способах получения пресной во­ ды, в решении практической задачи выживания в условиях ограниченности ресурсов, а также в ходе планирования опыта: формулирования идей о том, как создать условия получения прес­ ной воды путем испарения соленой. Критическое мышление — в способности содержательно оце­ нивать идеи, предложенные другими участниками работы.

Предпочтительное время проведения активности

4 урока

Предметно- специфические навыки

Установление причинно­следственных и временных связей, выявле­ ние существенных условий процессов, планирование практических проб с использованием оборудования, решение проблем с использо­ ванием представлений о свойствах воды

Целевые установки

Что учащиеся должны изучить и как это связано с учебной программой

Учебные цели

Развитие представлений о растворимости веществ и воде как раство­ рителе

Знакомство со способами выживания человека в экстремальных усло­ виях

Понимание ограниченности ресурсов Земли и потребностей орга­

низма человека

Критерии оценки

Качество и количество поисковых вопросов и предложений (гипотез)

в процессе обсуждения

Логическое обоснование способа представления соотношений вели­ чин; способов получения пресной воды; способа осуществления практической пробы по испарению соленой воды с использованием имеющегося оборудования

Связь с учебной программой

Качество вопросов и суждений на этапе обсуждения и критического анализа полученных результатов

Свойства воды

Ограниченность ресурсов (питьевой воды) на планете

Связь с учебными предметами

Математика, окружающий мир

Информационные ресурсы

Оборудование и материалы, необходимые для работы на уроке, дополнительная информация

Оборудование и материалы

лист парной работы (по одному на парту) доска

фломастеры

листы формата А3 для схематических рисунков сетка типа «авоська»

камни — булыжники тряпка

полиэтиленовая пленка металлическое ведро пластмассовый таз

примус (нагреватель воды)

маленькие пластиковые ложечки (по 2 на ученика) морская соль

вода

стаканы или банки для разведения соленой воды штатив

газовая горелка для проведения опыта по испарению воды

План реализации

Последовательность шагов, роли учителя и учеников, параметры оценивания

Эта таблица показывает один из способов реализации деятельности и оценки. Она должна расцениваться как рекомендация, предлагаемый

вариант. Учитель может менять форму проведения деятельности для адаптации к контексту школы, программы, уровню знаний учащихся.

Шаг

Продолжительность

Роли учителя и ученика

Параметры оценивания

1

Урок 1

(15—20 мин)

Учитель раздает ученикам лист парной работы, читает текст и предлагает письменно, работая в парах, ответить на вопросы

Понимание значимости для анализа соотношения погибших и выживших, а не точного числа погиб­ ших

2

Урок 1

(25—30 мин)

Обсуждение ответов на первые три вопроса. Желающие ученики зачитывают свои ответы на вопросы. При обсуждении второго вопроса может обнаружиться противоречие: на первый взгляд больше погибло тех, кто не пил морскую воду (133 > 130). Однако важно и общее количе­ ство тех, кто пил и кто не пил (330 и 3994), то есть проблема в том, как показать, представить соотношение (третий вопрос).

Ученики могут пытаться показать эти соотно­ шения с помощью полосок, квадратов, долей круга, например, так (или любым другим спосо­ бом, но так, чтобы было понятно, что дело не в количестве погибших, а в соотношении числа погибших и выживших).

В общей дискуссии и представлении результа­ тов работы разных пар на доске ученики при­ ходят к рисункам, показывающим примерное соотношение погибших и выживших.

Способность критически и с пониманием (содержа­ тельно) относиться к раз­ нообразию возможных способов представления данных

Продолжение табл.

Шаг

Продолжительность

Роли учителя и ученика

Параметры оценивания

Пили Не пили

морскую воду морскую воду

Погибли Живы

Делается общий вывод: морская вода плохо влияет на здоровье человека. Ученики отвеча­ ют на четвертый вопрос. Скорее всего, они ска­ жут, что морская вода сильно соленая. Учитель подтверждает этот вывод и дает возможность школьникам попробовать на вкус и сравнить питьевую воду и воду с разведенной морской солью (1 ст. ложка на стакан воды)

3

Урок 2

(45 мин)

Учитель раздает листы групповой работы, по­ казывает оборудование.

Учитель: «Представьте, что вы спаслись в море при кораблекрушении. Вы на спасатель­ ной шлюпке. У вас есть сетка, камни — булыж­ ники, полиэтиленовая пленка, тряпка, металли­ ческое ведро, пластмассовый таз, примус (на­ греватель воды). Нет только питьевой воды. Придумайте возможные способы ее получе­ ния. Зарисуйте их схематически. Приготовьте рассказ для других групп. У вас — 40 минут».

Ученики работают в группах из четырех человек, придумывая и зарисовывая возможные способы получения воды (например: вымораживание из морской воды; испарение путем кипячения морской воды и конденсация; охлаждение бу­ лыжников ночью с конденсацией влаги на ней)

Активность в групповой работе. Критичность

в групповой работе

4

Урок 3

(45 мин)

Группы выступают, называя и показывая свои способы (на схематических рисунках и указы­ вая на оборудование). Задача состоит в том, чтобы подробно рассказывать только о том (тех) способе, о котором еще не говорили дру­ гие группы.

Другие ученики задают вопросы и высказыва­ ют замечания

Количество адекватных способов, предложенных группой.

Качество и количество вопросов и критических замечаний в адрес других групп

5

Урок 4

(45 мин)

Учитель предлагает проверить идею конденса­ ции (превращения морской воды в питьевую путем ее выпаривания и конденсации) на опыте, показывая оборудование: «Действительно ли из соленой воды можно получить пресную? Как это сделать? У нас есть соленая вода в стакане, газовая горелка, полиэтиленовая пленка, метал­ лическая плошка, держатель (штатив), таз».

Адекватность и полнота описания предложенного опыта

Окончание табл.

Шаг

Продолжительность

Роли учителя и ученика

Параметры оценивания

Ученики в парах или группах записывают или зарисовывают свои предложения и сдают ра­ боты. А затем устно говорят, что нужно сделать. Учитель проводит опыт, давая ученикам прове­ рить вкус исходной и полученной воды

Справочные материалы для учителя

Самая важная проблема, с которой придется столкнуться человеку в океане, — это отсутствие во­ ды. Смерть неизбежна на 10­й день существования. Французский врач и биолог Ален Бомбар поставил рискованный эксперимент на себе и выжил в океане, не имея питьевой воды. Он написал книгу «За бор­ том по своей воле», где описал возможные способы утоления жажды.

  • Дождь. Иногда случаются дожди, а это пресная вода! Необходимо в этот период набрать макси­

мальное количество воды в имеющиеся емкости.

  • Конденсат. К утру, в результате конденсации, на дне лодки (или на булыжниках, которые охлаж­ даются быстрее, чем море) может образоваться конденсат из пресной воды. Это как роса на крыше хоро­

шо закрытой палатки. Ее можно собирать губкой или куском тряпки. Ее может быть недостаточно, но она будет служить существенной поддержкой при выживании.

  • Рыба. Пресную воду (воду с небольшим количеством солей) можно брать из рыбы. От 50 до 80%

веса рыбы приходится на воду. На крупной рыбе можно делать насечки на спине, как при сборе сосновой

смолы. Так можно быстро напиться пресной водой. Саму рыбу тоже можно есть. В ней достаточно воды.

  • Морская вода. Морская вода очень опасна, в отличие от пресной. В ней много хлористого натрия (поваренная соль). Согласно наблюдениям Алена Бомбара, соленую воду можно пить от 800 до 900 грамм

в день. Но лишь в течение 2—5 дней. От морской воды у человека иногда наступает расстройство желуд­ ка и рвота, а затем заболевание почек. Можно немного пить морскую воду периодически, когда нет пре­ сной, но очень осторожно.

Есть и другие способы опреснения воды, например вымораживание.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Окружающий мир 3 класс.

Post navigation

Речевые игры для детей дошкольного возраста.
“Адаптация студентов к условиям обучения в вузе”

Окружающий мир

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022