(Технологическая карта урока)
ФИО учителя |
Шепелева Ольга Фёдоровна. |
||
Тема |
«Форма и размеры Земли». |
||
Цель |
Сформировать знания шестиклассников о форме и размерах Земли, об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты, познакомить с моделью Земли-глобусом, научить учащихся проводить измерение расстояний по глобусу.. |
||
Задачи |
– обучающие: углубить знания о планете Земля; – развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и электронной презентацией; – воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине; формирование культуры общения при работе в группах и парах. |
||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Форма, размеры и движение Земли. Их главные следствия. Эллипсоид, геоид, глобус, экватор, полюс. |
||
Планируемые результаты
|
личностные |
метапредметные |
предметные |
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении; осознание уникальности своей малой Родины, ее места в общей картине мира. | -умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; | знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
|
|
Универсальные учебные действия: |
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации. Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. – Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. |
||
Межпредметные связи |
История, математика |
||
Формы работы |
коллективная, групповая, работа в парах |
||
Ресурсы |
Глобус, мультимедийная установка, персональный компьютер с выходом в интернет, презентация, учебник География 6 класс: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова |
Структура и ход урока
№ п/п |
Деятельность |
|
Учителя: |
Ученика: |
|
Организационный этап |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Вот звенит для вас звонок – Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. |
Приветствие учителя, готовность к уроку. |
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли». |
Слайд 1. Фото Планета Земля. Учитель: «Планета Земля». Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? (шар, материки, океаны, Вселенная, глобус, и т.д.) -А какие ещё планеты Солнечной системы вы знаете? – сколько всего планет? -Что общего у всех планет? – В чём разница? -Что нам неизвестно о Земле? ( размеры). Задания в группах. Вспомним, что такое масштаб (Задания для групп). Слайд 2. |
Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
Отвечают на вопросы учителя в виде беседы. Работают в группах, ответы заносят в тетрадь. |
Этап 2. Формирование темы урока. |
Учитель побуждает учащихся на создание проблемной ситуации: -А что вам известно о форме и размерах Земли? Видеоролик « Наша планета во Вселенной». – Какую форму имеют планеты Солнечной системы? – Как они различаются по размерам? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует. Ребята, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока, она прячется в загадке: Круглая, а не мяч, Большая, но не огромная, Вертится, но не юла. Ни затылка, ни лица, Ни начала, ни конца. Как по ней ты не пойдёшь, Конца-края не найдёшь.
Объявление темы урока (появляется на экране на Слайде 3. ). |
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) Просмотр видеоролика. |
Этап 3. Целеполагания. |
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Слайд 4. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. -А какие доказательства , что Земля круглая, вы можете привести? -Чтобы на открытой местности увидеть как можно дальше, мы забираемся на высокий объект – дерево, крышу дома, холм, таким образом, горизонт расширяется с увеличением высоты места наблюдения. – В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится, виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда-то снизу. – Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках.
|
Цель появляется на экране и обсуждается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К) |
Этап 4. «Открытие» нового знания. |
Предлагает задания на «новое» знание. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. -вспомните из 5 класса, как люди представляли себе Землю в древности? Слайды 5, 6, 7, 8. – Кто впервые рассчитал размеры Земли? Результат измерения совпал с действительностью? Слайды 10, 11. Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания: «Рассчитаем разницу между экваториальным и полярным радиусом».
– Можем ли мы по этим данным доказать, что земля — не идеальный шар, а сплюснута у полюсов?
– А какие же истинные размеры Земли? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник на стр. 27. Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь площадь Земли, обозначьте на круге длину экватора, а на окружности – радиусы экваториальный и полярный. Слайд 12. Площадь поверхности Земли = 510 млн км²
Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км до полюсов = 6 356 км Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет. Задание:1группа – используя полярный радиус, найдите диаметр Земли(6 356+6356=12 712 км) 2 группа – используя экваториальный радиус, найдите диаметр Земли(6 378+6 378=12 756). Вывод. Доклад «Земля-не идеальный шар»-Горшков А.
Просмотр видеоролика «Земля – геоид». Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение-модель. Люди придумали модель Земли. Учитель: глобус- латинское слово, оно обозначает «шар». Работа с глобусом. – Что на нем изображено. – Найдем масштаб и определим во сколько раз уменьшено изображение на глобусе. Запишем в тетрадь. Р.К. 1 группа. Определите расстояние по глобусу от г. Нижний Новгород до Северного полюса, 2 группа. Определите расстояние от г. Нижний Новгород до экватора. Далее рассматриваем глобус. Загадка: Арифметический я знак, В задачнике меня найдешь Во многих строчках Лишь «о» ты вставишь, зная как, Как я географическая точка (плюс — полюс) Найти эти точки на глобусе. Дать определение. (Географический полюс — точка пересечения оси вращения Земли). Слайд 13. К какому месту можно подойти только с юга, только с севера? Мы видим линию посередине. Как называется эта линия? -Что такое экватор? Слайд 14. |
Работают с учебником: находят и узнают информа-цию, передают своими словами содержание (П, Р, К) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К). Практикум: работа в группах (по 4), делают расчеты и ответы записывают в тетрадь, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов (П, Р, К.), рассматривают данные на экране и выписывают в тетрадь размеры Земли (Р)
Записывают новые понятия в тетрадь: эллипсоид, геоид (П) Рассматривают глобус. (К) Объясняют, анализируют, формулируют. (П, Р, К) Вычисляют и обсуждают в группах, (Р, К, П) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) Отгадывают загадку Дают определение (Р, П) Учащиеся сами дают определения (Р, П)
Слушают учителя, вступают с ним в диалог (К) |
Физкультминутка. |
||
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Давайте обратимся к электронной презентации и посмотрим, какие бывают глобусы.
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?» Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. |
Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р, К, П)
Объясняют, анализируют, формулируют (П, Р, К)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию (К, Р) |
Этап 6. Рефлексия (подведение итогов урока). |
Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Следствия суточного движения Земли? Следствия вращения Земли вокруг Солнца? Какую же форму имеет наша Земля? Выставление оценки за урок. Понравился вам урок? Нарисуйте смайлик, покажите. |
Записывают выводы в тетрадь: 1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). 2. Площадь -510 млн. км2. Экватор — самая длинная окружность (40 076 км). 3. Земля удерживает воду и воздух. 4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы. 5. Происходит смена природных условий от экватора к полюсам. Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П) |
Этап 6. Домашнее задание |
Комментирует д/з: §8, с.29 вопросы. Слайд 15 |
Записывают домашнее задание. |
Примечание: (Л) – личностные УУД; (Р) – регулятивные УУД; (П) – познавательные УУД; (К) – коммуникативные УУД