Автор: Ковалёва Ольга Дмитриевна
Учебное заведение: МБДОУ ДС №366 г. Челябинск
Краткое описание работы: Конспект по познавательному развитию даёт детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточняется название часто встречающихся перелётных птиц, их особенности и существенные отличия. Дети закрепляют представление о пользе птиц, упражняются в употреблении приставочных глаголов.

Дата публикации: Конспект: «Перелётные птицы» Конспект по познавательному развитию даёт детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточняется название часто встречающихся перелётных птиц, их особенности и существенные отличия. Дети закрепляют представление о пользе птиц, упражняются в употреблении приставочных глаголов.
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Конспект: «Перелётные птицы»

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости прилетела сорока. Она хочет рассказать всем нам о тим, что недавно увидела.

Сорока. Журавли летят, курлычат,

                Шлют последнее «прощай».

                За собою лето кличут,

                Улетая в тёплый край.

Воспитатель. Ребята, почему журавли выстроились клином и улетели на юг? Как мы называем птиц, улетающих на юг?

Сорока. И трясогузки в стаи собираются и на юг улетают.

Воспитатель. Верно. А трясогузкой эту птицу называют потому, что она, когда ходит по земле, поклёвывая букашек, потряхивает своим длинным хвостом. Ещё её зовут ледоломкой, потому, что она прилетает перед вскрытием рек. Знаете, где она жильё своё строит? (рядом с жильём человека, на сеновалах, в широких дуплах и в других укрытиях) Эта птичка очень смелая. Трясогузки общими силами, с шумом и гамом отгоняют от своего жилища врага.

Сорока. Трясогузка – смелая птица, а вот жаворонок – певчая птица. Но поёт только самец. Про него даже стихи пишут.

      Н солнце тёмный лес зардел,

      В долине пар белеет тонкий,

      И песню раннюю запел

      В лазури жаворонок звонкий.

      Он голосисто в вышине

      Поёт, на солнышке сверкая ..

Народная примета говорит: «Если утром рано не слышно жаворонка – это к дождю или к плохой погоде.» А вы знаете, где жаворонок вьёт гнездо? (в ямках, на земле)

     Воспитатель. Кто из птиц умеет подражать пению жаворонка? (скворец) Скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. В неволе скворец может подражать человеку – говорить отдельные слова и фразы. Его голос похож на треск, бормотание, верещание. Где ещё селятся скворцы? (в дуплах, под крышами домов) Какая птица поёт лучше всех? (соловей) На всём свете нет певчей птицы, которая пела бы лучше соловья! Все его пёрышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают соловушке особую прелесть. Гнёзда они вьют около земли – в кустах смородины, крыжовника.

         Знаете ли вы, какие птицы строят свои гнёзда под карнизами крыш и навесами? (ласточки) Свои гнёзда они строят из комочков глины, склеивая их очень липкой слюной. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе. На лету может пить, проносясь с вытянутой шеей над поверхностью воды. Может окунуть в воду любую часть тела. За несколько таких полётов ласточка полностью искупается. В пасмурную погоду она летает низко над землёй, потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду – высоко, так как насекомые поднимаются вверх горячими потоками воздуха. Отдыхать ласточки садятся на тонкие ветки и провода, оттуда легче взлететь. Как – то раз я наблюдала интересный случай. Я буду рассказывать и показывать, а вы мне будете помогать, подсказывая слова.

     Грач как – то раз в саду сидел,

     Вдруг стриж весёлый …(прилетел)

     Стриж низко – низко…(пролетел)

     А грач поймать его хотел.

     Грач оглянуться не успел,

     Как стриж на крышу …(залетел)

     Грач лез по лестнице, пыхтел,

     А стриж, смеясь, в окно… (влетел)

А вы знаете, где грачи строят гнёзда? (на деревьях) А из чего? (из прутиков) Грачи строят гнёзда рядом друг с другом. Их там много собирается. Как называется это скопление грачиных гнёзд? (грачевники)

   Сорока. Ребята, а теперь я вас всех приглашаю на птичий базар.

                  Физ.минутка: дети изображают птиц.

                  Вот аист идёт длинноногий. (ходьба с высоким подниманием ног)

                  Вот гусь в красных сапожках шагает важно. (ходьба на носках)

                  А вот утка маленькими шажками идёт и утят за собою ведёт (ходьба приставными шагами)

                   Вдруг откуда ни возьмись ястреб налетел. (бег врассыпную)

Воспитатель. Какую пользу приносят людям птицы? (они уничтожают много разных насекомых) Только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Кто же это? ( (кукушка) Строит ли кукушка себе гнездо? (нет) Куда же она откладывает яйца? (в чужие гнёзда) А вылупившийся птенец выбрасывает из гнёзд оставшиеся яички и уже вылупившихся птенцов. У него для этого есть ямочка на спине. Приёмные родители ничего не знают и без устали кормят очень прожорливого птенца.

                 Дид. Игра: « Найди лишнее» (на наборном полотне выставляются иллюстрации птиц, например, 3 перелётных и 1 зимующая или наоборот)

                Настало время послушать пение птиц. Дети пытаются угадать птиц по голосам.

Итог занятия: много интересного мы сегодня узнали про птиц. Кому какая птица понравилась? Расскажите о ней. (можно предложить детям рассказать по схеме)

                                  Улетели птицы разные,

                                  Смолк их звонкий перепев.

                                  А рябина осень празднует,

                                  Бусы красные надев.

                                                        (О.Высотская)