Конспект урока по литературному чтению на тему «Г. М. Новицкая «Подснежник»
ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Выполнила: студентка гр.ПНК-4
Давыдова М.П.
Конспект урока литературного чтения
по теме «Г. М. Новицкая «Подснежник», В. Д. Берестов «Мать – и - мачеха»,
Н. В. Гоголь «Весна, долго…»»
Учитель: Арзамаскина О.В.
Методист: Ким С.Н.
Дзержинск-2018
Класс: 3 "Б"
УМК «Гармония»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: ознакомление учащихся с произведениями Г. М. Новицкой «Подснежник», В. Д. Берестова «Мать – и - мачеха», Н. В. Гоголя «Весна, долго…»
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с биографией и творчеством Г.М. Новицкой, В.Д. Берестова, Н.В. Гоголя.
- В процессе анализа художественного произведения учить определять эмоциональную характеристику произведения, наблюдать за использованием метафор, олицетворений, эпитетов, антонимов.
- Развивать связную речь и умение аргументировать свою точку зрения при ответе на вопросы учителя.
- Развивать умение выразительно читать стихотворения.
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомиться с биографией и творчеством Г.М. Новицкой, В.Д. Берестова, Н.В. Гоголя; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять эмоциональную характеристику произведения; находить метафоры, антонимы, олицетворения и эпитеты в тексте.
Личностные:
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, уяснять мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения; давать оценку своей работе на уроке.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, представленным в словесной или схематичной форме (под контролем учителя); выполнять действия самоконтроля.
- Коммуникативные УУД:
Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение; участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения; высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаясь объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других; строить небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач.
- Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Форма организации деятельности: фронтальная
Методы: словесные (беседа), наглядные (презентация), работа с книгой.
Оборудование: компьютер, презентация.
Средства обучения: мультимедийная презентация.
План урока:
1) Огр. момент. (1 мин.)
2) Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)
3) Постановка целей и задач урока. (9 мин.)
4) Работа по теме урока. (10 мин.)
5) Физ. Минутка. (3 мин.)
6) Работа по теме урока. (10 мин.)
7) Итог урока. Рефлексия. (7 мин.)
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, приемы и средства | УУД |
I.Орг.момент. Цель: эмоциональный настрой на работу | «Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. К нам без опоздания, Приходи старание. Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда учиться» -Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. И тихонечко садитесь. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Психологически настраиваются на урок. | Фронтальная работа, слово учителя | РУУД: Умение под руководством учителя оценить готовность к уроку |
2. Мотивация к учебной деятельности. | - Ребята, прочитайте запись (на слайде) и назовите пропущенное слово Я - (Весна) - красна, бужу землю ото сна. - Назовите ключевое слово. | Один ученик читает вслух Слушают, отвечают на вопросы | Фронтальная форма, беседа, речь учителя | КУУД: Умение выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
ЛУУД: Проявляют познавательный интерес к литературному чтению. |
3.Постановка целей и задач урока | - Послушайте легенду, после неё сформулируем тему нашего урока. Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом да Ветром решила не пускать на Землю весну. Но несколько белых снежинок превратились в белоснежные цветы. Они расправили свои лепестки и попросили защиты у Солнышка. Оно заметило цветы, согрело их своим теплом. По цветам Весна и нашла дорогу. С тех пор эти цветы появляются из-под снега самыми первыми. - Кто может сформулировать тему урока? О чём пойдет речь? Какие цели поставим? | Познакомиться с произведениями о весне, о первых цветах. | Беседа Речь учителя | ПУУД: Умение формулировать ответы на вопросы, аргументировать свою точку зрения. РУУД: Умение определять и формулировать цель. |
4. Работа по теме урока | - Откройте учебник на странице 155, кто автор первого произведения, с которым мы познакомимся? - Давайте озаглавим его. - Чему он радуется? - А какие художественные средства выразительности вы знаете? - Давайте вспомним, что такое олицетворение? - Эпитет? - Прочитайте текст про себя и найдите в нем олицетворения и эпитеты. - С какой интонацией нужно читать стихотворение? - Как относится автор к подснежнику? Мы должны показать интонацией его отношение к цветку. Какие строчки это подсказывают? Он относится к подснежнику как к живому человеку, хочет защитить его, понимая, какой он маленький и беззащитный. Давайте карандашом подчеркнем в тексте слова, которые вам хотелось бы отметить голосом. И теперь прочитаем выразительно. - Молодцы, мы с вами вспомнили про подснежник – первый цветок весны. - Прочитайте текст про себя, и найдите их в тексте. - Молодцы, теперь давайте немного отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем за мной. | Галина Михайловна Новицкая Первый житель весенней земли. О первом цветке весны – подснежнике. Он радуется, веселится. С помощью художественных средств выразительности Метафоры, олицетворение, эпитеты, антонимы… Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Доброй, спокойной «Не сорву, а только дотронусь до цветка» Берестов Валентин Дмитриевич О цветке Мать-и-мачеха Антонимы - слова, принадлежащие к одной и той же части речи, но имеющие противоположные значения Мягкие – твердые; тепло – холод; | Наглядность, речь учителя, целеполагание | РУУД: Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. КУУД: Отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета. |
5. Физ. минутка | (дети садятся на корточки) Вот подснежники проснулись, | Повторяют за учителем | ||
6. Работа по теме урока. | - Чем похожи эти два произведения, с которыми мы познакомились? - Давайте прочитаем его произведение, на странице 159. | Они оба о весне, и о первых цветах О приходе весны Яркие, весенние | Фронтальная работа, речь учителя Работа с книгой | КУУД: Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение; участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения; |
7. Итог урока. Рефлексия. | - Весной разбужены эти прекрасные весенние цветы, а какие чувства проснулись сегодня в вашей душе? - Закончите фразу: Урок окончен. | Продолжают фразу | Беседа Беседа Обобщение Рефлексия | ЛУУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности РУУД: Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |