Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Литературное чтение » Конспекты уроков

Автор: Чебурова Татьяна Николаевна
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Буй костромской области
Краткое описание работы: Мною разработана технологическая карта урока по теме с групповыми и индивидуальными видами работы на уроке.

Дата публикации: 2022-04-21 Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: “Образ Родины в поэзии А.В.Жигулина”. Чебурова Татьяна Николаевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Буй костромской области Мною разработана технологическая карта урока по теме с групповыми и индивидуальными видами работы на уроке.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: “Образ Родины в поэзии А.В.Жигулина”.

Скачать работу


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»

Цели деятельности учителя:

обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,

обогатить словарный запас учащихся,

развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,

умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,

развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,

творческие способности учащихся,

расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),

воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;

уметь:читать выразительно стихотворение.

Метапредметные:

Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,

П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,

К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;

личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".

Тип у рока: урок «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 4 класс. Ч 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015., карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые
УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя.

Практ.:

артикуляционное
чтение учащихся

5 мин

Фронтальная форма работы

Я знаю, каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок.

Так постараемся сегодня

И вместе проведем урок.

Послушайте песню о Родине Баснера и М.Матусовского «С чего начинается Родина».

.

-Поэты, художники, композиторы помогают нам постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас. И ваши рисунки этому пример.

-Что для вас значит слово Родина?

-стр.139,работа над иллюстрациями.

Какие события нашей Родины изображены?

Приветствовать учителя.

Тема Родины.

_ Мой город, моя страна, леса, луга и реки.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.:ответы на вопросы

3мин

Фронтальная форма работы

-

-Подберите однокоренные слова с корнем-род

Подберите близкие по значению слова к слову «Родина».

-Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам составить пословицы из данных частей предложения.

Родина-мать,

-что соловей без песни.
Человек без Родины,
во сне снится.
На чужбине родная землица
умей за неё постоять.

-Чему посвящены эти пословицы?

К чему должен стремиться человек?

_-Кому особенно близка пословица: «Родина-мать, умей за нее постоять»?

- Сейчас идет специальная операция на Украине. И наши буевляне тоже участвуют в этой операции. К сожалению есть жертвы.

-Давайте почтим память героев минутой молчания.(Метроном, вечный огонь.)

-Хорошо, мы продолжаем тему Родины

_ Мой город, моя страна, леса, луга и реки.

а) Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово "род" означает древнейшего бога славян Рода.

Главный город племени россов назывался Родень (родня). Он был посвящен Богу.

б) Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова)

-Родители, родня, родина, народ, народность, родословная, родственники.

-Отечество, страна, Отчизна, Россия.

Анализировать, составлять пословицы

-Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.

-Родине

Любить и защищать Родину.

-Военным. Они должны служить Родине, защищать ее рубежи.

Л.:самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: выполнение действий по алгоритму.

Проверкад/з.

Прочитайте выразительно.

Ответьте на вопросы: Какова тема этого стихотворения?

-что такое олицетворение;

-метафора;

-эпитеты.

Найдите образные средства языка.

Тема:любовь к Родине.

Олицетворения:

  1. Олиц:  как хороша ты, твой голос узнаю.Метафоры:взор бросаю
  2. : взор , бодро дышится, восторгом напол наполняешь.

Эпитеты: Волгою родной,

чарующий простор, темные леса, приветных деревень, родимой стороны, свободного труда, названа великой и святой.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: эвристическая беседа

Словес.: вступительное слово об авторе

8 мин

3мин Откройте учебники на странице 138, назовите тему сегодняшнего урока.

-Какие задачи мы перед собой поставим?

Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 года, в семье почтового служащего, в городе Воронеж Советского Союза. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина «Огни моего города».Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколовым, Н.М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества: ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

-Когда поэт начал писать свои первые стихотворения?

-Как вы думаете, почему он начал писать о Родине?

Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…»

Фронтальная форма работы

Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»

-

Задачи:познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске

Отвечать на вопросы

-еще в школе

-он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла

;

П.: построение речевого высказывания;

К.: участвуют в учебном диалоге.

IV.«Открытие» нового знания

Слов.: эвристическая беседа

Практ.: слушание стихотворения

Практ.: работа с текстом

7 мин

Фронтальная и индивидуальная форма работы

-Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина.

-Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете, после чего ответите на вопросы.(чтение стихотворения учителем)

-Так что значит для А.В. Жигулина Родина?

-Хорошо, ребята, мы еще обязательно вернемся к этому вопросу.

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор?Как?

- Какой настрой дает это обращение всему стихотворению?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе.

Что-то высокое, торжественное или обычное?

- Что такое пролески, перелески?

- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. То есть картина неяркая, самая обычная

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором?

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»?

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»?

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? Как будем читать?

_Озаглавим первую строфу.

- Читаем вторую строфу.

-Что заметили в каждой строчке?

Единоначатие -анафора, в данном случае -это многосоюзие, замедляет темп, порождает у читателя образ многосторонней Родины.

Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

- Назовите, что он любит?

- О какой белоствольной роще идёт речь?

- Почему именно это словосочетание использует автор?

-Что автор хотел сказать словом «шорох»?

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь?

Туман-водные пары в низких слоях воздуха .Переносное значение этого слова- состояние неясности, смешанных мыслей.

- Что ещё волнует автора?

- Почему ржавый крест?

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении?

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

-Озаглавьте вторую строфу.

- Почитайте третью строфу, на мой взгляд самую сложную и важную.

Какие слова вам непонятны?

- Жнивьё – это поле, где сжата рожь

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут?

- Что видит в своей родине поэт?

-Почему?

Как будем читать?

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

Озаглавьте 3 строфу.

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? 

Разделимся наряды и найдем:

эпитеты

метафоры

сравнения.

Отвечать на вопросы, анализировать

Высказывания детей

-Родина для него- это дороги, рощи, храмы, могилы предков.

-к Родине

-торжественное

-проселки, перелески

-Проселки- грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами.

-Перелески- небольшие редкие леса, отделенные полями.

_ (Переносное значение слова- проявление достоинств, блеск- яркий , искрящийся свет.)

-взглядом

-волнующий

-любить очень сильно

-о любви к Родине, самой обычной, неяркой

1.Люблю без памяти.

_

-Начинается с союза и.

-в ней говорится о том, что  любит автор

-Шорох рощи белоствольной

- Береза- символ России.

-погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу

-о тумане

-ржавый крест над колокольней

-церковь старая, заброшенная

-о могиле солдата

-Березовую рощу, туман, природу, заброшенную старую церковь, могилу неизвестного солдата.

2.Все что дорого.

-жнивьё

-Потому что он на родине после освобождения. До этого он находился около 5 лет в Сибири.

- Все быстро забывается и меняется в жизни.

-Вдали от Родины было тяжело, да и суровый климат Сибири.

-утешение и исцеление

3. Утешение и исцеление.

- Использует выразительные средства. Это эпитеты, сравнения, метафоры.

(Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

Эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

(Метафоры: Я взором трепетным ловлю)

- Метафора(Образное выражение). О: Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Сравнения (Сгорят как старое жнивье)

Сравнение – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку.

К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения

К.: участие в учебном диалоге

П.:смысловое чтение

Динамическая пауза

1 мин

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

Повторять движения

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Слов.: ответы на вопросы

Практ.: работа с текстом

10мин

 А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему?

Стихотворение не имеет названия.- Как бы вы озаглавили?

Чему учит нас стихотворение Анатолия Владимировича Жигулина?

-Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро?

-Почему?

- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы  и приготовьтесь к  выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения.

-..., слушаем тебя.(оцениваем)

 Отвечать на вопросы

-В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё”
Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека

«Родина». «Мое Отечество».

- Любить и прощать.

-медленно

-потому что мы должны увидеть картину

Анализ:

1.соблюдение пауз

2.темп

3.чувства

П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

К.: построение речевого высказывания

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практ.: работа с тестами

Слов.: слово учителя

2 -3 мин

- Выполним задание на карточках самостоятельно.

  1. Назовите автора стихотворения «О,Родина! В неярком блеске...»

2)Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина.

а) Своя земля и в горсти мила.

б) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

в) Всякому мила своя сторона.

г) И пылинка родной земли - золото

3) Запиши значение слов:

Проселки-

Перелески-

Жнивье-

4) Допиши пословицы о Родине.

Человек без Родины,...

Родина-мать, умей.....

-Хорошо, ребята, закончили.

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите все ли правильно у вашего товарища.

-Если ответ правильный, вы рядом ставите плюс, если ответ неверный-минус.

-Если вы не поставили ни одного минуса своему товарищу, то оставьте оценку «5»

-Если есть 1 минус, то это «4»

-Если 2 минуса, то это «3»

-Итак, верните тесты соседу по парте. Посмотрите. Поднимите руку, кому поставили «5»(«4», «3», «2»)?

Ответы на тест:

1-А.В. Жигулин

2-б

3-пролески- длинные промежутки между лесами

перелески-небольшой участок леса

жнивьё – это поле, где сжата рожь

4- ...что соловей без песни

…за нее постоять

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

VII. Включение в систему знаний

Слов.: слово учителя

2 мин

Домашнее задание

-Ребята, дома вы будете учить наизусть стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

Записывать домашнее задание

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

2 мин

- С каким произведением мы познакомились сегодня?

-О чём это стихотворение?

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

-Что вам понравилось в своей работе на уроке?

-Что запомнилось?

-Вы огромные молодцы! Урок окончен!

-Выберите одну фразу и оцените себя:

  • Я хорошо работал, все выполнил;
  • Я хорошо работал, но остались вопросы;
  • Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

-Оценивать свою работу на уроке

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Литературное чтение 2 класс, 4 класс.

Post navigation

буклет для родителей “Как преодолеть страх перед школой”
Конспект урока по математике на тему “Решение уравнений” 1 класс

Литературное чтение

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022