Конспект урока по математике “Деление многозначного числа на двузначное”
Конструкт пробного урока по окружающему миру
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Киселевой Ксении Александровны
Дата: 06.04.2022
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Деление многозначного числа на двузначное»
Тип урока: совершенствование способов действия (урок закрепления)
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, положительное отношение и интерес к уроку математики и теме урока
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляция, целеполагание, прогнозирование, оценку, контроль), познавательные УУД (умение осуществлять формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение сравнивать с образцом, построение логической цепи с рассуждением), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Предметные: обучающиеся умеют выполнять устное и письменное деление на двузначные числа, знают алгоритм решения деления многозначного числа на двузначное и умеют работать по нему; умеют решать текстовые задачи.
Цель: развитие умений обучающихся по решению числовых выражений на письменное деление многозначного числа на двузначное.
Задачи:
Воспитательная: формировать умение организовывать рабочее место; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, положительное отношение и интерес к уроку математики и теме урока
Развивающая: формировать регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляция, целеполагание, прогнозирование, оценку, контроль), познавательные УУД (умение осуществлять формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение сравнивать с образцом, построение логической цепи с рассуждением), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Образовательная: научить обучающихся выполнению устного и письменного деления на двузначные числа, знать алгоритма решения деления многозначного числа на двузначное и уметь работать по нему; актуализировать решение текстовых задач.
Принципы обучения:
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип целостности;
- принцип деятельности;
- принцип психической комфортности.
Принципы воспитания:
- создание положительно эмоционального подъема;
- воспитание через взаимодействие;
Методы обучения и воспитания:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: беседа, упражнение
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 №2357). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373.
2. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся
Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
4. учебник по математике 4 класс, УМК «Школа России»
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: презентация «Деление многозначного числа на двузначное»
2.2 Индивидуальное: тетрадь, пенал, учебник, дневник, карточка с примерами, карточка для рефлексии. Карточка с алгоритмом и таблицей умножения для девочки с ОВЗ
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока | Время |
Мотивация к учебной деятельности | 3 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. | 10 мин |
Усвоение новых знаний и способов действия по изученному материалу | 15 мин |
Организация контроля и самоконтроля | 10 мин |
Информация о домашнем задании | 2 мин |
Рефлексия учебной деятельности | 5 мин |
Итого | 45 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
Дата. Классная работа. |
Ход урока:
Этапы урока | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности | организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Александровна и сегодня урок математики у вас проведу я. Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь соседу, сидящему позади вас, а теперь улыбнитесь мне, а я вам. Предлагаю проверить вашу готовность к уроку. На партах у вас лежит: тетрадь, пенал, дневник, учебник и стоит бейджик с вашим именем. Если все это у вас есть, то присядет тихо 1 ряд, теперь 2 ряд, и 3 ряд Вспомним правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, спинка дружит со спинкой стула, между вами и партой проходит кулачок, а руки на парте лежат домиком -Отлично! Вижу, что все сидят правильно и готовы заниматься. | Приветствуют педагога Проверка готовности к уроку Проверка правильной посадки | Ф | презентация «Деление многозначного числа на двузначное» | самоконтроль | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, положительное отношение и интерес к уроку математики и теме урока Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками). |
Актуализация опорных знаний и способов действий. | Актуализировать знания обучающихся по предыдущей деятельности, обозначить тему занятия, обозначить цель занятия, составить план по достижению поставленной цели | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, упражнение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | Откройте свои рабочие тетради, отступите от прошлой записи 4 клеточки вниз и запишите дату, сегодня у нас 6 апреля, и классная работа. Кто запишет может убрать тетрадь на край парты, чтобы она нам не мешала. Предлагаю наше занятие начать с устного счета. Для того чтобы повторить умножение и деление чисел мы с вами порешаем примеры. Сейчас на слайде будут появляться примеры, вам нужно их решить и по поднятой руке сказать ответ. …, что мы сейчас будем делать? Верно! Начнем! СЛАЙД С ПРИМЕРАМИ, *ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРИМЕРА* Ребята, поднимите руку у кого получился такой же ответ Спасибо! *ПОСЛЕ ВСЕХ ЛЕГКИХ ПРИМЕРОВ* Ребята, поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки Умнички! А у кого 1 или 2 ошибки? Так, я вижу, что у некоторых еще есть затруднения в решении промеров. Я рекомендую вам дома побольше решать примеров на деление и умножение В КОНЦЕ 2 ПРИМЕРА, КОТОРЫЕ УСТНО ОБУЧАЮЩИЕСЯ НЕ СМОГУТ РЕШИТЬ. Ребята, посмотрите на этот пример, сможем ли мы решить его устно? А как сможем узнать ответ на это выражение? Верно! А кто может сформулировать тему нашего урока исходя из того, что мы сейчас делали? Умничка! Тема нашего урока: деление многозначного числа на двузначное. А проходили ли мы с вами эту тему уже? А кто может попробовать сформулировать цель нашего урока? Верно! Целью нашего урока будет вспомнить алгоритм решения деление многозначного числа на двузначное | Записывают дату и число в тетради Выполнение устного счета Нет Письменно в тетради, столбиком Ответы детей Да Ответы детей | Ф, и | презентация «Деление многозначного числа на двузначное», тетрадь, пенал | Самоконтроль | Личностные: познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе индивидуально, любознательность, сообразительность, положительное отношение и интерес к уроку математики и теме урока Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляция, целеполагание, прогнозирование), познавательные УУД (умение осуществлять формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение сравнивать с образцом, построение логической цепи с рассуждением), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). Предметные: обучающиеся умеют выполнять устное деление на двузначные числа |
Усвоение новых знаний и способов действия по изученному материалу | организовать работу по закреплению знаний у обучающихся по пройденным темам | Методы получения новых знаний: беседа, упражнение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | Ребята, а есть ли у нас алгоритм решения таких примеров? Тогда предлагаю его вспомнить, сейчас я выдам вам карточку, на ней написан пример и пропущены некоторые фразы его решения, ваша задача заполнить эти пропуски, задание выполняем в парах. Когда ваша пара закончит, вы поднимаете руку, я проверю, когда закончат все мы с вами проверим все вместе. …, что мы сейчас будем делать? Верно, спасибо! Приступайте к выполнению, на это задание вам дается 3 минуты. Предлагаю проверить, сейчас я вам продемонстрирую правильные ответы, вы внимательно смотрите и проверяйте у себя, если у вас где-то допущена ошибка, то зачеркните ее карандашом и напиши сверху правильный ответ. ПРОВЕРКА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки! Отлично! Поднимите руку у кого 1 ошибка? Так, а есть ребята, у которых больше ошибок? Ребята, у которых есть ошибки в алгоритме, повторите его еще раз самостоятельно дома. …, прочитай пожалуйста алгоритм решения для всего класса громко и внятно Спасибо! Сейчас каждый прочитает алгоритм еще раз, но про себя. Отлично! Теперь чтобы закрепить знания и последовательность решения для дальнейшей работы переверните листочки с алгоритмом и отложите их на край парты. Сейчас алгоритм будет рассказывать первый вариант второму, когда вы закончите, то алгоритм будет рассказывать второй вариант для первого. Приступайте! Закончили выполнение данного задания. Вот мы с вами повторили алгоритм и теперь можем приступать к решению примеров. Я буду выводить на слайд пример, а кто-то из вас будет выходить к доске, решать этот пример и объяснять его. Кто хочет выйти к доске? …, выходи к доске, запиши первый пример ПРИМЕР: 20.944:56=374 Теперь тебе нужно его решить, а по ходу решения и записи проговаривай алгоритм решения. Спасибо, присаживайся! Кто пойдет решать следующий пример? …, выходи к доске. Записывай следующий пример ПРИМЕР: 174:29=6 Спасибо. Теперь мы будем решать оставшиеся примеры следующим образом. Сейчас все записывают себе первый пример. Тот, кто сидит на 1 варианте проговаривает своему соседу решение этого примера по алгоритму, я буду проходить и проверять, а второй пример будет проговаривать второй вариант, после мы проверим решение. ПРИМЕР: РЕШАЮТ И ПРОВЕРЯЕМ ЧЕРЕЗ ДОКУМЕНТ КАМЕРУ У кого получился такой же ответ в первом примере? Умнички! У кого получился такой же ответ во втором пример? Замечательно! Вы хорошо справились с этим заданием. Сейчас я предлагаю вам открыть учебники на старице 61, и найти задачу под номером 233. Прочитает задачу для всего класса нам …. Спасибо! Ребята, о чем или о ком эта задача? Верно! Какое в ней дается условие? Молодец! А что нам требуется найти? Замечательно! А это задача простая или составная? Предположите, во сколько действий мы ее можем решить? Верно! Какое действие будет первым? Что мы найдем? Умничка! А что будет вторым? Молодец! А что будем делать третьим действием? Замечательно! Сейчас запишите решение этой задачи к себе в тетрадь с пояснением. Не забудьте записать ответ ЗАПИСЫВАЮТ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ В ТЕТРАДЬ Вижу, что уже все решили эту задачу, давайте проверим НА СЛАЙДЕ ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТОМ У кого верно решена задача поднимите руку Отлично! Вы большие молодцы! Таким образом, мы повторили решение задачи с применением письменного деления многозначного числа на двузначное. | Да Выполнение карточки Проверка правильности выполнения карточки Рассказывают друг другу О корове, телятах, сене Читают Читают Составная 3 17.066:23. Найдем сколько коров в хозяйстве 10.176:12. Найдем сколько телят в хозяйстве Сложим получившиеся ответы и найдем сколько коров и телят в хозяйстве | Ф, и, п | презентация «Деление многозначного числа на двузначное», тетрадь, пенал, учебник | Само и взаимо контроль | Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, положительное отношение и интерес к уроку математики и теме урока Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляция, контроль), познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение сравнивать с образцом, построение логической цепи с рассуждением), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). Предметные: обучающиеся умеют выполнять письменное деление на двузначные числа, знают алгоритм решения деления многозначного числа на двузначное и умеют работать по нему; умеют решать текстовые задачи. |
Организация контроля и самоконтроля | дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. | Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | Для того чтобы закрепить умение делить многозначные числа на двузначные я предлагаю каждому из вас решить карточку с примерами. За эту карточку вы получите оценки, которые я проверю и выставлю в журнал. У меня есть 3 вида карточек. 1 карточка самая простая. Вторая карточка чуть-чуть посложнее, а 3 карточка – это самый высокий уровень. Я уверена, что каждый из вас сможет решить карточку высокого уровня, но если у вас есть сомнения, то вы можете выбрать карточку 2 или 1 уровня. Поднимите руку те, кто выбрал 1 карточку. Сейчас поднимите руку кто выбрал карточку 2 уровня, и кто выбрал карточку 3 уровня. Решить примеры вам необходимо в тетради, если вы все решите, то вложите карточку в свою тетрадь и сдайте мне. Если по ходу решения карточки у вас возникнут вопросы, то вы поднимаете руку, РЕШАЮТ КАРТОЧКИ Ребята, сдавайте свои тетради, не забудьте вложить в них карточки. Я проверю ваши работы на перемене и поставлю оценки | Получают карточки и решают, после сдают | Ф, и | тетрадь, пенал, учебник, карточка с примерами | Самоконтроль | Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе индивидуально, любознательность, сообразительность, положительное отношение и интерес к уроку математики и теме урока Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляция, контроль), познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками). Предметные: обучающиеся умеют выполнять устное и письменное деление на двузначные числа, знают алгоритм решения деления многозначного числа на двузначное и умеют работать по нему; |
Информация о домашнем задании | дать обучающимся домашнее задание | Беседа | Открывайте дневники. Сейчас будем записывать домашнее задание. Страница 61 в учебнике. Номер 237 и задача под номером 234. Если записали, убирайте дневники на край парты. Откройте учебники на этой странице, мы вместе посмотрим и разберем домашнее задание. В номере 237 вам необходимо решить примеры в тетради, а задание 234 — это задача. Ее решение вам также нужно записать в тетради с объяснением и обязательно написать ответ | Записывают дз в тетрадь | Ф, и | презентация «Деление многозначного числа на двузначное», пенал, дневник | самоконтроль | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками). |
Рефлексия учебной деятельности | подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение | Наш урок подошел к концу. Предлагаю вспомнить какая была цель нашего урока Верно! Достигли мы ее? Были ли у вас затруднения при решении примеров на сегодняшнем уроке? Если у кого-то из вас возникали затруднения, я рекомендую вам дома самостоятельно еще раз потренироваться в решении таких примеров с алгоритмом. Ребята, а где в жизни нам может пригодиться умение делить многозначные числа? Отлично! Сейчас достаньте из конвертов карточку с улыбающимся смайликом и грустным смайликом. Поднимите улыбающийся смайлик вверх если у вас хорошее настроение и на уроке у вас получилось выполнить все задания, а грустный смайлик поднимите если у вас плохое настроение, и вы не успели сделать какое-то из заданий. Выбрать нужно только 1 смайлик. Вижу, что у всех улыбающийся, мне очень приятно. Хочу поблагодарить ____ за правильные ответы на вопросы. _____ за хорошую работу у доски и. за правильное решение и объяснение задачи, ______ за помощь мне в ходе урока. Я благодарю вас за проделанную работу, за то, что были активными. У нас с вами сегодня получилось сделать многое. До свидания! | Вспоминают цель, рефлексируют | Ф, и | презентация «Деление многозначного числа на двузначное», пенал, карточка для рефлексии | самоконтроль | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляция, оценку), познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме), коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). |