Автор: Чеботникова Светлана Валерьевна
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 6" г.Топки Кемеровской области
Краткое описание работы: Формирование у учащихся устойчивых знаний об электролитах и происходящей в их растворах диссоциации, умения объяснить механизм ее протекания, определить принадлежность любого вещества к группе электролитов или неэлектролитов.

Дата публикации: Конспект урока химии, 8 класс Формирование у учащихся устойчивых знаний об электролитах и происходящей в их растворах диссоциации, умения объяснить механизм ее протекания, определить принадлежность любого вещества к группе электролитов или неэлектролитов.
Просмотреть свитедельство о публикации

chem2

Конспект урока химии, 8 класс

Технологическая карта урока 

Класс 9 класс. Тема урока «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»

Гипотеза (проблема): есть ли взаимосвязь между строением веществ и их способностью проводить электрический ток? Выявите различия в этих свойствах.

Пути доказательства гипотезы:

1.   Растворимость. Растворители.

2.   Электролиты и неэлектролиты.

3.   Механизм электролитической диссоциации.

4.   Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

Для доказательства гипотезы используйте

1.       

2.       

3.       

Необходимое техническое оборудование интерактивный комплекс, пробирки, штативы для пробирок, реактивы: концентрированная серная кислота, раствор метилоранжа на ацетоне, кристаллический гидроксид кальция, кристаллический фенолфталеин, обезвоженный сульфат меди, ацетон, вода.

Цель: Формирование у учащихся устойчивых знаний об электролитах и происходящей в их растворах диссоциации, умения объяснить механизм ее протекания, определить принадлежность любого вещества к группе электролитов или неэлектролитов.

Образовательная задача

Знать:

      —  Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.

         Установить зависимость электрической проводимости растворов от вида химической связи и кристаллической структуры веществ.
         Раскрыть сущность и механизм процесса электролитической диссоциации на примере веществ с ионной и полярной ковалентной связями.
         Углубить знания учащихся об ионной и ковалентной полярной связях, свойствах основных классов неорганических веществ.

 

Предметные универсальные учебные действия.

Уметь:  проводить химический эксперимент, вычислять по формуле, объяснять сущность происходящих при диссоциации химических процессов. Использовать метапредметные знания из области физики (закон Кулона), применять информационные технологии.

Учащиеся закрепляют  представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и  механизм электролитической диссоциации.

Воспитательная задача

Знать: Продолжать воспитание чувства взаимопомощи, желания трудиться, бережного отношения к лабораторному оборудованию.

Личностные  универсальные учебные действия

Уметь: применять знания в быту (аккумуляторы, процессы растворения веществ).

Развивающая задача

Знать: технику безопасности при работе с химическими веществами и электроприборами. знать…

— Развивать умение вести наблюдения опытов, анализировать схемы и рисунки, вести конспектирование.

—   Развивать познавательный опыт школьников.

— Продолжить формировать  мировоззрение о зависимости свойств веществ от состава и строения.

 

Коммуникативные и регулятивные  универсальные учебные действия:

Составление плана и последовательности действий, соблюдение правил ТБ при выполнении эксперимента. Сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга.

 

Уметь: принимать все предложенные версии одноклассников, работая в группе, по процессу растворения и диссоциации веществ и находить верное решение, обосновывая и доказывая его, используя теорию Аррениуса.

Уметь делать выводы, применяя для доказательства гипотезы дополнительную литературу (справочники, энциклопедии, и др.)

Пути доказательства

Формы проведения

Растворимость. Растворители.

Эксперимент в парах. Акцентируем внимание на растворимость разных веществ в воде.

Электролиты и неэлектролиты.

Демонстрационный эксперимент.

Механизм электролитической диссоциации.

Интерактивная игра, презентация, флэш-анимации.

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

Эвристическая беседа. Заполнение таблицы 1. Решение задач.

 

Электролиты

Неэлектролиты

 

 

Вывод:

Вывод

Общий вывод:

 

Проблема:

после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема:

— исходя из строения соединений солей и оснований, определить, что у них общего и сделать вывод об электропроводности их растворов.

На этом же уроке проблемный вопрос:

-будет ли электропроводной система, образованная путем смешивания с водой сульфата бария, гидроксида железа (III)?

При работе над формированием у учащихся понятие “не электролиты” им предлагается проблемный вопрос:

— можно ли дать следующее обобщенное определение электролитам: все  растворяющиеся в воде вещества являются электролитами?

Новое противоречие, создается еще одна проблемная ситуация:

— можно ли на основании строения молекул сахара  и спирта, установить, почему их растворы не проводят ток.

При изучении понятия “электролитическая диссоциация” проблемная ситуация создается следующим образом:

— … одни ученые утверждали, что ионы в растворе образуются при растворении веществ в воде, другие считали, что они образуются под действием электрического тока.

— кто же из ученых был прав и как это можно доказать?

— как объяснить, исходя их особенностей процесса растворения, сущности химической реакции, происходящей между растворами веществ, имеются ли ионы в растворе до опускания в него электронов, или они появляются под действием электрического тока?

 

Задачи:

·         сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

·         стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;

  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

 

  • использовать возможности  ИКТ , Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении  домашних заданий и  представлении результатов.

 

Планируемый результат

  • Знать определение, состав кислот и их классификацию; 
  • Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;
  • Знать важнейшие неорганические кислоты;
  • Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;
  • Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
  • Уметь использовать возможности  ИКТ ,Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и  представления результатов;

 

 

Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные : — обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно — смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные  – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные  – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными  понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии),  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.