Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Кудрявцева Лариса Петровна
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Полбина
Краткое описание работы: Данный конспект способствует обучению детей старшего дошкольного возраста умению составлять загадки на тему «Школьные принадлежности»

Дата публикации: 2022-06-17 Конспект ОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Школьные принадлежности» Кудрявцева Лариса Петровна ГБОУ Школа им. Полбина Данный конспект способствует обучению детей старшего дошкольного возраста умению составлять загадки на тему «Школьные принадлежности»
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Конспект ОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Школьные принадлежности»

Скачать работу


Конспект ОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Школьные принадлежности»

Цель: Учить придумывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения

(3-4 признака) с использованием модели.

Задачи:

Образовательные:

-Обучение детей умению придумывать загадки о школьных принадлежностях.

-Продолжать учить и точно подбирать слова, обозначающие предметы; их свойства, качества, материал и его особенности.

-Закрепить умение использовать в речи простые и распространенные предложения с однородными членами.

-Закреплять умения внимательно и заинтересованно слушать загадки.

Развивающие:

-Развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок.

-Развивать наблюдательность, умение анализировать и сравнивать предметы.

-Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к родному языку.

-Воспитывать бережное отношение к вещам.

-Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.

Материалы и оборудование:

-Незнайка (игрушка)

-Школьные принадлежности: ранец, пенал, тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка, точилка (настоящие).

-Модель (таблица) для составления загадок (формат листа А-3)

-Маркер зеленого и черного цветов.

-Цветные карандаши и листы бумаги (формат А-4) белого цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы: З. Александрова «В школу», С. Маршак «Первый день календаря», рнс «Дочь-семилетка», Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» глава «Как Незнайка сочинял стихи».

Объяснение пословиц: Ученье — путь к уменью. Ученье свет, не ученье — тьма.

-Разгадывание и загадывание загадок.

-Дидактические игры (словесные): «Подбери признак», «Четвертый лишний», «Школьные принадлежности», «Назови нужное действие».

-Подвижная игра «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем».

-С/р. игра «Магазин канцтоваров».

-Продуктивная деятельность: «Построим школу», «Нарисуй отгадку».

-Рассматривание иллюстраций о школе, учениках.

-Беседы «Чем школа отличается от детского сада», «Для чего нужно учиться в школе».

-Разучивание физкультминутки « Мы старались, мы учились».

Работа с родителями:

-Предложить родителям сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские товары, или на школьную ярмарку. - Рассказать о школе из личных воспоминаний.

- Рассмотреть фотографии школьных лет, если остались школьные тетради, дневник, документ об окончании школы.

- Разрешить принять участие в подготовки к школе старших братьев (сестер).

- Чтение литературных произведений.

- Просмотр мультфильмов «Козленок, который умел считать до 10», «Вовка в тридевятом царстве» и т. д.

- По мере возможности загадывать ребенку загадки на разные темы, с просьбой объяснить, доказать, почему он считает, что это правильный ответ? При необходимости делать поправки и объяснять, что не так.

Ход ООД

Вводная часть. Дидактическая игра «Незнайкины загадки». Проводит Незнайка.

Дети сидят за столами. Перед ними Незнайка, на столе у него лежат школьные принадлежности, рюкзак (ранец).

Незнайка:

-Ребята, давайте представим, что завтра вы пойдете в школу и вам, как и мне надо собрать рюкзак (ранец). Только собирать мы будем его с помощью загадок. Я буду загадывать вам загадки, тот, кто из вас отгадает, лучше и точнее объяснит, почему именно этот предмет является отгадкой, положит его в рюкзак. Слушайте внимательно, до конца и не перебивайте друг друга. Ведите себя как настоящие ученики.

-Готовы?

Дети слушают загадки и объясняют свой выбор.

1.В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый ...  (Ранец)

2.Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (Букварь)

3.Портфель у меня.

Не велик и не мал:
Лежит в нем задачник,
Букварь и… (Пенал)

4.Умный Ивашка, красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается. (Карандаш)

5.Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она. Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (Ручка)

6.То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Кто такая я? (Тетрадь)

7.Все рисунки вмиг сотрет,

Если в ход она пойдет. (Ластик)

Незнайка:

-Ребята, какие вы молодцы, все мои загадки отгадали.

Основная часть.

Воспитатель:

-Ребята, а ведь Незнайка не только знает загадки о школьных принадлежностях, он еще умеет их сочинять. Незнайка сам придумал загадку про пенал.

-Хотите ее послушать?

Незнайка читает загадку.

«Похож на книгу без страниц.

На дом без окон и дверей.

На ранец, но только лишь

Для ручек и карандашей».

Воспитатель:

-Незнайка, какой ты молодец! Какую замечательную загадку придумал.

И тебе никто не помогал? Незнайка отвечает.

-Ребята, какие признаки нам помогли понять, что это пенал? Ответы детей.

- Ребята, а вы хотите сами научиться придумывать загадки? Ответы детей.

-Чтобы Незнайка нас не услышал, мы его попросим посидеть в другой комнате.

-Давайте сейчас придумаем загадки про ластик и ранец. Нам поможет в этом модель (таблица).

Воспитатель вывешивает табличку с изображением модели составления загадки на доску и предлагает детям составить загадку.

МОДЕЛЬ « На что похоже? Чем отличается?»

На что похоже?

Чем отличается?

 Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Ответы записываются в таблицу с выделением первой буквы названного слова. Многие дети уже знают буквы, и им будет проще запомнить названные слова. Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. При необходимости воспитатель может задавать детям дополнительные вопросы, которые наиболее точно помогут охарактеризовать предмет и его свойства.

Дети и воспитатель стоят у доски, но которой размещена таблица.

Объясняю детям, как все будет проходить.

-Ребята, я буду задавать вам определенные вопросы, вы отвечать. Ваши ответы на вопросы буду записывать в таблицу. Когда таблица будет заполнена, мы постараемся составить загадку, и посмотрим, что же у нас получилось. Первую букву слов буду выделять зеленым цветом.

-Мы с вами рассматривали школьные принадлежности, рассказывали о том какие они, из чего сделаны, сравнивали их, все это нам сейчас пригодится. Вспоминайте.

Мы выбрали ластик. Итак, первый вопрос.

-На что похож ластик? Дети дают ответы. Воспитатель записывает это слово в левый столбик таблицы и выделяет первую букву слова другим цветом.

-Чем отличается от …? Дети дают ответы. Заполняется правый столбик таблицы.

На что похоже?

Чем отличается?

Камушек

Но не твердый

Сахара

Но нельзя съесть

Прачку

Стирает, но не белье

Воспитатель:

-Сейчас я зачитаю ответы на вопрос «На что похож?» Зачитываю.

-А теперь на вопрос «Чем отличается?» Зачитываю ответ на первый вопрос и второй сразу.

- Ребята, сейчас я вам помогу в составлении загадку, послушайте, что у нас получилось.

«Сказал бы: камушек, да не твердый;

Сказал бы: сахар, но нельзя съесть;

Сказал бы прачка: но стирает не белье».

-Как вы думаете, получилось у нас? Ответы детей.

-Давайте, все вместе повторим. Дети и воспитатель повторяют.

Физкультминутка « Мы старались, мы учились».

Воспитатель:

-Предлагаю вам отдохнуть. Выходите, на середину.

Воспитатель:

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом со столом идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за столы.)

-А теперь надо придумать загадку про ранец. Все проводится аналогично.

-На что похож? Ответы детей. Воспитатель записывает это слово в левый столбик таблицы.

-Ребята, как вы считаете можно сказать, что ранец младший брат чемодану?

-Чем отличается от…? Ответы детей. Воспитатель записывает это слово в правый столбик таблицы.

На что похоже?

Чем отличается?

Чемодан

маленький, как младший брат

Дом

необычный

Коробочку

Но не для обуви, а волшебную

Воспитатель:

-Послушайте, что теперь получилось.

«Являюсь младшим братом я

Большому чемодану.

Похож на дом, но необычный,

Коробочку волшебную.

Вы носите меня, друзья,

За спиною у себя».

-Давайте, все вместе повторим. Дети и воспитатель повторяют.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, понравятся наши загадки Незнайки, сможет он их разгадать?

-Давайте, его позовем.

Воспитатель идет за Незнайкой.

-Незнайка, только что ребята составили загадки и предлагают тебе их отгадать. Ты готов?

-Может кто-то из вас, если помнит загадки, загадает? Можно смотреть на нашу таблицу. Попробуйте. Кто хочет и помнит?

Ребенок загадывает загадку с опорой на модель, воспитатель помогает.

Незнайка задумывается и дает ответ.

Воспитатель:

-Незнайка, тебе понравились загадки, трудно было отгадать?

Незнайка:

-Было бы труднее, если бы ребята не рассказали мне про школьные принадлежности.

А загадки мне очень понравились. Молодцы, ребята! Я их теперь буду загадывать своим друзья из Цветочного города. Пойду скорее, мне не терпится сделать это.

До свидания, спасибо вам!

Незнайка уходит.

Заключительная часть.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня было нелегко, но вы все старались, вы придумали интересные загадки, а сейчас предлагаю вам нарисовать отгадки к вашим загадкам. Пока вы будите рисовать, я их запишу. Потом мы их сложим в нашу волшебную книгу загадок.

Дети рисуют отгадки к загадкам.

После занятия воспитатель вместе с детьми собирает рисунки с отгадками в книгу. Книгу кладут в книжный уголок.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Развитие речи, Старший дошкольный возраст.

Post navigation

Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников
Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022