Литературное чтение Урок 123.
Раздел «Весеннее настроение»
Тема:Народная закличка «Призыв весны» (с. 136-137)
Цель: Содействовать приобретению знаний о народных обрядах, обогащению словаря; способствовать формированию умений привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения.
1. Организационный момент
– Начнем урок с игры «Привет, сосед!». Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и хором произнесите текст:
Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Актуализация знаний.
– Получилось ли у кого-нибудь сочинить собственную мелодию?
– Кто готов исполнить песню на собственную мелодию?
– Прочитайте название следующего произведения на странице 136.
– Как вы его понимаете?
3. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с традициями русского народа, отображенными в произведениях народного фольклора о весне.
4. Открытие нового знания
1) Чтение народной заклички «Призыв весны».
– Как вы понимаете значение слова «милость»? (Доброе, великодушное отношение.)
2) Обсуждение задания 1 на с. 136.
– Чем, по-вашему, красива весна? (Солнышко светит, возвращаются птицы, распускаются листочки на деревьях, появляются первые цветы, просыпаются насекомые и животные.)
3. Чтение из раздела «Читальный зал» народной песни «Весна-красна» на с. 156.
4. Работа с иллюстрациями, изображающими весну-красавицу на с. 136, 157 учебника.
– Расскажите о внешнем облике весны по плану:
1. Одежда весны.
2. Поза весны.
3. Выражение её лица.
4. Что делает весна?
5. Что её окружает?
– А как вы изобразили весну в своих рисунках? (Д/з) Изображение весны – это не только фигура женщины, но и пейзаж, отдельное оживающее растение, символизирующее приход весны.
5. Первичное закрепление.
– Как обращаются к весне в народном фольклоре? (Весна красная, весна красна.)
– В прямом или переносном значении употребляются слова «красная», «красна»? (В переносном, красна – значит красивая.)
6. Самостоятельная работа.
– Выпишите слова, объясняющие, что русские люди ждали от весны.
Проверьте правильность выполнения по образцу. (Люди ждали от весны радости, льна высокого, корня глубокого, хлеба обильного. )
7. Включение нового в систему знаний.
1. Конкурс чтецов.
– Предлагаю провести конкурс на лучшего исполнителя народной песни.
– Прочитайте песню, соблюдая паузы и логические ударения.
3. Подведение итогов конкурса. Обсуждение результатов.
8. Рефлексия урока. Итог урока.
-Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли ее решить? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем надо еще поработать?
Д/З: выучить одно из изученных произведений; выполнить задания 2, 3 на с. 137