Тема: «Весна».
Программное содержание:
Познание: Обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.
Коммуникация: Развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений; продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми; активизировать словарь детей (ранняя, март); прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи, поговорки, приметы).
Социализация: формировать умение детей выслушивать друг друга, не перебивая, формировать дружеские отношения в детском коллективе.
Физическая культура: Развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Времена года»; наблюдение за птицами; чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, глобус, лампа, аудиозапись с голосами птиц, снег в ведерке, вода в лейке.
Раздаточный материал: ножницы, клей, цветная бумага.
Ход:
Воспитатель:
– Добрый день всем! У меня сегодня хорошее настроение. А какое настроение у вас?
Дети:
– Отличное!
Воспитатель:
– Какое сейчас время года?
Дети:
– Весна!
Воспитатель:
– Весну издавна называют в народе «Весна-красна». А знаете почему?
Дети:
– Потому что вся природа просыпается весной, после зимних холодов. Появляется зелёная травка, первые цветы, прилетают птицы грачи, скворцы, жаворонки и др. Природа оживает, все становится красивым.
Воспитатель:
– Погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна, что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете такую поговорку?
(ответы детей)
Презентация «Весна. Март»
1 слайд: Март в народе называют протальником, потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину.
2 слайд: Снег еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.
3 слайд: Рассмотрите каким становится снег в марте. Что с ним происходит? (
Дети:
– Снег становится рыхлым и темным.
Опыт «Почему снег рыхлый?»
5 слайд: Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте, по стене.
Воспитатель:
– Отгадайте загадку: Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?
(облака)
Воспитатель:
– Ребята, мы с вами на прогулке обратили внимание на то, в небе появилось много кучевых облаков. Как и откуда они образуются?
(предположения детей)
Воспитатель:
– Они появились из-за обильного таяния снега. Снег тает, превращается в воду, вода под воздействием солнца, испаряется и поднимается вверх. А в небе капельки воды собираются вместе в кучу, образуя облака.
Дидактическая игра «На что похоже облако?»
Воспитатель:
– Ребята, а с солнцем какие-нибудь изменения происходят?
Дети:
– Оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает.
Воспитатель:
– Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем еще один опыт.
Опыт «Почему происходит смена времен года?» с лампой и глобусом.
Воспитатель:
– Раньше был такой обычай – «зазывать весну», для этого пели весенние заклички и играли в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
– Мы с вами наблюдали на прогулке за птицами, давайте вспомним, как они вели себя зимой и как ведут сейчас, с приходом весны.
(ответы детей)
Воспитатель:
– Ребята, а какую птицу называют гонцом весны?
Дети:
– Гонцы весны – грачи.
Воспитатель:
– В народе говорят: «Грач на горе – весна во дворе» Как вы понимаете эту пословицу?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные. После хищные и самые последние водоплавающие птицы. Как вы думаете, почему в такой последовательности они возвращаются?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
Есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное.
Дидактическая игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)
Воспитатель:
– Ребята, а какие еще вы знаете приметы весны?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас попробуем создать портрет весны.
Коллективная аппликация «Портрет Весны»
Заключительный этап образовательной деятельности – рефлексия.