Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » История » Конспекты уроков

Автор: Куцобина Марина Владимировна
Учебное заведение: МБОУ Бочаровская СОШ
Краткое описание работы: Конспект урока на тему "В театре Диониса"

Дата публикации: 2017-03-02 Конспект урока на тему: «В театре Диониса» Куцобина Марина Владимировна МБОУ Бочаровская СОШ Конспект урока на тему "В театре Диониса"
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Конспект урока на тему: «В театре Диониса»

 

Тема: «В театре Диониса»

Цели урока: 

·  образовательная: дать учащимся историческую справку об истории появления  древнегреческого театра, в ходе необычного общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы;

·  развивающая: продолжить формирование умения творчески подходить к выполнению заданий, синтезировать знания предметов: история, литература, музыка;

·  воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, пробудить интерес и уважение к античной истории и культуре, к театру.

 

Основные понятия: театр, скене, орхестра, сатиры, трагедия, комедия.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: Учебник «История Древнего мира» (А.А. Вигасин, Г.И. Годер – М.: Просвещение, 2009), экран, компьютер, проектор, презентация «Древнегреческий театр», раздаточный материал: конверты для индивидуальной работы, карточки для написания дифирамбов.

Предварительное задание: подготовить инсценировку.

Ход урока:

I этап урока

1) проверка домашнего задания

          1.1.Индивидуальная работа (подписать конверт для отправления важного сообщения ареопагу в Афины).

          1.2.Работа в тетрадях (записать ответы на вопросы).

– Греки называли себя …(эллинами)

– Второе название города Трои – … (Илион)

– Поэму «Одиссея» создал … (Гомер)

– Полис – это …(город-государство)

– Главный город Аттики – … (Афины)

– Педагогами в Греции были … (рабы)

– Спортивная школа в Афинах называлась … (палестрой)

– В Древней Греции в школе обучались только … (мальчики)

           1.3.Проверка индивидуальной работы

           1.4.Взаимопроверка записей в тетради

 Один ученик читает, а остальные ставят «+» или «-» возле ответов своего соседа по парте и оценивают их.

2) открытие темы урока.

Звучит классическая музыка, учитель обращает внимание ребят на эпиграф урока

Как часто я тоскующей душою

Безумно рвусь в твой чудный древний мир,

Святая Греция!..

                     М. Михайлов

 

Действительно, «чудный древний мир» Эллады привлекает внимание и восхищённые взоры человечества на протяжении многих веков, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума. Непревзойдёнными образами стали художественные творения древнегреческих мастеров для художников, поэтов и музыкантов следующих эпох.

        Грецию часто называют «колыбелью европейской цивилизации». Это не случайно, так как именно здесь возникло желание разобраться в простейших законах природы и научиться управлять ими. Достижения в области математики и астрономии, физики и медицины, философии и истории сегодня хорошо известны во всех уголках Земли. Но не менее значительно её культурное достояние. Одной из характерных особенностей культуры Древней Греции было создание театра. Театр возник в Греции более двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». А сейчас, ребята, вы попробуете догадаться, в честь какого греческого бога был создан театр.

 

Представление  отрывка из пьесы «Вакх, Эвойе»

Действующие лица

Дионис, менады – спутницы бога Диониса, Селен, жрец, царевны.

Царевны сидят, входит жрец Диониса.

Жрец: Скорее, скорее, царевны, спешите в леса и в долины,

            Подобные буйным менадам, сбросьте златые оковы,

            Вам ни к чему украшенья – листья вас лучше украсят!

            Слышите зов – это Гея, вечная матерь людская,

            Людей к себе призывает, лишь в единении с нею

            Познать нам дано краски жизни.

            Внук её Дионис ждёт нас за стенами града

            Со свитой своею лихою. Так скорее бегите

            Хвалу ему воздавайте!

1-я

царевна: В нашем дворце златостенном мир и покой длятся вечно.

                Жертвы приносим мы Зевсу, Гере, жене его славной,

                Но мы не слыхали о боге столь хмельном и столь буйном.

                Дионис не может быть богом, боги не ходят по рощам.

                Разве, что Пан козлоногий, но ведь Пан не внук Геи вечной.

2-я

царевна: Нет, и не может быть бога, не признающего злата.

                 И Олимпийцев блеск его дивный слепит.

                 Как же ты смеешь зазывать меня в чащу лесную?!

                 Пусть случится великий потоп,

                 Тогда лишь я сброшу свои украшенья!

3-я

царевна: Да и в лесу могут быть дикие звери,

                Травы изранят нежные ноги, а ветки

                Волосы спутают, платье в клочки изорвут.

                Нет, не в роще место дочкам царя,

                Пусть Дионис соизволит прийти во дворец,

                Вот тогда мы поверим, что ты нам не лжёшь

                И не хочешь над нами ты надсмеяться.

Все три: В твоего мы не веруем бога,

                Пусть Дионис явится к нам и докажет,

                Что не вымысел твой он, а небожитель с крутого Олимпа.

Жрец:   В безумстве своём, судьбу вы себе начертали!

               Уходит.

2-я

царевна: Что ж, сёстры, назло новому богу

                Посвятим мы весь день мудрой Афине.

 

Садятся, начинают вышивать. Вдруг раздаются крики, на сцену вбегают Селен и менады, царевны прячутся.

 

1-я

Менада: Дорогу Дионису! Слава Великому Дионису!

               Да наступит Вакханалья!

2-я

Менада: Да наступит Вакханалья!

               Праздник настал, приветствуем Диониса!

3-я

Менада: Вина сюда и винограда!

Селен: Смотрите, лихие Менады, попутчицы Диониса,

             Мы во дворец уж попали с мраморными стенами.

1-я

Менада: Давайте разрушим стены,

               И на этом же самом месте

               Храм Дионису воздвигнем!

2-я

Менада: Лучше посадим здесь рощу,

               Священную рощу Вакха!

3-я

Менада: Нет, разведём виноградник.

               Такой, каких не бывало.

                    Появляется Дионис.

Дионис: Не для того мы явились в этот дворец драгоценный,

               Чтобы ломать всё и рушить.

               Дочери царя Миния богом меня не признали,

               Должны понести наказанье неверные девы эти.

1-я

Менада: Смотрите, смотрите за троном спрятаться кто-то желает!

            Менады подбегают и выводят царевен из-за трона.

Дионис: Вы не поверили мне, юному богу,

              Будто мыши, остались сидеть во дворце крепкостенном.

              Так летите и вечно скрывайтесь от солнца в тёмных пещерах.

                Царевны убегают со сцены.

2-я

Менада: Где же? Где же царевны?

               Глядите, они превратились в летучих мышей,

               Прочь отсюда летите,

               В пещеры летите, в колодцы.

               Не портите вы нам веселья.

Дионис и его свита в танце, с криками «Вакх, Эвойе!» постепенно уходят.

 

Учитель задаёт учащимся вопрос: «В честь какого  бога был создан театр в Греции?»

Дети отвечают: «В честь особо почитаемого бога Диониса».

Учитель: «Совершенно верно». Далее предлагается детям записать тему урока в тетрадь.

Учитель: «А что бы вы ребята хотели узнать о греческом театре?» Ребята отвечают, а их пожелания можно написать на доске, для того, чтобы в конце урока легче было подвести итог: что хотели узнать – что получилось узнать.

II этап урока: изучение нового материала

1) устное сообщение учащегося

 

      Возникновение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис бродит по всей земле вместе с толпой своих спутников. Это сатиры – лесные боги, полулюди, полукозлы. У сатиров длинные хвосты, заострённые козлиные уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей приходит Дионис, начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, жизнь зарождается заново.

       В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлые ряженые шествовали по улицам города и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма.

2) путешествие на машине времени (презентация)

Учитель: а сейчас, ребята, я предлагаю вам на машине времени перенестись в те далёкие, но столь чудесные времена и увидеть своими глазами, что собой  представлял древнегреческий театр.

Учитель: Капитаном буду я, а все остальные – экипаж. Экипаж, приготовиться к взлёту, пристегнуть ремни!

Дети: Есть пристегнуть ремни! (дети хлопают в ладоши перед собой)

Учитель: Включить контакты!

Дети: Есть включить контакты! (дети щёлкают пальцами)

Учитель: Всем надеть шлемы!

Дети: Есть надеть шлемы! (дети имитируют одевание шлемов)

Учитель: Завести моторы!

Дети: Есть завести моторы! (дети вертят руками перед собой и считают)

Учитель: 5,4,3,2,1, пуск, Ура!!!

Как мы удачно приземлились. Смотрите! Мы находимся  рядом с чудом греческой цивилизации – театром.

Идёт показ  презентации о греческом театре.

На холмах и среди холмов

Сотни местных и гостей.

Театр прославленной Эллады

Состоял из трёх частей (слайд 1)

                                         Для удобства посетителей

                                         Лесенкою вниз – места для зрителей (слайд 2)

                                         Для хора и актёров – специальное место,

                                         Эта площадка зовётся орхестра (слайд 3)

То дворец, то берег моря

Нарисован на стене –

Театральная постройка называется скене (слайд 4)

                                         Прошло немало зим и лет,

                                         А перед нами греческий билет –

                                         Небольшие с буквами пластины

                                         Из свинца иль обожжённой глины.

Мелькают маски и костюмы,

Волнуют публику картины (слайды 5 и 6)

Все роли в греческом театре

Играли только лишь мужчины (слайд 7)

                                          Много горя, слёз и стона

                                          В трагедии Софокла  «Антигона» (слайд 8)

                                          Заставит всех повеселиться

                                          Комедия Аристофана «Птицы» (слайд 9)

Для умных и не очень

Низких, рослых.

Театр в то время был

Школой для взрослых (слайд 10)

Затем учитель отводит несколько минут для записи толкования новых слов в свои тетради.

Театр – «место для зрелищ»

Скене – постройка, примыкающая к орхестре.

Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор.

Сатиры – лесные боги.

Дионис – бог виноделия.

Комедия – драматическое произведение с весёлым концом.

Трагедия – драматическое произведение с печальным, трагическим концом; «песнь козлов».

Учитель: В первый день Великих Дионисий, как правило, богу Дионису приносили в жертву  козла, а жертвоприношение сопровождалось хоровым пением гимнов в честь бога виноделия – дифирамбов.

Детям предлагается в течение 4-5 минут по опорным словам сочинить дифирамб в честь бога Диониса и исполнить его под музыку.

III этап урока: подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Вот и настало время возвращаться назад, что же мы узнали, посетив Грецию. Ребята сравнивают свои записи на доске – то, что им хотелось узнать в начале урока, с тем, что удалось узнать. Анализируется эпиграф, предложенный в начале урока. Отмечаются самые активные учащиеся, выставляются оценки.

Домашнее задание:

·         подготовить пересказ содержания трагедии Софокла «Антигона» и комедии Аристофана «Птицы»;

·         подготовить рисунок любой понравившейся сцены из произведений;

·         письменно выполнить сравнительную характеристику театра в Древней Греции и современного театра.

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


История, Конспекты уроков 5 класс, Театрализованная деятельность.

Post navigation

Обмен опытом: Развитие познавательных процессов младших школьников на уроках физвоспитания
Конспект образовательной деятельности на тему “Поможем жирафу”

История

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022