Конспект урока по литературе на тему «Одиночество человека в мире»
Тема: А. П. Чехов. Рассказ "Тоска". Тема одиночества человека в мире
Цели:
Образовательные:
углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Чехова.
Развивающие:
формировать надпредметные способы учебной деятельности: понимание и анализ художественного произведения, исследовательские умения, умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности, способной быть отзывчивой на чужую боль, способной противостоять безнравственным поступкам.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Слово учителя
На прошлом уроке мы начали разговор о творчестве А. П. Чехова.
- В чём особенность его творчества? ( Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание).
Сегодня на уроке мы рассмотрим рассказ "Тоска".
Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе «Летучие заметки» «Петербургской газеты» — там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой степени послужил одним из стимулов к написанию «Тоски». Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки — эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный — реальный или литературный —
комментарий к «Тоске», к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции.
Автору «Тоски» — 26. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.
- Для начала обратимся к названию произведения. Какие ассоциации вызывает это слово, какие синонимы вы можете к нему подобрать?
( Грусть, печаль, скука, уныние, тревога, горе, меланхолия, хандра).
- Давайте посмотрим какие определения даются в словарях:
ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души: мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. (словарь В. Даля)
ТОСКА́, -и, ж.1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
- Почему из всего многообразия синонимов Чехов выбирает именно слово "тоска"?
( Можно предположить, что Чехов в слове "тоска" объединяет все что названо выше. + бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность ). ?
- О чем же рассказ «Тоска»?
(Автор показал жестокость мира, в котором человеку одиноко, где человек не может найти понимания. Ведь Иона ничего от людей не требует, а просто человеческого внимания, сочувствия).
- Что значит быть одиноким?
( Одиночество – это такое постоянное эмоциональное состояние, при котором человек чувствует себя изолированным и опустошенным. Он понимает, что он никому не нужен, никто не нуждается в его обществе и в нем самом. Это распространенное мнение о чувстве одиночества. Это, в общем-то, правильно; но дело в том, что одиночество одиночеству рознь. Иногда бывает так, что одиночество – это выбор некоторых людей в некоторых конкретных ситуациях, и человек чувствует себя одиноким, даже находясь среди других людей. Так чаще всего бывает в тех случаях, когда человек не находит контакта с окружающими и видит необходимость в самоизоляции.
Это отсутствие связи с другими людьми или с каким-то конкретным человеком.
Одиночеством называют такое состояние человека, когда он ощущает себя чужим, ничем не связанным с окружающими его людьми, не понятым ими или же оторванным от того, кого он любит, а также связанное с таким состоянием чувство сильной тоски, потерянности, собственной бесполезности, ненужности и т. п.).
- Может ли человек быть одиноким среди людей?
Работа с эпиграфом.
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль.
Эпиграф взят из Евангелия. Это начальные строки духовного стиха «Плач Иосифа и быль», когда-то исполнявшиеся каликами перехожими на перепутьях российских просторов. Эти стихи придают рассказу дополнительный смысл, они словно подчёркивают его основной смысл: тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию. Потому-то « печаль моя», как сказано в плаче, остаётся не известной никому, кроме Бога, а ответом Ионе на его горькие слова - молчание всего мира. Таким образом, драматическая история становится согретой теплотой Божественного света и сочувствием большого человеческого сердца.
Беседа по тексту
-А как обстоит дело с нашим героем? Кто главный персонаж рассказа? Кем он работает? Расскажите его историю.
( Обычный петербургский извозчик, который занят обычным делом. Это Иона Потапов, умер бесконечно близкий ему человек – сын. Дочь осталась в деревне, некому о ней беспокоиться.)
-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)
-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.
- Какой художественный прием использует Чехов при описании? Какова роль этого приема? (Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.
Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.
-Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)
-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
«Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)
1-я группа
Каково начало рассказа? (Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).
Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер? (На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).
Какова роль данного описания? (При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека. Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями- Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы).
2-я группа
Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (Три раза.)
Выпишите реакцию собеседников. (Сын помер — от чего?...поезжай; сын помер — все помрём, погоняй; сын помер — ... (ответа нет).)
Какой прием здесь использует Чехов? Как называется это выразительное средство? (Повтор.) Подтвердите примерами из текста рассказа.
3-я группа
В какое время суток происходили события рассказа? (Вечером.)
Выпишите изменение вечернего освещения. (Вечерние сумерки — вечерняя мгла — потёмки.)
Как называется это выразительное средство? (Градация.)
Сколько раз происходит это изменение? (Три раза.) Подтвердите примерами из текста рассказа.
4-я группа
Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города. (Тёмные массы движутся — толпы бегут — толпы снуют.)
Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (Три раза.)
Подтвердите примерами из текста рассказа.
5-я группа
Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
Как менялась эмоциональная окраска слова? (От презрительного «лошадёнка» — через нейтральное «лошадь» — к уменьшительно- ласкательному «кобылочка».)
Как называется такая лексика (первое и третье слова)? (Экспрессивная.) Подтвердите примерами из текста рассказа.
Презентация результатов работы
Сделаем вывод:
Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что люди равнодушны, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе. Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.
- Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)
- Почему Иона решил рассказать ей всё?
(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)
Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего ребёнка вспомнил об этом рассказе и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты- бессмертен».
- Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить свое горе. В нем найти родственную душу.
- Отличается ли рассказ «Тоска» от тех, которые вы уже изучили?( Отличается от ранее изученных тем, что это не юмористический рассказ)
Рефлексия.
В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их. Для того чтобы возвратить нормальность человеческих отношений и целостность бытия, самое важное — быть сострадательными, уважать ближних.
- Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?
Чеховские произведения лишены учительства. Чехов не собирался учить, навязывать свое мнение. Современные Чехову критики порой обвиняли его в объективизме. Дескать, он не обвиняет, не ругает, не жалеет… А разве не жалко нам Иону и других героев? Чехов так подает их образы в рассказах, что сердце читателя сжимается. В его произведениях доверие к читателю, разговор на равных, расчет на отзывчивость, впечатлительность, жизненную наблюдательность, сопереживание.