Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Музыка » Конспекты уроков

Автор: Павлович Елена Дмитриевна
Учебное заведение: ГБУ ДО ДМШ №2
Краткое описание работы: Формировать умения и навыки двухголосного пения в младшем хоре в условиях работы над интонацией и строем.Продолжать учить детей освоению вокально-хоровых произведений двухголосной фактуры с различными интервалами. Учить удерживать свою партию, подчинять свой голос общей гармонической фактуре аккомпанемента, хоровой партитуре.

Дата публикации: 2021-11-23 Конспект урока по хоровому классу на тему “Формирование умений и навыков двухголосного пения” Павлович Елена Дмитриевна ГБУ ДО ДМШ №2 Формировать умения и навыки двухголосного пения в младшем хоре в условиях работы над интонацией и строем. Продолжать учить детей освоению вокально-хоровых произведений двухголосной фактуры с различными интервалами. Учить удерживать свою партию, подчинять свой голос общей гармонической фактуре аккомпанемента, хоровой партитуре.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Конспект урока по хоровому классу на тему “Формирование умений и навыков двухголосного пения”

Скачать работу


Конспект открытого урока в среднем хоре

преподавателя теоретического отделения

ГБУ ДО ДМШ № 2 Павлович Е. Д.

Дата проведения: 15.12.2021 г.

Классы: 2ор и 3 ор.

Предмет: хоровой класс.

Количество учащихся: 15.

Тема урока: «Формирование умений и навыков двухголосного пения».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формировать умения и навыки двухголосного пения в младшем хоре в условиях работы над интонацией и строем.

- образовательные:

- продолжать учить детей освоению вокально-хоровых произведений двухголосной фактуры с различными интервалами;

- учить удерживать свою партию;

- учить подчинять свой голос общей гармонической фактуре аккомпанемента,

хоровой партитуре;

- развивающие:

- развивать способность у обучающихся прочному усвоению разнообразных

интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического и

гармонического движения;

- развивать умение контролировать слухом пение по вертикали и горизонтали, добиваясь уравновешенного звучания партий в условиях двухголосного пения; - развивать навыки гармонического слуха как важного фактора пения

многоголосия;

- воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

- воспитывать интерес к народной музыке;

- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.

Задачи:

- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

- выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновремен-ном звучании другой;

- продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения;

- формировать активность артикуляционного аппарата;

- находить смысл в коротких сочетаниях слов;

- стремиться к выразительному исполнению хоровых произведений: «В чистом поле дуб стоит…» А.Гречанинова, русской народной песни «Жил на свете комарочек» в обр. А.Абрамского, муз. Г.Шайдулова, сл. В.Степанова «Песенка для мамы».

Методы обучения:

- словесный (вербальный) - краткое пояснение содержания произведений, объяснения, побуждения, сравнения и т.д.;

- ассоциативно-образный - беседы о характере произведения, образное представление хоровых произведений;

- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления (обращаться к красочным метафорам, сравнениям, вызывая у обучающихся те или иные душевные состояния, находить в них определённый эмоциональный отклик);

- объяснительно - иллюстративный (демонстрация иллюстраций к хоровым произведениям с помощью интерактивной доски);

- практический - исполнение разнохарактерного хорового репертуара.

Методические приёмы:

- вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- выявление особенностей языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкальных образов;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- сопоставление разнохарактерных песен.

Ход урока.

Содержание урока

Методика проведения

Время

I. Организационный момент.

Вводное слово преподавателя.

1.Проверка наличия учащихся на уроке.

2.Объявление темы урока: «Формирование умений и навыков двухголосного пения».

3.Постановка целей и задач урока.

1

мин.

II. Вокальные упражнения.

Упражнение №1 направлено на овладение цепного дыхания.

Петь на одном звуке гласный «у». Это упражнение для развития навыка цепного дыхания, его необходимо петь протяжно и «бесконечно» в хоровом пении со сменой отдельными хористами дыхания в самых «неудобных», неожиданных местах.

Цель: умение перехватывать дыхание быстро, коротко, в то же время достаточно глубоко. Но не судорожно, возобновлять звук без толчков, чтобы общее звучание хора не нарушалось.

1

мин.

Упражнение №2 направлено на умение петь дыхание.

Петь на слог «лё» на legato по полутонам и тонам. Начинать упражнение с ноты «соль» первой октавы.

Цель: петь на опоре, воспользовавшись приёмом legato, каждый звук протягивать, добиваться плавного перехода в соседний.

1

мин.

Упражнение №3 направлено на умение петь на зевке, на умение петь в высокой позиции.

Петь на слоги «ми-и-и-ма» в средней тесситуре в нюансах меце-пиано и меце-форте по ступеням: I-VII-I-II | II-I-II-III | III-II-III-IV | IV-III-IV-V | V- VI-V-IV | IV-V-IV-III | III-IV-III-II | II-III-II-I || в тональности С dur, ритмический рисунок: четверть, 2 восьмые, половинная.

Цель: развитие кантилены, формировать округлое пение гласных для достижения тембрального звучания.

1

мин.

Упражнение №4 направлено на расширение диапазона, свободы дыхания.

Петь на слог «зи» по ступеням вверх I-III-V-I2 и вниз на слог «йа» VII-V-IV-II-I в умеренном темпе на одном дыхании сначала на legato, при повторении на stakkato.

Цель: наращивать технику голоса - его подвижность, лёгкость и гибкость. Все звуки должны звучать в единой певческой манере.

1

мин.

III. Основная часть.

1.Муз. А.Гречанинова,

сл. народные,

«В чистом поле дуб стоит…».

Преподаватель: «Прежде чем продолжить работу над разучиванием произведения А.Т. Гречанинова, мне хотелось бы донести некоторые факты из биографии этого композитора. Алекса́ндр Ти́хонович Гречани́нов родился 13 (25) октября 1864 г. в Калуге - 3 января 1956 г. умер в Нью-Йорке - это русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной эстетики «Могучей кучки». В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду», куда и вошло произведение «В чистом поле дуб стоит…» Это шуточное произведение, состоящее  из 4-х картин, написано в жанре  прибаутки. Каждая последующая строфа рисует нам новую забавную картинку». 

Далее поговорить о средствах музыкальной выразительности. Темп произведения в зависимости от содержания меняется, характер задорный. Тональность: Си-бемоль мажор. В каждой строфе присутствуют отклонения: в соль-минор, Ля-бемоль мажор, Соль-мажор, Ре-мажор, Фа мажор, до-диез минор. Выразительности придаёт темповое разнообразие: вступление - moderato, 1-2 строфы - allegro, 3-я строфа - meno mosso, 4-я строфа - piu mosso.

Динамическая палитра: от p до ff. Штрих - легато.

Этапы работы:

- исполнить отдельно по голосам, с целью закрепления точного исполнения мелодии каждой партией;

- затем, исполнить произведение совместно всем хором;

- отрабатывать наиболее трудные места, в которых имеется неточности в исполнении, которое препятствует безупречно выверенному хоровому строю;

- в ходе исполнения уделять внимание художественной стороне произведения, соблюдая динамику;

- рассмотреть на интерактивной доске картинки, характеризующие произведения, поговорить о содержании произведения, дать определение слову «небылица»: («небыва́льщина») - жанр устного народного творчества, рассказы о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности;

- привести примеры небылиц.

Цели:

- обратить внимание на гармоническое изложения голосов;

- найти исполнительские краски нового периода, отталкиваясь от шутливого гротеска фантазийного текста, позволяющего разнообразить звучание и подчеркнуть выразительность каждой вариации;

- передавать задорный, озорной характер произведения;

- необходимо ясно выделить кульминации в произведении;

- петь ярко, смело, уверенно, с удалью;

- артикуляция должна быть предельно чёткая, акценты должны падать на первые доли фраз, не допускать тяжеловесного исполнения;

- исполнять произведение в соответствии с изменяющимся темпом;

- добиваться безупречного ритмического, динамического, тембрального ансамбля;

- петь интервалы с позиции верхнего звука, выравнивать звучание в различных тесситурных условиях.

15

мин.

2. Рус. народная песня «Жил на свете комарочек» в обр.

А. Абрамского.

Преподаватель: «К жанру небылиц относится следующая русская народная песня «Жил на свете комарочек…» в обр. А.Абрамского. Не смотря на то, что песня написана в форме периода, который повторяется неоднократно, исполнение не должно быть однообразным. Необходимо передавать задорный, озорной и шутливый характер народной песни. Необходимо ясно выделить кульминационную развязку в последних куплетах, исполнив куплеты в более сдержанном темпе. В целом произведение нужно петь с удалью, игриво. Артикуляция должна быть предельно чёткая, ясная. Для этого необходимо напомнить детям, что должна быть минимальная артикуляция, почти что неподвижный рот.

Этапы работы:

- исполнить песню в сопровождении инструмента отдельно по голосам;

- исполнить двухголосно;

- исполнять в медленном темпе, затем в соответствии с указанным темпом композитора;

- исполнить песню без сопровождения.

- в ходе исполнения уделять внимание художественной стороне произведения, передавая весёлый, задорный, шутливый характер песни;

- рассмотреть на интерактивной доске картинки, характеризующие песню, поговорить о содержании.

Цели: развивать гармонический слух, совершенствовать умение петь без сопровождения, петь лёгко, непринуждённо, повторять и закреплять мелодию и текст песни.

10

мин.

3. Муз. Г.Шайдулова,

сл. В.Степанова

«Песенка для мамы».

Преподаватель: В конце нашего урока предлагаю исполнить «Песню для мамы».

Этапы работы:

- исполнить произведение в характере от начала до конца, не останавливаясь.

Цель: совершенствовать музыкальные способности, вызвать у детей интерес к музыкальной деятельности, эмоциональ-ный подъём, развивать культуру выступления, коммуникативные навыки.

3

мин.

4. Домашнее задание.

1.Знать наизусть слова песен «В чистом поле дуб стоит», «Жил на свете комарочек…», «Джаз».

2.Повторять песни «Мама», «Песенка для мамы».

2 мин.

Самоанализ открытого урока по хоровому классу на тему: «Формирование умений и навыков двухголосного пения в младшем хоре».

преподавателя ГБУ ДО ДМШ №2 Павлович Е.Д.

Данный урок является частью систематической и целенаправленной работы по овладению и поэтапному переходу к двухголосному пению. Переходя к двухголосному пению, придерживаюсь традиционных форм и методов обучения - от подготовительного этапа, основанного на пении одноголосного репертуара, через освоение простых двухголосных песен к исполнению музыки с более развитым и сложным двухголосием. Урок прошёл по заранее продуманному плану, состоял из трёх разделов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Первый раздел урока, был посвящён вокальным упражнениям. Второй раздел - основная часть урока, в этом разделе велась работа над закреплением нового вокально-хорового репертуара. Третий раздел урока - повторение пройденного материала.

В первый раздел урока использовала следующие вокальные упражнения:

1. на овладение цепного дыхания;

3. на умение петь на опоре;

4. на умение петь на зевке, умение петь в высокой вокальной позиции;

5. на расширение диапазона и достижения свободы дыхания;

Считаю, что важной частью репетиционной работы хорового коллектива является распевание хора, поэтому уделяю должное внимание этому разделу урока. Упражнения подобраны не случайно, а с учётом приобретения навыков, которые необходимы для профессионального пения. В работе над вокальными упражнениями учащиеся выполняли все мои требования, чутко прислушивались к замечаниям и исправляли их в ходе процесса.

Во втором разделе урока велась работа над изучением нового репертуара - произведения русского композитора-академиста А.Гречанинова «В чистом поле дуб стоит». Достоинством двухголосия этого произведения является соединение двух самостоятельно движущихся мелодических линий, а также поддержка аккомпанемента. Подбирая репертуар в работе над двухголосным пением, анализирую фактуры детских песен и учитываю самые разнообразные виды голосоведения. Величину двухголосных построений в произведениях наращиваю постепенно. Данное произведение может принести большую пользу, так как в этом произведении мелодическая линия в обоих голосах достаточно удобная для исполнения, легко запоминается и ложится на слух. В ходе работы над произведением использовала следующие методические приёмы:

- пение отдельно по партиям с названием нот с поддержкой инструмента;

- пение отдельно по партиям с инструментальным сопровождением;

- коллективным пением с инструментальным сопровождением;

- пение а капельно.

Предстоит ещё работа в произведении над свободным, уверенным, раскрепощённым исполнением, над единой манерой звукообразования, динамикой и достижением художественного совершенства.

Обязательно на уроках хора исполняем а, кaпельные произведения, которые способствуют развитию чистой интонации и умению контролировать слухом собственное пение. Исполнив русскую народную песню «Жил на свете комарочек», учащиеся продемонстрировали навыки пения без сопровождения и навыки двухголосного пения в терцию и сексту.

Третий раздел урока посвятила повторению и совершенствованию изученного материала. Повторяя пройденные произведения, обычно подвожу итог вокально-хоровой работе, так как при повторении происходит анализ достижений, определённых перспектив на будущее, и в конечном итоге, показ выученного репертуара на концертных выступлениях. «Песня для мамы» не смотря на свою простоту, вызывает сложность в исполнении двухголосного припева, написанная секстами – несовершенными консонансами, широкими интервалами, что вызывает проблемы в исполнении. Задачу в интонировании облегчает фортепианное сопровождение, которое дублирует хоровую партитуру. Это произведение должно принести пользу в освоении двухголосного пения, так как оно служит хорошим материалом для освоения начального двухголосия.

Хористы имеют средние музыкальные данные, но, не смотря на это, на уроке активны, стараются выполнять все поставленные задачи, а так же проявляют большое желание использовать свои умения во время урока.

Данный урок, занимает важное место в образовательной программе в освоении навыка и умения петь двухголосно. Работа над освоением двухголосного пения развивает умением слушать себя и партнёров по хору, петь свою партию в соответствии с общим исполнительским планом, добиваться тембрового слияния и единства динамических оттенков, а так же гибкости и выразительности фразировки. Все эти перечисленные факторы относятся к важным задачам работы с хоровым коллективом. А также важно помнить, что основой интонационно-слухового развития хорового коллектива является работа над произведениями без сопровождения, ладовым воспитанием, развитием гармонического слуха, творческим характером заданий, активной деятельностью участников хора.

На уроке использовала интерактивную доску, с помощью которой продемонстрировала презентацию, подобрав соответствующий материал, отражающий содержание произведений. Ценность презентации в том, что ИКТ помогает увидеть то, чего не может увидеть и ощутить ребёнок, даёт толчок детской фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Благодаря презентации, учащимся легче и доступнее исполнить то или иное произведение, так как не все дети в достаточной мере обладают воображением и ассоциативным мышлением.

В целом можно отметить, что хористы активно принимали участие в ходе урока, отвечали всем моим требованиям, правильно реагировали на замечания, внимательно прислушивались к рекомендациям. Учащиеся с большим удовольствием пели новый и пройденный репертуар, в пении чувствовалась свобода, непринуждённость. Все основные развивающие, образовательные, воспитательные задачи были выполнены. Урок прошёл на хорошем уровне, динамично. Цель занятия достигнута и выполнена.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Музыка.

Post navigation

Конспект сюжетно ролевой игры «Парикмахерская»
Консультация для родителей:”Влияние родительских установок на развитие детей”.

Музыка

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022