Конспект ОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Школьные принадлежности»
Конспект ОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Школьные принадлежности»
Цель: Учить придумывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения
(3-4 признака) с использованием модели.
Задачи:
Образовательные:
-Обучение детей умению придумывать загадки о школьных принадлежностях.
-Продолжать учить и точно подбирать слова, обозначающие предметы; их свойства, качества, материал и его особенности.
-Закрепить умение использовать в речи простые и распространенные предложения с однородными членами.
-Закреплять умения внимательно и заинтересованно слушать загадки.
Развивающие:
-Развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок.
-Развивать наблюдательность, умение анализировать и сравнивать предметы.
-Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к родному языку.
-Воспитывать бережное отношение к вещам.
-Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.
Материалы и оборудование:
-Незнайка (игрушка)
-Школьные принадлежности: ранец, пенал, тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка, точилка (настоящие).
-Модель (таблица) для составления загадок (формат листа А-3)
-Маркер зеленого и черного цветов.
-Цветные карандаши и листы бумаги (формат А-4) белого цвета на каждого ребенка.
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы: З. Александрова «В школу», С. Маршак «Первый день календаря», рнс «Дочь-семилетка», Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» глава «Как Незнайка сочинял стихи».
Объяснение пословиц: Ученье — путь к уменью. Ученье свет, не ученье — тьма.
-Разгадывание и загадывание загадок.
-Дидактические игры (словесные): «Подбери признак», «Четвертый лишний», «Школьные принадлежности», «Назови нужное действие».
-Подвижная игра «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем».
-С/р. игра «Магазин канцтоваров».
-Продуктивная деятельность: «Построим школу», «Нарисуй отгадку».
-Рассматривание иллюстраций о школе, учениках.
-Беседы «Чем школа отличается от детского сада», «Для чего нужно учиться в школе».
-Разучивание физкультминутки « Мы старались, мы учились».
Работа с родителями:
-Предложить родителям сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские товары, или на школьную ярмарку. - Рассказать о школе из личных воспоминаний.
- Рассмотреть фотографии школьных лет, если остались школьные тетради, дневник, документ об окончании школы.
- Разрешить принять участие в подготовки к школе старших братьев (сестер).
- Чтение литературных произведений.
- Просмотр мультфильмов «Козленок, который умел считать до 10», «Вовка в тридевятом царстве» и т. д.
- По мере возможности загадывать ребенку загадки на разные темы, с просьбой объяснить, доказать, почему он считает, что это правильный ответ? При необходимости делать поправки и объяснять, что не так.
Ход ООД
Вводная часть. Дидактическая игра «Незнайкины загадки». Проводит Незнайка.
Дети сидят за столами. Перед ними Незнайка, на столе у него лежат школьные принадлежности, рюкзак (ранец).
Незнайка:
-Ребята, давайте представим, что завтра вы пойдете в школу и вам, как и мне надо собрать рюкзак (ранец). Только собирать мы будем его с помощью загадок. Я буду загадывать вам загадки, тот, кто из вас отгадает, лучше и точнее объяснит, почему именно этот предмет является отгадкой, положит его в рюкзак. Слушайте внимательно, до конца и не перебивайте друг друга. Ведите себя как настоящие ученики.
-Готовы?
Дети слушают загадки и объясняют свой выбор.
1.В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый ... (Ранец)
2.Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен... (Букварь)
3.Портфель у меня.
Не велик и не мал:
Лежит в нем задачник,
Букварь и… (Пенал)
4.Умный Ивашка, красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается. (Карандаш)
5.Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она. Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь)
7.Все рисунки вмиг сотрет,
Если в ход она пойдет. (Ластик)
Незнайка:
-Ребята, какие вы молодцы, все мои загадки отгадали.
Основная часть.
Воспитатель:
-Ребята, а ведь Незнайка не только знает загадки о школьных принадлежностях, он еще умеет их сочинять. Незнайка сам придумал загадку про пенал.
-Хотите ее послушать?
Незнайка читает загадку.
«Похож на книгу без страниц.
На дом без окон и дверей.
На ранец, но только лишь
Для ручек и карандашей».
Воспитатель:
-Незнайка, какой ты молодец! Какую замечательную загадку придумал.
И тебе никто не помогал? Незнайка отвечает.
-Ребята, какие признаки нам помогли понять, что это пенал? Ответы детей.
- Ребята, а вы хотите сами научиться придумывать загадки? Ответы детей.
-Чтобы Незнайка нас не услышал, мы его попросим посидеть в другой комнате.
-Давайте сейчас придумаем загадки про ластик и ранец. Нам поможет в этом модель (таблица).
Воспитатель вывешивает табличку с изображением модели составления загадки на доску и предлагает детям составить загадку.
МОДЕЛЬ « На что похоже? Чем отличается?»
На что похоже? | Чем отличается? |
Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Ответы записываются в таблицу с выделением первой буквы названного слова. Многие дети уже знают буквы, и им будет проще запомнить названные слова. Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. При необходимости воспитатель может задавать детям дополнительные вопросы, которые наиболее точно помогут охарактеризовать предмет и его свойства.
Дети и воспитатель стоят у доски, но которой размещена таблица.
Объясняю детям, как все будет проходить.
-Ребята, я буду задавать вам определенные вопросы, вы отвечать. Ваши ответы на вопросы буду записывать в таблицу. Когда таблица будет заполнена, мы постараемся составить загадку, и посмотрим, что же у нас получилось. Первую букву слов буду выделять зеленым цветом.
-Мы с вами рассматривали школьные принадлежности, рассказывали о том какие они, из чего сделаны, сравнивали их, все это нам сейчас пригодится. Вспоминайте.
Мы выбрали ластик. Итак, первый вопрос.
-На что похож ластик? Дети дают ответы. Воспитатель записывает это слово в левый столбик таблицы и выделяет первую букву слова другим цветом.
-Чем отличается от …? Дети дают ответы. Заполняется правый столбик таблицы.
На что похоже? | Чем отличается? |
Камушек | Но не твердый |
Сахара | Но нельзя съесть |
Прачку | Стирает, но не белье |
Воспитатель:
-Сейчас я зачитаю ответы на вопрос «На что похож?» Зачитываю.
-А теперь на вопрос «Чем отличается?» Зачитываю ответ на первый вопрос и второй сразу.
- Ребята, сейчас я вам помогу в составлении загадку, послушайте, что у нас получилось.
«Сказал бы: камушек, да не твердый;
Сказал бы: сахар, но нельзя съесть;
Сказал бы прачка: но стирает не белье».
-Как вы думаете, получилось у нас? Ответы детей.
-Давайте, все вместе повторим. Дети и воспитатель повторяют.
Физкультминутка « Мы старались, мы учились».
Воспитатель:
-Предлагаю вам отдохнуть. Выходите, на середину.
Воспитатель:
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом со столом идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за столы.)
-А теперь надо придумать загадку про ранец. Все проводится аналогично.
-На что похож? Ответы детей. Воспитатель записывает это слово в левый столбик таблицы.
-Ребята, как вы считаете можно сказать, что ранец младший брат чемодану?
-Чем отличается от…? Ответы детей. Воспитатель записывает это слово в правый столбик таблицы.
На что похоже? | Чем отличается? |
Чемодан | маленький, как младший брат |
Дом | необычный |
Коробочку | Но не для обуви, а волшебную |
Воспитатель:
-Послушайте, что теперь получилось.
«Являюсь младшим братом я
Большому чемодану.
Похож на дом, но необычный,
Коробочку волшебную.
Вы носите меня, друзья,
За спиною у себя».
-Давайте, все вместе повторим. Дети и воспитатель повторяют.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, понравятся наши загадки Незнайки, сможет он их разгадать?
-Давайте, его позовем.
Воспитатель идет за Незнайкой.
-Незнайка, только что ребята составили загадки и предлагают тебе их отгадать. Ты готов?
-Может кто-то из вас, если помнит загадки, загадает? Можно смотреть на нашу таблицу. Попробуйте. Кто хочет и помнит?
Ребенок загадывает загадку с опорой на модель, воспитатель помогает.
Незнайка задумывается и дает ответ.
Воспитатель:
-Незнайка, тебе понравились загадки, трудно было отгадать?
Незнайка:
-Было бы труднее, если бы ребята не рассказали мне про школьные принадлежности.
А загадки мне очень понравились. Молодцы, ребята! Я их теперь буду загадывать своим друзья из Цветочного города. Пойду скорее, мне не терпится сделать это.
До свидания, спасибо вам!
Незнайка уходит.
Заключительная часть.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня было нелегко, но вы все старались, вы придумали интересные загадки, а сейчас предлагаю вам нарисовать отгадки к вашим загадкам. Пока вы будите рисовать, я их запишу. Потом мы их сложим в нашу волшебную книгу загадок.
Дети рисуют отгадки к загадкам.
После занятия воспитатель вместе с детьми собирает рисунки с отгадками в книгу. Книгу кладут в книжный уголок.