Конспект урока по литературному чтению 3 класс “Школа России” на тему “Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Цели:
- Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
- Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
- Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.
Ход урока.
- организационный момент
- Измеритель эмоций.
- Речевая гимнастика
- Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?
- Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
-Каким тоном будем читать это стихотворение? Радостным, восторженным
- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
-С каким тоном будем читать первую строку? -Тоном приглашения, с чувством радости
- Вторую? - Радостно-вопросительным тоном.
- С чувством восхищения
-А третью и четвертую строчки?
-Прочитаем выразительно.
- тема цели урока
тема цели урока
Эпиграф к уроку:
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года»
А.С.Пушкин
-Ребята, как вы думаете, о чем эти строки? (О весне)
-В какое время года природа пробуждается ото сна? (Весной)
-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какова тема урока? (Весна)
-Сядьте поудобнее и закройте глазки.
Играет композиция П.И.Чайковского «Весна. Май»
-Кто-нибудь знает, что за мелодия сейчас прозвучала?
-Вы прослушали музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Произведение из цикла «Времена года» под названием «Весна. Май».
-Какие образы у вас возникли при прослушивании данной композиции?
-Какие мысли и чувства вызвала у вас мелодия?
-Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением автора, который очень тепло отзывался о весне. Тема нашего урока Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала.
Посмотрите внимательно на репродукцию, что на ней изображено? (Гроза)
-Скажите, в чем отличие молнии от грозы? (Молния- это часть грозы, существующая самостоятельно. А гроза- это дождь с громом и молнией)
-А сейчас мы проверим ваши знания о грозе, с помощью мини-игры «Своя игра». Кто знает ответ на вопрос- поднимает руку и получает медальку.
Категория «Изображения»
- Что изображено на данных картинках?
(Шаровая молния)
- Как зовут изображенного бога неба, грома и молний, ведающего всем миром?
(Зевс)
-
Категория «Стихи и сказки»
- Из какого стихотворения строки:
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(«Зайка» А. Барто)
- Кто автор данных строк:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Категория «Правила безопасности»
- Можно ли пользоваться сотовым телефоном во время грозы? (Не рекомендуется)
- Правильно ли дети ведут себя?
(Нет, нельзя прятаться во время грозы под деревом)
Категория «Ребусы и загадки»
- Отгадай ребус
(Гроза)
- Отгадай загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождик)
-Молодцы!
IV. Знакомство с новым стихотворением.
А сейчас прозвучит аудиозапись стихотворения, закройте глазки и попробуйте представить картину, описанную Тютчевым.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)
- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?
- Какие звуки «живут» в этом стихотворении? ( Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат)
- А какие запахи «живут» ? ( после дождя пахнет свежестью, веет прохладой, цветы пахнут)
- Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова.
V. Словарная работа. (слайд 4)
Объясняют дети | Объясняет учитель |
РЕЗВЯСЯ - играя, веселясь | ГЕБА-у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими. |
VI. Физминутка.
VII. Анализ стихотворения.
Читаем 1 строфу.
- Что хотел нам сказать автор? ( любит грозу)
- Как думаете, почему? ( природа обновляется, всё просыпается)
- Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
- Кто может резвиться и играть? (ребёнок)
- Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.
Читаем 2 строфу.
- Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок.
( раскаты молодые, гром молодой – первый)
- Какие «нити» золотит солнце? ( часто на веточках деревьев бывает паутина.
После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые
солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках)
Читаем 3 строфу.
- Как природа встречает весеннюю грозу? ( с радостью)
- Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома.)
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
Читаем 4 строфу.
- Люди древней Греции верили в богов, которые как им казалось, жили на
высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс ( слайд 5) – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса или, как его называет Тютчев, Зевеса, была Геба (слайд 6)– богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.
- Прочитайте, что говорит Тютчев о Гебе.(Ветреная Геба)
- А почему он её назвал ветреной? (ветреная - легкомысленная, шаловливая)
- Прочитайте, как Геба пролила кубок. («смеясь, на землю пролила»)
- Боги-люди были исполинами, т.е. великанами, огромными, очень большими, могучими.
- Какой же кубок пролила Геба? ( очень большой, такой, что пошёл очень сильный дождь)
- Почему кубок «громокипящий»? (Он с грохотом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром. Вода с силой стала биться о землю. Потекли быстрые ручьи. Как будто вода закипела. Появились пузырьки.)
- В 4 строфе отметьте слова, указывающие на то, что стихотворение радостное, весёлое, восторженное. («смеясь»- Геба смеялась, когда пролила кубок)
- На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите их и прочитайте.
( перлы, нагорный, Геба, Зевесова, громокипящий, кубок)
VIII. Работа над выразительным чтением.
- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? ( читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы)
- правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
Графический анализ (Приложение 2.)
- Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное! Дождь идёт
быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.
- Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя.
Внимание! Конкурс чтецов. ( 2-3 ученика)
-Ребята, а какой был эпиграф к нашему уроку?
(«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года»).
-Скажите, а об одном ли периоде весны говорится в эпиграфе и стихотворении Тютчева? (Нет, в эпиграфе говорится о начале весны, когда природа только начинает просыпаться, а в стихотворении говорится о конце весны, т.к. май- это последний месяц весны).
-Какой вывод по стихотворению вы сделали? (Для Тютчева весна- символ обновления природы и человеческой души).
-А сейчас первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой, пятая к шестой. И мы поиграем с вами в игру под названием «Буриме». Эта игра родилась во Франции и переводится как «рифмованные окончания». Рифмы уже готовы- осталось придумать все остальное.
Карточка 1
_________________мая,
_________________гром,
_________________играя,
_________________голубом
Карточка 2
________________молодые
________________летит
________________дождевые
________________золотит
Карточка 3
_______________проворный
_______________лугам
_______________горный
_______________ногам
Карточка 4
______________цветам
______________гром
______________местам
______________днем
Карточка 5
______________лугам
______________махать
______________ногам
______________играть
Карточка 6
_________________красный
_________________гром
_________________ясный
_________________дом
IX. Итог урока.
- Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
- Что узнали для себя нового?
- Что понравилось?
X. Домашнее задание. Дифференцировано.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
- Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.