Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Литература » Конспекты уроков

Автор: Зданович Ирина Владимировна
Учебное заведение: МОУ СШ № 27
Краткое описание работы: : усвоение содержания и идейно-тематического своеобразия повести, умение работать с текстом, характеризовать героев произведения, осуществлять сравнительную характеристику персонажей; создавать устные монологические высказывания; отбирать и структурировать материал по заданной теме; создавать свой текст в условиях ограниченного времени.  

Дата публикации: 2017-06-12 Конспект урока по литературе «Васина дорога к правде и добру» Зданович Ирина Владимировна МОУ СШ № 27 : усвоение содержания и идейно-тематического своеобразия повести, умение работать с текстом, характеризовать героев произведения, осуществлять сравнительную характеристику персонажей; создавать устные монологические высказывания; отбирать и структурировать материал по заданной теме; создавать свой текст в условиях ограниченного времени.   
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 3, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Конспект урока по литературе «Васина дорога к правде и добру»

Результаты деятельности учащихся

 

Предметные результаты: усвоение содержания и идейно-тематического своеобразия повести, умение работать с текстом, характеризовать героев произведения, осуществлять сравнительную характеристику персонажей; создавать устные монологические высказывания; отбирать и структурировать материал по заданной теме; создавать свой текст в условиях ограниченного времени.

 

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение; умение корректировать свои действия; уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию.

 

Личностные: активизация размышлений обучающихся о доброте, милосердии и правде, их  месте в системе ценностных ориентиров человека.

 

Ход урока:

 

Слайд №1 (портрет В.Г. Короленко)

 

I.                  Положительный настрой

«Улыбка всегда хороша, ибо она открывает простой внутренний мир человека,» – утверждал  журналист  Новиков Николай Иванович.

-Улыбнитесь друг другу,  улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне: почувствовали, как на душе сразу стало спокойнее? Не бойтесь дарить друг другу искренние улыбки, ведь они оно из мерил  добра.

 

    II.        Объявление темы урока

 

– Сегодня  мы завершаем с вами знакомство с повестью В.Г. Короленко «Дети подземелья». А тему нашего урока попробуйте определить сами.

У меня в руках два предмета: семечко и цветок. Как связаны эти предметы с прочитанным нами произведением?

(Семечко – это олицетворение каких-то качеств человека, свойств его души. Попав в благодатную почву, получая уход и заботу, оно вырастает в прекрасный цветок. Так и человек…)

 

– А если семечко не поливать, что получится?

(Росток может завянуть, так же могут угаснуть и хорошие задатки в человеке).

– А какого человека мы считаем  хорошим?   /Доброго, честного, справедливого,благородного…/

– А человек уже рождается хорошим? /Нет, им он становится/

– Так о чем мы сегодня будем с вами говорить?  /Как Вася стал хорошим человеком…/

 

– Ребята, одними из первых важных качеств человека вы назвали добро и правду. И нам предстоит сегодня понять, как Вася постигал их. ( Слайд №2 (тема урока)

 

 

III.           Аналитическая работа (беседа)

 

1) – Ребята, а что такое дорога? Подберите синонимы к этому слову. /ПУТЬ, НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по Ожегову) СОБЫТИЯ и ЛЮДИ, которые повлияли на героя/

– Давайте вспомним, как чувствовал себя Вася в родительском доме? Найдите подтверждение в тексте. /«С шести лет я уже испытывал ужас одиночества…» , одинокое деревцо в поле, молодой волчонок, все меня звали бродягой, негодный мальчишка, испорченный, дурной ребенок, уличный мальчишка, бродяга.

– Почему не складывались отношения с отцом?

 

2) Работа с таблицей (модель полуслепая таблица) Слайд №3

 

– Ребята, то, что мы сейчас с вами проговорили, в обобщенном виде представлено на слайде. Внимание на экран (видна только 1 колонка)

 

Жизнь в родительском доме

Дружба  с Валеком и Марусей

Вася в конце повести

Несчастный, одинокий, замкнутый. Погруженный в свое горе. Любит отца, но страдает от его безразличия. 

Не находит дома тепла, поэтому бродяжничает. Растет, как дикое деревце в поле.

 

 

Счастливый,

обрел друзей.

Научился понимать боль других людей, сочувствовать, сопереживать.

Нашел путь к сердцу отца.

Усложнилось его представление о мире.

 

– Скажите, каким мы видим Васю в конце повести? /Ответы детей/

– Хорошо, посмотрите, что у нас получилось. (Слайд № 4 – видна 3 колонка).

 

– Благодаря кому и чему Вася стал таким? /Благодаря знакомству с Валеком , Марусей и паном Тыбурцием/

 

– Верно, ребята. Посмотрите, какие важные изменения произошли с Васей. Маленький герой проделал большой, сложный путь, чтобы стать настоящим человеком.

 

IV Работа в группах

 

1)

– Давайте вспомним, какие важные события произошли в жизни нашего героя, какие поступки он совершил, какие качества характера проявил. Внимание на экран (по щелчку видна 2 колонка на слайде 5). Я предлагаю вам поработать            

 

в группах. Используя текст, ответьте на данные вашей группе вопросы и занесите ответы в  распечатанную таблицу (учитель раздает распечатку). У вас 6 минут на работу.

 

Жизнь в родительском доме

Дружба  с Валеком и  Марусей

Вася в конце повести

Несчастный.

Одинокий.

Замкнутый.

 

Погружён в свое горе.

 

Любит отца, но не находит ответа на свои чувства.

 

Не находит дома тепла и уюта, поэтому часто бродит по городу.

 

Растет, как дикое деревце в поле.

1 группа: Встречи с «детьми подземелья».

 

 

2 группа: Разговор с Валеком об отце Васи.

 

 

3 группа: Размышления Васи о воровстве.

 

 

4 группа: История с куклой.

 

 

5 группа: Объяснение с отцом.

 

 

6 группа: «Обеты честной юности».

 

 

 

Счастливый.

 

Обрел друзей.

 

Научился понимать боль других людей, сочувствовать, сопереживать.

 

Нашел путь к сердцу отца.

 

Усложнилось его представление о мире.

 

Задания для групп

 

Слайд № 6 (картинка 1 группы)

 

I группа (глава 3, 4):

1.     Каково впечатление Васи от первой встречи с Валеком и Марусей?

2.     Почему Вася подружился с детьми?

3.     Какие чувства испытывал Вася?

4.     Над чем заставили задуматься героя эти встречи?

 

Слайд № 7

1 группа: Встречи с «детьми подземелья»

 

Герой почувствовал глубину социальных различий, задумался над несправедливостью жизни. Он узнал, что дети, лишенные  дома и семьи,  не утратили любви  друг к другу. Вася ощутил себя нужным, научился  быть терпеливым.  В его характере проявились сострадание, отзывчивость и умение смягчать чужую боль.

 

 

II  группа (главы 2,4): Слайд № 8

1. Какие представления сложились у Васи об отце? Найдите  в тексте слова и выражения, передающие душевное состояние отца – взрослого человека.

2.  Какие слова Валека заставляет Васю по-новому увидеть отца?

3. Какое «открытие» делает Вася?

 

Слайд № 9

2 группа: Разговор с Валеком об отце Васи

 

Бедняки уважают отца Васи за честность и справедливость. Герою  приятно слушать похвалы отцу. Но Васе больно от мысли, что отец не полюбит его так, как Тыбурций любит своих детей.

 

 

 

III группа (главы № 5, 6)  Слайд № 10

 

1.     Как Вася относится к воровству?

2.     Что испытывает Вася при виде голодной Маруси?

3.     Какое «открытие» делает Вася?

4.     Почему мальчик плачет ночью?

 

После выступления группы на слайде по щелчку появляется обобщающая запись

 

 

3 группа: Размышления Васи о воровстве

 

«Воровать нехорошо», но  нужда, голод заставляют людей  воровать, чтобы прокормить детей. Вася плачет от горя, что не может изменить жизнь друзей.

 

 

Слайд № 11  (просмотр эпизода «Кукла» из к/ф «Среди серых камней»)

 

 

IV группа (глава № 8)

1.     Чем дорога эта кукла Соне?

2.     Почему Вася решился подарить эту куклу Марусе? Прочитайте какими словами он убедил Соню, чтобы девочка согласилась отдавать на время куклу?

3.       Почему он не забрал куклу у Маруси?

4.     Как характеризует Васю этот поступок?

 

 

 

 

 

Слайд № 13   (с названием группы), после ответа на вопрос на слайде по щелчку появляется обобщающая запись

 

4 группа: История с куклой

 

Кукла – символ сострадания и милосердия. Мальчик пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения, чтобы скрасить последние дни жизни девочки.

 

 

V группа (глава № 8) Слайд № 14

 

1.     Перечитайте эпизод разговора Васи с отцом: какие чувства борются в душе мальчика?

2.     Какие качества характера проявляет мальчик?

3.      Что меняется в отношениях отца и Васи с приходом Тыбурция?

4.     Какое «открытие» делает Вася?

 

После выступления группы  –  Слайд № 15

5 группа: «Объяснение с отцом»

 

В душе героя борются страх, отчаяние, любовь к отцу и обида на него. Вася не предаёт своих друзей.

Милосердие, проявленное Васей, тронуло душу отца, заставило открыться навстречу сыну.

 

 

VI группа (Заключение)  Слайд № 16

 

1.     Как вы понимаете слово «обет»?

2.     Почему Вася и Соня приходят на могилу Маруси?

3.     Какие обещания, по-вашему, дали друг другу Вася и Соня?

 

Слайд № 17

6 группа: «Обеты честной юности»

 

Вася и Соня приходят на могилу Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Они дают обещания помогать людям, своими делами изменять мир к лучшему.

 

 

 

 Выступление групп с обобщающей записью в таблице.

 

3) Обобщающее слово учителя

– Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали.  Материал таблицы вам еще пригодится для выполнения домашнего задания. Вместе с героями Короленко мы прошли сегодня трудным путем взросления. Добро, милосердие, чуткость пустили крепкие корни в душе Васи и распустились прекрасным цветком – он вырастет хорошим человеком.

У писателя М. Горького есть такие слова: (слайд № 18)

 

Добро – это  драгоценность, редкая вещь,

прекраснее которой нет на земле.         

                                      М. Горький                     

 

Так пусть и в ваших сердцах распускаются цветы добра, отзывчивости и сострадания.

 

 

V.  Рефлексия   (слайд № 19)

А сейчас перед вами экран с незаконченными предложениями. Выберите  фразу и закончите  ее самостоятельно.

1.     Сегодня на уроке я узнал…

2.     Мне было интересно…

3.     Мне было трудно…

4.     Я понял, что…

5.     Теперь я могу…

6.     Я научился…

7.     Меня удивило…

8.     Мне захотелось…

9.     После сегодняшнего урока я буду…

10.                       Сегодня я расскажу дома, что …

VI   Домашнее задание:  

 

  

– Спасибо вам за ваши высказывания. А теперь запишите домашнее задание  –

слайд № 20.

 

Используя записи в таблице, напишите сочинение по одной из тем:

1.     Васина дорога к правде и добру (Таблица вам поможет).

 

2.     Чему научила меня  повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья”? (На какие размышления навела вас повесть?)


Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Литература 5 класс. постоянная ссылка.

Post navigation

«Формирование гармонически развитой личности в основе народных традиций »
Консультация “Развитие речи в дошкольном возрасте”

Литература

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2021