Конспект урока ОСЧ “Группы слов” 1 класс
Технологическая карта урока Основы смыслового чтения
Класс- 1б Урок № 13 Дата проведения- 1.12.17 г.
Тема: Тематические группы слов.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить детей с тематическими группами слов; умение работать со скороговорками; учить отвечать на вопросы, учить подбирать слова одной тематической группы; активизировать словарь детей.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты в устной форме; уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.
Личностные УУД: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного отношения к иному мнению; осознавать роль языка и речи людей.
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; определять правильность выполнения задания; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Формы и методы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы: словесный, наглядный, практический Используемые технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие и методы обучения: проблемно – поисковый.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой. | -Здравствуйте, ребята! Я рада наша новой встрече Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать Выводы делать и рассуждать А чтобы урок пошел каждому впрок Активно в работу включайся, дружок! | Ученики слушают учителя | Регулятивные: волевая саморегуляция |
2.Речевая разминка |
И. Пивоварова «ПИСЬМО» (см. приложение к уроку) 2.Работа со скороговоркой: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Первый раз проговариваем - медленно, второй раз – быстрее, в третий раз – быстро. -Какие согласные звуки повторяются в скороговорке? -Что вы о них знаете? 3.Вставь пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими. Ш(п)ар – ж(б)ар, ро(з)ы –ро(с)ы, т(б)очка – д(п)очка, лу(к) – лу(г). | Учитель читает скороговорку Ш-С Парные, глухие | Метапредметные: -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
3.Мотивация к учебной деятельности | Послушайте стихотворение А. А. Шибаева «Вставь слово вместо точек» - Закончите каждое предложение подходящим по смыслу словом. Самолетом правит …летчик. Трактор водит …тракторист. Электричку - …машинист Стены выкрасил …маляр. Доску выстругал …столяр. В доме свет провел …монтер. В шахте трудится …шахтер. В жаркой кузнице - …кузнец. Кто все знает – молодец! -Что называют нам пропущенные слова? -Какие еще профессии людей вы знаете? | Ответы детей | Коммуникативные: -уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
4.Освоение новых знаний Физминутка | -Слова русского языка можно объединять в группы по темам некоторые группы получаются очень большими. Это названия цветов, животных, деревьев. А некоторые - совсем маленькие группки. -Я прочитаю шуточное стихотворение, а вы найдете в нем слова, которые тоже можно объединить в одну группу. Муха – чистюха. Жила – была Муха – чистюха Все время купалась муха. Купалась она В воскресенье В отличном Клубничном варенье. В понедельник – В вишневой наливке. Во вторник – В томатной подливке В среду – в лимонном желе. В четверг – В киселе и смоле. В пятницу – В простокваше, В компоте и манной каше… В субботу, Помывшись в чернилах, Сказала: - Я больше не в силах! Ужасно - жужжасно устала, Но, кажется, чище не стала! - Какое название можно дать этим словам? -О ком говорится в стихотворении? -Назовите группу, к которой относится это слово -Кого еще можно отнести к этой группе? -А теперь немного отдохнем. Физминутка «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (покружиться) | Дни недели О Мухе Насекомые Бабочка, комары и др. | Коммуникативные: -уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного Личностные: -формирование установки на здоровый образ жизни |
5.Первичное закрепление | Работа с текстом в рабочей тетради с.42 -Отгадайте загадки Елены Трутневой о четырех художниках. 1.Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. 2.У второго – синие Небо и ручьи В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. 3. На картине третьей Красок и не счесть: Желтая, зеленая Голубая есть. 4.А четвертый золотом Расписал сады, Нивы урожайные Спелые плоды. 5.Всюду бусы-ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! - О каких художниках говорится в стихотворении? -В какую группу объединим слова «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», ОСЕНЬ»? -Сколько слов войдет в группу, которая называет времена года. Игра «Что растет на нашей грядке?» - Я раздам сейчас всем рисунки, на которых изображены различные плоды и овощи. А потом я прочитаю стихотворение-загадку, как только закончу читать, вы должны поднять рисунки с теми растениями, названия которых подходят к заданию. - Ребята, у которых оказались нужные рисунки, выходят и быстро строятся по порядку: точно так, как в стихотворении были названы все растения на грядке. Учитель читает стихотворение В.Коркина «Что растет на нашей грядке?» Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат, Наша грядка - просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, Запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку. Что растет на нашей грядке? - Я прошу всех, у кого есть рисунки с вкусными плодами и овощами, найти своих собратьев и объединиться в тематические группы. | Читает учитель или хорощо читающие дети Дети отгадывают загадки. Фронтальный опрос | Коммуникативные: -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные: -уметь находить ответы на вопросы в тексте |
6.Творческое задание. Работа в группах | -А сейчас каждая группа получает конверт, где написано слово, обозначающее тематическую группу. Вы сначала обсудите какие предметы, относятся к этой тематической группе, а затем нарисуйте их. Названия групп: 1.транспорт 2.одежда 3.игрушки 4.мебель Показ рисунков по группам. Сначала 1-ая группа демонстрирует рисунки на тему «Транспорт»,2-ая группа – рисунки на тему «Одежда» и т.д. | Класс делится на 4 группы Работа в группах | Коммуникативные: -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
7.Подведение итогов. Рефлексия | -Что изучали на уроке? Прием «Солнышко» -Наш урок подходит к концу и мне очень важно знать ваше настроение. -Прошу вас закончите предложение: «Мое настроение сегодня как…» Солнышко, тучка - Если настроение у вас хорошее, то крепите лучики солнца - Если же настроение у вас грустное, то вы крепите тучку, закрывая лучик. | Ответы детей | Регулятивные: -умение оценивать свое настроение |