Цель: Уточнить представления детей о деревьях, их значении в жизни людей. Подробно познакомить с деревом березой, ее особенностями. Развивать интерес к русской природе, русскому народному творчеству. Обогащать словарь детей. Воспитывать чувство патриотизма, дружеские взаимоотношения, желание беречь деревья и ухаживать за ними.
Оборудование: Русские полушалки для воспитателя и девочек. Лопатки для рыхления почвы, лейки с водой по количеству детей. Картинки с изображением капельки воды, солнца, воздуха, почвы, птицы, червячка. Ленточки. Бумажные «березовые» листочки. Оборудование для русских народных игр «Заря», «Горелки», «Малечена – калечина”, дидактической игры: «С какой ветки детки?». Прогулка проводится на площадке, где растет береза.
Ход прогулки: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. Не заботясь о погоде,в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей» (береза). Найдем березу. Вот она красавица стоит на поляне: в зеленом полушалке, в белом сарафане. Что за белый сарафан на ней? (Ствол). А что такое полушалок? (ответы детей). Да, это такой русский красивый цветастый платок. У березы это зеленые листочки, а мы с девочками оденем сегодня настоящие русские красивые полушалки. Я приглашаю вас на праздник русской березы. Береза, русская береза, белая береза, русская красавица… Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской березке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени… А как удивительно хороша береза весной в зеленом наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем береза. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! И все, кажется, мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова. Березу принято считать символом России, так как это дерево очень часто встречается в нашей стране. В каждом лесу, парке, сквере можно встретить красавицу березу, Это дерево очень любят в России, берегут. О березе сложили много народных песен. Вот одна из них (поет):
Береза моя, березонька.
Береза моя белая, береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки.
На тебе, березонька, листья зеленые.
Под тобой, березонька, травка шелковая… (объяснение слов кудрявая, посередь, долинушка)
Каким ласковым словом здесь назвали березу? (березонька). На Руси в праздники было принято водить хороводы вокруг березы. Давайте и мы поводим хоровод «Во поле береза стояла…». Поэты сочинили много стихов о березе. Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Береза» (девочка читает стихотворение):
“Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную кипучую,
То грустную плакучую”.
Давайте подойдем поближе к березке, поздороваемся с ней, погладим ее кору. Какая кора? (Белая, нежная, прохладная, гладкая). Аккуратно потрогаем листочки, рассмотрим их, запомним. Какой формы листочки? (Треугольной, по краям зубчики). Послушаем, как листочки шелестят? Березка радуется, что мы пришли к ней в гости. Полюбуемся березкой. Какая она? (Высокая, стройная, красивая, кудрявая, тонкая, белая, русская). Чем береза похожа на другие деревья? (У нее есть корни, ствол, ветки, листья). Чем она отличается от других деревьев? (Белым стволом, формой листьев, наличием сережек). Береза – это единственное дерево с белой корой на нашей планете. Что надо березке для того, чтобы она хорошо росла? (Солнце, вода, воздух, почва, отсутствие вредителей). Давайте сделаем березе подарки – повесим на ветки картинки с изображением солнца, дождя, воздуха, птицы, почвы и червячка. Давайте взрыхлим почву под березой, чтобы ее корням было легче дышать, поможем червячку. (Дети осторожно рыхлят лопатками почву). А теперь давайте ее польем, потому что дождя давно не было. Давайте вспомним, какие еще деревья растут у нас в Белгородской области. (Дети называют). Поиграем в игру «Что растет в родном краю». Я буду называть деревья и кустарники разные, а вы выбирайте те, что растут у нас. Растут – хлопайте, нет – молчите. Да – хлопок, нет – молчок:
Яблоня, груша, малина, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, лимон, апельсин,
Липа, клен, баобаб, мандарин,
Слива, осина, каштан,
Кофе, рябина, платан,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча.
Ребята, а хорошо, когда деревьев много? Зачем нужны деревья? (Украшают нашу планету, очищают воздух, дают тень, приют птицам, людям фрукты, материал для строительства, опавшие листья перегнивают и обогащают почву, вымершие деревья – уголь). Наш праздник продолжается. Давайте возле березки поиграем в русские народные игры. Игра «Заря»: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:
“Заря – Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится “Зарей”. Игра повторяется. Правила игры: бегущие не должны пересекать круг, играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Игра «Горелки»: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие на распев говорят слова:
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле.
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо: звезды горят, журавли кричат:
– Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги как огонь!”
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары горит. Правила игры: горелка не должен оглядываться, он догоняет убегающих сразу же, как только они пробегут мимо него. Новая игра «Малечена – калечина»: Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (20-30 см). Все произносят слова:
“Малечена-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?”
После этих слов дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три, …, десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палочку, должны ходить, приседать, поворачиваться. Правила игры: дети должны встать как можно дальше друг от друга. Смотрите, березка тоже приготовила для нас подарки – бумажные листочки. Мы можем их взять на память. У меня есть листочки с других деревьев нашего участка. Поиграем в игру «С чьей ветки детки?». Давайте попрощаемся с березкой, повяжем на ее ветки красивые ленточки. Что пожелаем березке? (Чтобы на нее светило солнце, чтобы ее поливал дождик, чтобы птицы охраняли ее от вредителей, червячки рыхлили почву, обдувал ее легкий ветерок, и мы о ней и о других деревьях не будем забывать, будем о них заботиться). До скорой встречи. Для повышения эмоционального фона можно красочно оформить место проведения прогулки, использовать музыкальное сопровождение, соответствующие теме костюмы.
Использованная литература:
1.Программа «Детство» В.И.Логиновой. Санкт-Петербург. «Акцыдент». 1997 г.
2. Коррекционная программа Т. Б. Филичевой для детей с ОНР.
3. «Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т. И. Осокиной. Москва. «Просвещение». 1998 г.
4. «Учите детей отгадывать загадки». Ю. Г. Илларионова. Москва «Просвещение».1985 г.
5. «Дидактические игры в детском саду». А. К. Бондаренко. Москва. «Просвещение». 1991 г.
6. «Народные праздники в детском саду». Т. В. Антонова, М. Б. Зацепина. Мозаика – Синтез. 2008 г.
7. «Русские народные праздники в детском саду». М. Ю. Картушина. «Сфера». 2006 г.